Аркадий Аверченко

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Аркадий Аверченко     Аркадий Аверченко

…не смотрите на весь мир так, как будто он – неловкий слуга, не сумевший услужить вам, и поэтому достойный презрения и проклятий.
Используйте его получше и умирайте попозже.
Аркадий Аверченко

Мой глаз приятно подмечал в Аверченке ту мягкую, естественную, природную воспитанность, которая даётся только чутким и умным людям.
Его очарование в обществе было несравнимо. Он умел держать себя в новой и незнакомой среде легко, в меру свободно,
неизменно находчивый, внимательный, ясный, равный и ровный со всеми и для всех.
Это большое искусство, им может владеть только талантливая душа,
и Аверченке был дан дар пленительного шарма.

Пётр Пильский

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Аркадий Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель, сатирик, театральный критик.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Аркадий Аверченко родился 15 (27) марта 1881 г. в Севастополе в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины. Учился в Севастопольской гимназии, однако после второго класса из-за слабого здоровья и плохого зрения не мог посещать гимназию и доучивался дома.

В 1896 г. Аверченко устроился на службу младшим писцом в транспортную контору Севастополя. Через год он уехал из родного города и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 г. переехал в Харьков, где работал в акционерной компании Брянских каменноугольных копей и рудников.

Первый рассказ писателя «Уменье жить» был опубликован в 1902 г. в харьковском журнале «Одуванчик». В октябре 1903 г. в газете «Южный край» был опубликован его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Серьёзной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 г.

В период революционных событий 1905–1907 гг. Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает несколько номеров собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».

В 1907 г. Аркадий Аверченко переехал в Петербург и начал работать секретарём редакции сатирического журнала «Стрекоза». Через год он предложил реорганизовать издание и с 1 апреля 1908 г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон».

В 1910 г. у писателя выходят сборники «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая» и «Весёлые устрицы».

В 1910–1912 гг. Аверченко неоднократно совершал путешествия по Европе, о которых рассказал в вышедшей в 1912 г. книге «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу». В том же году вышли «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», утвердившие за Аверченко звание «Короля смеха».

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: «Одесские рассказы» (1911), «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «О маленьких – для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и др. Особое место среди них представляют «детские» рассказы (сборники «О маленьких – для больших», «Шалуны и ротозеи» и др.).

Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами А-е, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

В 1913 г. редакция «Сатирикона» раскололась, возник «Новый Сатирикон», в котором Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к советской власти.

К 1917 г. Аверченко перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы – это обличение современной власти и политических деятелей.

В августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен. Осенью 1918 г. писатель уехал на белогвардейский юг, там он сотрудничал в газетах «Приазовский край» и «Юг», выступал с чтением своих рассказов.

В начале апреля 1919 г. Аверченко приехал в Севастополь. Здесь вместе с писателем Анатолием Каменским он заведовал литературной частью театра-кабаре «Дом артиста», созданного в Севастополе в сентябре 1919 г. Одной из первых постановок театра стала новая пьеса «Лекарство от глупости», в которой автор выступал и в качестве актёра. В начале 1920 г. севастопольский театр «Ренессанс» поставил пьесу Аверченко «Игра со смертью».

В апреле 1920 г. в Севастополе открылся театр «Гнездо перелётных птиц», в котором писателя-юмориста принимали всегда с радостью. Он гастролировал с театром по Крыму, побывав с концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.

В октябре 1920 г. Аверченко отбыл в Константинополь (Стамбул) с одним из последних врангелевских транспортов, успев перед отъездом издать сборник рассказов и фельетонов «Нечистая сила».

В 1921 г. в Париже был опубликован сборник памфлетов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», за ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар».

13 апреля 1922 г. Аверченко переехал в Софию, затем в Белград, однако ни в одном из этих городов надолго не остался. 17 июня 1922 г. он переехал на постоянное место жительства в Прагу.

В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность. Его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский язык.

В Праге Аркадий Тимофеевич успел написать и опубликовать сборники рассказов «Дети», «Смешное в страшном», «Записки Простодушного. Я в Европе», «Отдых на крапиве», пьесу «Игра со смертью» и др.

Последней работой писателя стал юмористический роман «Шутка мецената», написанный в Сопоте в 1923 г., а изданный уже после смерти автора.

В 1924 г. писатель перенес операцию по удалению глаза, после которой долго не мог оправиться. Вскоре резко стала прогрессировать болезнь сердца. 28 января 1925 г. его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 г. он умер.

Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.

ЭКРАНИЗАЦИИ
«Сила сопротивления» (1914);
«Крыса на подносе» (1963);
«Четверо» (1997);
«Ёлка» (2006, по рассказу «Продувной мальчишка»);
«Невинные создания» (2008).

ЦИТАТЫ

Никогда, дети мои, человек не бывает так доволен, как тогда, когда он подстроит гадость своему ближнему.

«Московское гостеприимство»

– Кого из классиков лично знали: Тургенева, Достоевского, Гончарова?
– Помилуйте, меня и на свете тогда не было.
– Прискорбно. Строк тридцать похитила у меня эта ваша молодость. Впрочем, черкнём штришок: «В бытность свою в Симбирске неликий Тургенев взял однажды на руки Шелоковникова – тогда ещё малютку – и пророчески воскликнул: «Вот мой продолжатель!»
– Но... ведь этого... не было!
– А почём вы знаете? Вдруг было, да вы по младенчеству не обратили внимания.

«Юмор для дураков»

Нам говорят: «Вы ленивы! Вам не хочется пальцем пошевелить, лишний шаг сделать...» Слепцы! Да разве ж это не самое прекрасное, не самое благодетельное в мире?! Вот мы ленивы – да разве ж мы способны поэтому сделать кому-нибудь зло? Ох, бойтесь, господа, активных людей! Мы-то, может быть, наполовину и приятные такие, что мы ленивы.

«Шутка мецената»

– Заметили, как она на меня смотрела? – спросил Клинков.
– Да, – отвечал Подходцев, – с отвращением.
– Врёте вы. Она сказала, что я напоминаю ей покойного брата.
– Очень может быть. В тебе есть что-то от трупа.

«Подходцев и двое других»

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*
*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

В отделе обслуживания ЧОУНБ начала работу книжная выставка «Король смеха», посвященная 135-летию со дня рождения писателя-сатирика, драматурга и издателя Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881–1925).

 

Материал подготовил Анатолий Мезяев,
библиотекарь отдела электронных ресурсов

25.03.2016    11:28:02





 

Наверх