Алексей Писемский

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Алексей Писемский     Алексей Писемский

«… если и не смог отразить всю русскую действительность,то, по крайней мере, собрал «всю ее ложь»
Алексей Писемский

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Алексей Писемский

Алексей Феофилактович Писемский – один из значительных русских писателей XIX века. Многие острокритические романы, рассказы, повести и драмы писателя имели широкую известность среди современников и не утратили художественную ценность и в наше время. Чернышевский называл роль Писемского в истории русской литературы «блистательной» и считал, что он идет по пути Гоголя.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес

Родился 11(23) марта 1821 г. (по другим сведениям – 1820 г.) в п. Раменье Костромской губернии в небогатой дворянской семье. Все детство Писемского прошло в небольшом городишке Ветлуге, где его отец, подполковник в отставке, служил городничим. Он рос независимым и немного нервным ребенком. «Учиться меня особенно не нудили, – вспоминал Писемский, – да и сам я не очень любил учиться; но зато читать, особенно романы, я любил до страсти…». О его образовании никто особенно не заботился. Никаким языкам, кроме латинского, его не учили. Всю свою жизнь Писемский страдал от того, что не знает языков. С 1834 г. по 1840 г. он учился в Костромской гимназии. Писемский-гимназист увлекался театром и романтической литературой, сам пробовал писать. В 1840 г. поступил на математическое отделение Московского университета. «Научных сведений... приобрел немного, зато познакомился с Шекспиром, Гете, Руссо, Вольтером, Гюго, сознательно оценил русскую литературу», – так скажет о своих студенческих годах Писемский. В эти годы он влюбился в театр и хотел все свое время посвящать только ему. В 1844 г. некоторое время работал актером, исполняя второстепенные роли. После окончания университета в 1844 г. Писемский вернулся в родные места. В течение нескольких лет он был чиновником в Костроме. Служебные поездки по Костромской губернии дали Писемскому неоценимый материал для творчества. В 1848 г. 11 октября, как сообщает он в своей автобиографии, он сочетался браком с дочерью основателя «Отечественных записок», известного в 1820–1830-х гг. литератора П. П. Свиньина Екатериной Павловной, двоюродной сестрой известного поэта Аполлона Майкова. Судя по всем данным, это был брак не по страсти, а по разумному выбору. Тем не менее, выбор Писемского был как нельзя более удачен, потому что жена его, по общему мнению всех знавших ее, была женщина редких достоинств. Так, по словам Анненкова, «эта примерная женщина умела успокоить его болезненную мнительность и освободила его не только от забот по хозяйству и воспитанию детей, но, что важнее, освободила его и от своего вмешательства в его личную, интимную жизнь, тоже исполненную капризов и порывов; она же и переписала на своем веку, по крайней мере, две трети всех его сочинений с черновых оригиналов, представлявших всегда страшно запачканную макулатуру из кривых строчек, крупных каракуль и чернильных пятен».

