Александр Роу

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Александр Роу     Александр Роу

 

У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал.
Инна Чурикова

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Александр Роу

Александр Артурович  Роу –  советский кинорежиссёр, автор 16 фильмов-сказок. Народный артист РСФСР (1968).

Читайте в Публичке     Смотрите в Публичке

Александр Роу  родился   9 марта 1906 года в городе Юрьевец  (ныне  Ивановской области).  Его отцом был ирландец Артур Говард Роу (Rowe)  – инженер,  специалист мукомольного производства, который в 1905 году приехал по контракту в Россию. Женился на гречанке. В 1906 году у них родился сын Александр, будущий известный кинорежиссёр. В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив семью в России.

Александру с детства пришлось работать для поддержки матери:  он торговал галантерейными товарами.

После окончания семилетней школы  он поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 года работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Б. В. Чайковского на актерское отделение. Окончил его в 1930 году. После этого  учился в Драматическом техникуме им. М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году).

С 1930 года Александр Роу работал на киностудии «Межрабпомфильм» ассистентом у Якова Протазанова на съёмках фильмов «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936) и у других режиссёров.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Александр РоуС 1937 года – режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем – ЦКДЮФ имени М. Горького). Первая самостоятельная режиссёрская работа – фильм-сказка «По щучьему веленью» (1938). Именно сказочное кино для всех возрастов стало основной темой его творчества.

Александр Роу поставил такие знаменитые вариации на тему русских народных сказок, как «Василиса Прекрасная» (1939), «Кащей Бессмертный» (1944), «Марья-искусница» (1959), «Морозко» (1964, в 1965 году фильм получил приз «Лев Сан-Марко» (Гран-при) наXXVI Венецианском кинофестивале), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Золотые рога» (1972).

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Александр РоуДругим направлением его творчества была экранизация классических сказок  русской и мировой литературы :  «Конёк-Горбунок» (1941), «Майская ночь, или Утопленница» (1952),  «Новые похождения Кота в сапогах» (1957),  «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), современных литературных сказок :  «Королевство Кривых Зеркал» (1963). Совместно с Р. Захаровым Александр Роу поставил фильм-балет «Хрустальный башмачок» (1960).

Кроме того, в 1949 году выступил режиссёром документального фильма «Артек» (приурочен к 25-летию лагеря) и стереофильма «День чудесных впечатлений».

Александр Артурович Роу жил в небольшой квартире, которую оформил в  «сказочном» стиле:  в прихожей во всю стену была нарисована береза. Закругленные своды дверей словно приглашали  гостей  в старинные русские хоромы.  На многочисленных полках красовалась коллекция игрушек, привезенных режиссером и его друзьями со всех концов земли.
Роу отличался удивительной любознательностью и жадно впитывал новые впечатления.   Он был не только художником-сказочником, но и увлечённым путешественником. Со своими фильмами он посетил множество стран.

Среди его поездок особое место занимала Африка, которая была для него сказочным, таинственным миром всю  жизнь. Он активно работал в Советско-Африканском обществе дружбы и стал членом его правления.

Однажды Роу спросили: «Как вы можете объяснить столь долгую жизнь фильмов-сказок?» Он ответил: «Причин здесь несколько. Наши фильмы основаны на русском фольклоре, а устное народное творчество бес смертно, сказки переходят из поколения в поколение. Ребенок не просто встречается в наших фильмах с любимыми героями, он как бы впервые знакомится со сложными человеческими отношениями, извечной борьбой добра со злом, честности и бескорыстия – с ложью и жадностью, человечности – с жестокостью.  В каждом фильме добро вступает в непримиримый поединок со злом и в нелегкой борьбе одерживает над ним победу. Подчас зло принимает иную личину, идет на обман, и одолеть такого оборотня гораздо труднее. Следовательно, надо быть не просто сильным и ловким, уметь подчинять себе стихии (а об этом мы мечтаем в детстве), но и быть бдительным, распознавать зло в самом корне. И никогда не оставаться в стороне. Такова нравственная задача фильмов-сказок».

Фильмография:

  • Василиса Прекрасная (1939)Конек-Горбунок (1941)Кащей Бессмертный (1944)
    Майская Ночь, Или Утопленница (1952)
    Тайна Горного Озера (1954)
    Драгоценный Подарок (1956)
    Новые Похождения Кота В Сапогах (1958)
    Марья-Искусница (1959)
    Хрустальный Башмачок (1961)
    Королевство Кривых Зеркал (1963)
    Вечера На Хуторе Близ Диканьки (1963)
    Морозко (1964)
    Огонь, Вода И... Медные Трубы (1968)
    Варвара-Краса, Длинная Коса (1970)Золотые Рога (1973)
Читайте в Публичке

Материал подготовлен Натальей Козловой, 
ведущим библиографом ОЛИ.

09.03.2016   10:36:27



Наверх