Харуки Мураками «Джазовые портреты»

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Харуки Мураками «Джазовые портреты»      Харуки Мураками «Джазовые портреты»

Если у кого-то взгляд на музыкантов, о которых говорится в этой книге, не совпадет с моим, ничего страшного. Я просто с удовольствием слушал музыку и с удовольствием писал о ней. А если все пройдет гладко и кто-то, как и я, почувствует себя в теплом гнездышке, – это будет для меня самая большая радость.
Харуки  Мураками

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Харуки Мураками «Джазовые портреты»

Один из самых популярных писателей мира Харуки Мураками – настоящий поклонник джаза: в молодости, еще до начала своей литературной карьеры, держал джаз-бар, а сейчас его сорокатысячная коллекция джазовых пластинок многих приводит в настоящий восторг. Естественно, такое серьезное увлечение не может не отражаться на творчестве писателя. Используя свою уникальную коллекцию, он написал книгу  «Джазовые портреты» (в ней, кстати сказать, писатель и глубокий знаток джаза неоднократно рекомендует слушать эту музыку на виниле, только вот нынче он редок и дорог).

Заказать книгу в ЧОУНБ     Слушать диски из фонда ЧОУНБ

В книгу вошли небольшие – по полторы-две странички – эссе о джазовых музыкантах эпохи свинга и би-бопа. Почти каждое из имен – легенда джаза, ставшего в ХХ веке неотъемлемой и полноправной частью мировой музыкальной культуры. Чет Бейкер и Бенни Гудмен, Чарли Паркер и Стэн Гетц, Билли Холидей и Элла Фицджеральд, Дюк Эллингтон и Каунт Бейси, Луи Армстронг и Диззи Гиллеспи, Оскар Питерсон и Лестер Янг… Не имена – иконы для почитателей джаза. Каждому из музыкантов Мураками дает сжатую, но очень точную характеристику; в манере исполнения каждого подмечает главную отличительную особенность, сочетая профессиональное знание стилей и направлений с образностью и метафоричностью. Каждое эссе Мураками сопровождает диском из собственной коллекции, на его взгляд – лучшим в творчестве того или иного музыканта. Здесь же приводятся краткие биографические справки. Так что, для фанатов свинга «Джазовые портреты» могут служить мини-энциклопедией классического джаза. Погружаясь в книгу, надо обязательно включить музыку, которая звучит на ее страницах, – иначе невозможно будет получить настоящее удовольствие от этих замечательных эссе. Русское издание включает в себя оба тома «Джазовых портретов» с оригинальными иллюстрациями Макото Вада.

От автора

«С тех пор как однажды я увлекся джазом, я не мыслю без него своей жизни. Музыка для меня всегда много значила, и джазу, можно сказать, в этом увлечении отведено особое место. На какое–то время джаз даже стал моей работой.

Однако – в том числе из-за этого – я всегда испытываю определенное замешательство, если о джазе надо что-то написать. Каждый раз, увлекшись, начинаю думать, с чего начать да чем кончить, и желание писать постепенно сходит на нет.

Но когда Макото Вада мне показал несколько портретов джазовых музыкантов, я сразу подумал: «Ага, напишу, коли такое дело». Смотрел на его работы, и в голове быстро возникали музыкальные образы, подходящие к тому или иному музыканту. Оставалось только обратить их в слова. Так что мне работалось очень естественно и приятно. Порядок, когда сначала были написаны картины, а только потом текст, оказался как нельзя более удачным.

Меня особенно восхищает то, как Вада выбирал этих 26 джазменов. Так мог сделать только человек, который по-настоящему любит джаз. В этом мы с ним быстро нашли общий язык. В эту книгу не вошли Сонни Роллинз и Джон Колтрейн, зато вместо них в ней оказались Бикс и Тигарден. Считайте, что в этом ее особенность, прелесть и красота». 

Цитаты 

В свое время я зачитывался книгами самых разных авторов. Увлекался творчеством многих джазовых исполнителей. В результате роман как литературное произведение ассоциируется у меня со Скоттом Фицджералдом, а джаз – со Стэном Гетцем. Возможно, между ними есть что-то общее. Не спорю, у каждого из них есть и свои недостатки. В конце концов, надо же им было чем-то жертвовать. В противном случае, со временем их красоту бы просто забыли. Именно поэтому я в равной степени ценю в них как красоту, так и недостатки.                                                             

Эссе о Стэне   Гетце

Было время, когда я фатально увлекался музыкой Телониуса Монка. Харизматичные звуки — словно кто-то под чудным углом рубил на куски глыбы твердого льда. Каждый раз слушая Монка за роялем, я думал: «Вот это настоящий джаз». Меня это даже как-то внутренне поддерживало. Крепкий черный кофе, пепельница, полная окурков, огромные колонки «JBL», недочитанный роман (Жоржа Батая или Уильяма Фолкнера), первый осенний свитер, холодное одиночество большого города – все эти образы до сих пор ассоциируются у меня с Телониусом Монком. Замечательная картина, практически никак не связанная с реальностью и, тем не менее, твердо отпечатавшаяся в памяти как хорошо снятая фотография.

                                                                 Эссе о Телониусе Монке

И когда тишина приходит в движение и воздух внезапно разрывает необузданный, дикий, похожий на человеческий вопль, рёв духовых инструментов, от этого динамического контраста всё внутри невольно переворачивается. Без преувеличения – вас буквально сносит с места.

Отзывы  читателей

Небольшие зарисовочки о любимых исполнителях автора. 55 эссе, они захватывают и уносят в неведомый мир джаза.. В следующий раз обязательно скачаю по композиции каждого исполнителя, и буду читать под музыку

                                                                           Иван Б.

«Джазовые портреты» – это хорошая книга от ценителя жанра, как для других таких же ценителей, так и для тех, кто только-только открывает для себя этот мир – мир джазовой музыки, импровизаций, страстных соло и прекрасных голосов. Думаю, я еще не раз загляну в эту книгу, как в пособие по тому, что мне стоит послушать на этот раз – тут целый набор исполнителей под любое настроение. Буду и дальше открывать для себя это направление в музыке, уже не вслепую, а под руководством Харуки  Мураками.

                                                                                                                             Yaroslav

До прочтения я была совершенно далека от джаза, и это был мой шанс! Шанс узнать и почувствовать эту музыку, да еще когда о ней рассказывает любимый Мураками... Вот эти вот его мелочи, когда-то уютные, когда-то беспросветные, когда–то яркие, эмоциональные описания... Эту книгу надо читать долго, слушая под каждое эссе своего исполнителя.

                                                                                      Светлана

Я не знаю другого человека, который мог бы так точно — художественными образами, а не сухим языком рецензии — изложить то, что он ощущает, слушая джаз, донести всю силу этой музыки. Мне лично не дано описывать музыку словами, но, читая эссе Мураками, я ловил себя на том, что, слушая того или иного музыканта, испытываю похожие чувства.

                                                                          Макото Вада 

Заказать книгу в ЧОУНБ

Слушать диски из фонда ЧОУНБ

 

Материал подготовила Татьяна Чуватина,
ведущий библиотекарь ОЛИ

14.03.2016    17:07:17

 

 


Наверх