С женитьбой Писемского совпало появление в печати его первого произведения – рассказа «Нина». Он был опубликован в нескольких журналах и открыл стране одаренного автора, который прекрасно видит жизнь и разбирается в его мелочах и проблемах. В 1850 г. автор набрался смелости и отправил в редакцию журнала «Москвитянин» повесть «Тюфяк», которая выдвинула его в первые ряды писателей эпохи. Успех «Тюфяка» закрепил в нем уверенность, что он занимается именно тем делом, которое ему нравится и которым может заниматься. В последующие годы в свет выходят такие произведения, как: «Комик», «Ипохондрик», «Богатый жених», «Питерщик», «Батманов», «Раздел», «Леший», «Фанфарон». Все они отличаются прекрасно изображенной в них жизненной правдивостью. Разные моменты тогдашней действительности, еще никем, не увиденные и не затронутые, стали вырисовываться именно в его произведениях. Первым крупным произведением Писемского стал роман «Боярщина», который был настолько неугоден цензуре, что в свет он вышел только через 10 лет после своего написания. В романе уже прослеживаются основные черты всего творчества Писемского. Его талант медленно начинает раскрываться и кристаллизироваться, начинают серьезно формироваться социальные воззрения Писемского. Он не принимал славянофильства. Его интерес лежал в ином направлении.В его произведениях, зачастую, преобладали отрицательные личности, и почти в каждом произведении оставляет след его пессимистичность.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Алексей ПисемскийВыйдя в отставку, Писемский  зимой 1854 г. переезжает в Петербург, где производит сильнейшее впечатление на всех, в первую очередь, своей неуемной тягой к оригинальности и первобытности. Его не интересовали теоретические и философские разговоры. Ему были чужды общепринятые идеи и наставления. В 1855 г. выходят два прекрасных произведения Писемского из жизни народного быта. Это «Плотничья артель» и повесть «Виновата ли она». Произведения всколыхнули общественность и пользовались огромным успехом у публики. В 1856 г. писатель уезжает в организованную Морским министерством экспедицию на берега Каспийского моря с целью исследования быта населения, занимающегося рыболовством. Результатом этой поездки стали произведения, вошедшие в «Морской сборник» и «Библиотеку для чтения». Вернувшись из командировки, Писемский печатает ряд очерков и приступает к работе над одним из главных своих произведений, романом «Тысяча душ», который был напечатан в «Отечественных записках» в 1858 г. Содержание романа пленяло всех, кто открывал роман и начинал читать. Это глубоко задуманное, тщательно разработанное произведение. Здесь реализм показан без лишних сентиментальных ноток. В широкую картину провинциальной жизни, с мастерством вставлены прекрасные и мощные психологические портреты некоторых индивидуумов. Вся читающая публика, вместе с критикой, были в восторге от главного героя романа Калиновича, особенно от истории его служебной деятельности. Идея «благородного чиновника», которую несет в себе главный герой произведения, была в то время в диковинку, ибо еще не принялась полностью. Важное место в творчестве Писемского заняла также пьеса «Горькая судьбина» (1859), за которую он в 1860 г. получил премию Академии наук. За пьесой закрепилась репутация «одной из лучших пьес русской драматургии».

В конце 1850–1860 гг. Алексей Феофилактович Писемский находился в апогее своей славы. В этот период он  по своему литературному весу не уступал Толстому и Достоевскому. Его сочинения переводили на европейские языки и оживленно обсуждали в «толстых журналах». Именно в этот период он проявил себя не только как талантливый писатель, но и как блестящий чтец; ему посвящались хвалебные оды, в частности, известным и очень авторитетным критиком – Д. И. Писаревым; он являлся редактором довольно большого журнала «Библиотека для чтения». Однако радикальные противоречия между настроем российского общества того времени и мировоззрением Писемского не могли не привести к печальному исходу. Писатель не входил ни в какую определенную идеологическую группу и даже не пытался примирить воззрения противоборствующих сторон. При этом он еще и был склонен видеть и изображать исключительно слабые их стороны. Писатель выступает с рядом фельетонов, направленных против революционно-демократической журналистики («Искры» и «Современника»). Редакторы «Искры» даже вызвали Писемского на дуэль, которая, к счастью, не состоялась. Все эти события и неурядицы глубоко потрясли писателя, который в начале 1862 г. покинул опостылевший и не принявший его Петербург и переселился в Москву. Здесь он постепенно отходит от литературных знакомств, теряя былую общительность и остроумие, становясь замкнутым и подозрительным, лишь в семье находя успокоение.

Летом 1862 г. Писемский был за границей, встречался в Лондоне с Герценом. Вернувшись, опубликовал в реакционном «Русском вестнике» роман «Взбаламученное море», единодушно осужденный демократической критикой. 

В 1860–70-е гг. писатель утратил свое влияние в литературе, хотя продолжал интенсивно работать. Для правдивого описания многосложных процессов общественной жизни, которые Писемский поставил во главу угла в своих поздних произведениях, требовалась достаточно возвышенная точка зрения, которая у писателя отсутствовала.

