Сергей Герасимов

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Сергей Герасимов     Сергей Герасимов

«Я за то, чтобы искусство удивляло»
Сергей Герасимов 

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Сергей Герасимов

Сергей Аполлинариевич Герасимов – советский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр, теоретик кино и педагог. Член Академии АПН СССР. Народный артист СССР (1948).

Лауреат Ленинской (1984), трёх Сталинских (1941, 1949, 1951) и Государственной (1971) премий СССР. Герой Социалистического Труда (1974).

Заказать книги в ЧОУНБ 

Сергей Герасимов родился 21 мая (3 июня) 1906 г. в посёлке Кундравы. В то время посёлок был в составе Троицкого уезда Оренбургской губернии (сейчас это Чебаркульский район Челябинской области).

Отец работал инженером на Миасском заводе. В 1909 г. он трагически погиб на реке Сосьве во время геологической экспедиции. Сергею, младшему из пяти детей, едва исполнилось три года. В возрасте восьми лет он попал в театр, на оперу «Евгений Онегин» и драматический спектакль «Разбойники». С того времени театр стал его большой мечтой.

В 1923–1925 гг. Герасимов учился в Ленинградском художественном училище. Через некоторое время окончил техникум сценических искусств.

Дебютировал в короткометражном немом фильме «Мишки против Юденича» в роли Шпика, мальчика-газетчика (1925).

Первые годы актёрской деятельности Сергея Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах режиссеров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга в ролях: шулера («Шинель», 1926), журналиста («Новый Вавилон», 1929), председателя сельсовета («Одна», 1931) и др.

В своих первых ролях проявил себя в гротесковом плане, как мастер графически чёткого образа. В дальнейшем, не оставляя работу актёра, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, создавая сценарии ко многим фильмам. 

Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа: он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм».

В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.

Режиссёрским дебютом Герасимова был комедийный фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. Бартеневым); затем он поставил фильмы «Сердце Соломона» (1932, совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934).

Своеобразие дарования Герасимова выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936, совместно с Ю. Германом). Герасимов работал над этим фильмом с коллективом молодых актёров, воспитанных в его мастерской.

Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме «Семеро смелых» создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной, жизненной практике.

Его фильму «Комсомольск» (1938) присуще глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, вместе с подробным рассказом о характере каждого героя. Фильм рассказывал, как в нелёгких трудовых условиях комсомольцы строят новый город в далёкой тайге.

Значительной работой в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939) о конфликте поколений. Автор сценария и режиссёр – С. Герасимов, главный оператор – В. Яковлев.

Придавая большое значение наследию русской и мировой культуры, Герасимов поставил фильм «Маскарад» (1941). Картина воссоздала романтический пафос драмы Лермонтова и трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия. Она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин – Н. Д. Мордвинов). Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного.

Но современная тема по-прежнему осталась основной для режиссера. Своё отношение к задачам кинематографии он определял так: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве – это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства».

В годы Великой Отечественной войны Сергей Герасимов принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941). Поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944) о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

В 1944 г. Герасимов возвращается к педагогической работе и руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, Сергей Герасимов всё больше утверждается в мысли о близости современного кино с языком реалистической прозы.

Он осуществил со своими учениками постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра) в форме своеобразного киноспектакля. В 1948 г. на основе этого спектакля был поставлен фильм «Молодая гвардия».

Сначала фильм был раскритикован И. Сталиным за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, но в итоге был удостоен Сталинской премии.

В 1950 г. совместно с киноработниками КНР Герасимов создал документальный фильм «Освобождённый Китай». В 1952 г. поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В 1956 г. по сценарию Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (режиссёр Я. Б. Фрид), в 1958 г. фильм «Память сердца» (режиссёр Т. М. Лиознова).

В конце 1950-х гг. Герасимов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода – трехсерийный фильм «Тихий Дон» по мотивам одноимённого романа М. А. Шолохова. Фильм представлен в жанре народной драмы и передаёт высокую правду человеческих характеров. Первой серии фильма была присуждена премия за цвет на Международном кинофестивале в Брюсселе (1958), третьей серии фильма присуждена Большая премия на XI Международном кинофестивале в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I Всесоюзном кинофестивале в Москве (1958).

Сергей Аполлинариевич продолжил работу над жанром киноромана и в 1962 г. закончил двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося на родину через 17 лет. Герасимов исполнил в этом фильме роль эмигранта Князя Львова-Щербацкого.

В целом в 1960-х гг. Герасимов перешёл к фильмам на современную тему. Картины «Журналист», «У озера», «Любить человека» касаются общечеловеческих проблем: экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений.

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодёжь, начинающих и непризнанных исполнителей. Неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на ЦКДЮФ имени М. Горького.

На основе дипломного спектакля своей актёрской мастерской во ВГИКе в 1976 г. им был поставлен телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля.

Среди учеников Сергея Аполлинариевича – режиссёры и актёры: Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Николай Розанцев, Инна Макарова, Николай Рыбников, 3инаида Кириенко, Галина Польских и др.

Режиссер снял более 30 картин, во многих играл, но лишь в конце жизни смог осуществить свою мечту: показать и сыграть на экране Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя. Тамара Макарова – актриса, педагог и жена режиссера – снялась в роли Софьи Андреевны.

Заказать книги в ЧОУНБ 

Материал подготовила Наталья Козлова, библиограф отдела литературы по искусству

06.06.2016   12:40:53


Наверх