Неудачи на литературном поприще весьма негативно отразились на настроении Писемского, который в письме к Тургеневу, написанном весной 1878 г., признался, что «устал писать, а еще более того жить». Это тягостное настроение владело Писемским еще с начала семидесятых годов, когда внезапно покончил с собой его любимый сын Николай, молодой математик, подававший надежды. Тщетно боролась любящая семья с приступами возрастающей ипохондрии, к которой присоединились еще физические недуги. Окончательно подкосило Писемского новое несчастие – известие о безнадежной психической болезни другого сына Павла. Не выдержав физических и моральных страданий писатель скончался 21 января 1881 г. Известие о его смерти не вызвало особого интереса у общественности и его похороны на фоне пышных проводов умершего почти в одно время с ним Достоевского, прошли почти незамеченными.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Алексей Писемский«Толпа за катафалком шла не особенно густая – все больше люд в годах, молодых лиц было совсем мало. Ветер швырял в иззябшихся факельщиков колючую ледяную крупу, рвал кисти гроба. В открытую могилу на кладбище Новодевичьего монастыря успело нанести снега, и казалось, что кто-то застелил для усопшего белоснежную постель...» (из книги С. Плеханова  «Писемский»).

В воспоминаниях людей, близко знавших Алексея Феофилактовича Писемского, писатель остался сильной личностью, многочисленные достоинства которого значительно перевешивали недостатки. Это был добродушный человек, с высокоразвитым чувством справедливости, чрезвычайно скромный и чуждый зависти. Основные черты характера Писемского – правдивость и искренность, нашли отражение в его произведениях и стали первостепенным достоинством таланта писателя. В полной мере к самому Писемскому могут быть отнесены его слова о Гоголе, которого он превозносил за отсутствие «стремления сказать больше своего понимания». Писемский был реалист по стилю жизни и по мышлению. Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Алексей ПисемскийВ своих лучших произведениях он представил поразительно точную картину современной ему дореформенной России. Эти произведения настолько проникнуты объективностью, что, по мнению Писарева, даже Гончаров на его фоне смотрелся совершенным лириком.

Читайте в Публичке

Писемский, А. Ф. Повесть : рассказы / А. Ф. Писемский ; [вступ. ст. К. И.Тюнькина]. – Москва : Правда, 1988. – 573 с. : ил. Содерж.: Повесть:Тюфяк; Рассказы: Питерщик; Леший; Фанфарон; Плотничья артель; Старая барыня; Старческий грех; Батька; Русские лгуны 

Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р1; Авт. знак П 344; Инв. К-427350

 

Писемский, А. Ф. Тысяча душ : роман в 4 ч. / А. Ф. Писемский ; предисл., примеч. К. И.Тюнькина. – Москва : Худож. лит., 1980. – 511с. : ил.

Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р1; Авт. знак П 344; Инв. К-261538

В романе представлен портрет русского общества XIX века накануне реформ. Карьера «во имя высокой цели» главного героя стала сквозной интригой, позволившей автору развернуть остросюжетный рассказ о быте и нравах провинциальной и столичной России той поры, в частности деловых отношений между людьми. Судьба главного героя романа Калиновича – крах его «искоренительных» деяний, бесплодность предпринятой.

Плеханов, С. Н. Писемский / С. Н. Плеханов. – 2-е изд. – Москва: Молодая гвардия, 1987. – 288 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей, вып. 666).
Место хр. КХ; Инв. К-407390

Жизнь и творчество Писемского, автора такого этапного произведения русской литературы, как роман «Тысяча душ», его тесная дружба со многими корифеями отечественной литературы и выдающимися представителями русской сцены, общественная деятельность писателя – все это дало возможность воссоздать судьбу писателя-демократа на широком фоне важнейших литературных, общественных и политических событий середины XIX века.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*
*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен Верой Ильиной, библиографом ИБО

23.03.2016   10:28:52



 

 


 

Наверх