Григорий Чухрай

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Григорий Чухрай     Григорий Чухрай

 Если людям платить за показатели, они  станут специалистами по производству показателей,а если платить за дело, они со временем становятся мастерами своего дела.
Григорий Чухрай

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Григорий Чухрай

Григорий Наумович Чухрай  – советский кинорежиссёр,  сценарист, педагог. Народный артист СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР  (1962). Народный артист РСФСР (1969).  Народный артист СССР (1981). Обладатель премии BAFTA, номинант на премию «Оскар», трёхкратный номинант на «Золотую пальмовою ветвь» Каннского кинофестиваля.

Читайте в Публичке!

Смотрите в Публичке!

Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 года в Мелитополе (ныне Запорожской области Украины). В 1924 году родители Григория разошлись, и он остался с матерью. Воспитывал его отчим — Павел Антонович Литвиненко, который работал председателем колхоза. В 1935 году отчим был направлен на учёбу во Всесоюзную академию Соцземледелия в Москву, куда уехал и Григорий. По окончании академии (1938 год) П. А. Литвиненко был направлен на работу на Украину, а Григорий остался в Москве, чтобы окончить школу.

В 1939 году Чухрай уехал к родителям на Синельниковскую селекционную станцию и в конце этого же года был призван в РККА. Служить начал в городе Мариуполе курсантом полковой школы 229-го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны воевал в составе воздушно-десантных частей на Южном,Сталинградском, Донском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. В 1943 году принимал участие в военно-воздушной операции «Днепровский десант». Член КПСС (ВКП(б)) с 1944 года.

В 1953 г. окончил режиссёрский факультет  ВГИКа  (мастерская М. И. Ромма и  С.  И. Юткевича)  и работал на Киевской киностудии ассистентом, а затем вторым режиссёром.

В профессии Григорий Наумович  был  принципиален  во всем. Сняв даже небольшую часть фильма,  он  мог разочароваться в исполнителях главных ролей, заменить их и переснять все заново.
В 1955 г. он переходит  на киностудию «Мосфильм», где в 1956 г. появляется его  первый самостоятельный фильм «Сорок  первый»,  который стал знаковым произведением нашего кинематографа в период оттепели. Обратившись к рассказу Бориса Лавренёва на историко-революционную тему, Чухрай усилил чувства, охватившие мужчину и женщину, находящихся  по разные стороны классовых баррикад.  Появление психологической драмы о  любви оказалось подлинным откровением, а актеры  Изольда Извицкая  и Олег Стриженов стали символами эпохи 1950-х годов. 

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Григорий ЧухрайТриумфально прошла по экранам мира и следующая лента Г. Чухрая «Баллада о солдате»  (1959), поразившая современников   сочетанием эпической широты с глубоким проникновением в психологию человека.  Главный герой фильма Алёша Скворцов в исполнении Владимира Ивашова стал символом русского солдата периода Великой Отечественной войны. Блестящие роли в фильме сыграли Евгений Урбанский и Жанна Прохоренко.  Фильм получил две премии на Каннском кинофестивале,  номинирован за сценарий на «Оскар»,  удостоен Ленинской  премии.   

В фильме  удается показать войну почти без демонстрации военных действий, через персонажей и переплетение их судеб. Небольшая сцена в начале, завязка, отпуск и начинается долгий путь домой. Путь, в котором не будут показаны  горы  трупов,  пытки и получасовая оборона  домика. Акцент делается на совсем других вещах. Перед нами характеры  разных людей, каждого из которых коснулась война, вызвав свою, уникальную реакцию. 

Следующая картина мастера «Чистое небо» (1961, главная премия Московского кинофестиваля) – первый антисталинский фильм в СССР. История советского летчика, «сталинского сокола» (Евгений Урбанский), пережившего немецкий плен, унижения партийных чиновников  и остающегося слепо верящим коммунистом, могла бы стать  настоящим прорывом. В картине был собран блистательный актерский ансамбль:  Евгений Урбанский, Нина Дробышева, Олег Табаков.  Но талант  режиссера остался в рамках  социалистического реализма, и отсюда  фальшь финала  и чрезмерное нагнетание эмоций,  что  не позволило этой неординарной истории  подняться на уровень предыдущих работ .

Как истинный художник Чухрай не занимался повторами. Он предпочитал  взять творческую паузу и  не эксплуатировать прежние находки.  Его обращения к лирико-бытовому кинематографу («Жили-были старик со старухой», 1965), а потом к художественно-документальному кино («Память», 1969) вылились в добротные работы, но не стали открытиями.  Сам режиссер упомянул об этом в книге «Моё кино»: «Я люблю этот фильм. Очень много  в  нем мне дорого. Но я отдаю себе отчет в том, что это не самая большая моя удача».

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Григорий ЧухрайС годами творческие паузы Чухрая становятся все продолжительнее. Следующая работа мастера  –  фильм «Трясина» (сценарий Чухрая и Виктора Мережко)  появилась только в 1978 г. Однако картина о матери  (в главной роли  Нонна Мордюкова), которая ради спасения сына от фронта обрекает его на нравственную и гражданскую смерть,  несмотря на всю плодотворность замысла, не вызвала к себе общественного интереса. А совместная советско-итальянская политическая  постановка «Жизнь прекрасна» (1980, сценарий Чухрая и Аугусто Каменито)  с участием итальянской кинозвезды Орнеллы Мути, стала и вовсе проходной работой. После этого Чухрай перестал снимать кинофильмы. Исключением стало завершение проекта Ю. А. Швырёва «Я научу вас мечтать» (1984), посвящённого  одному из крупнейших мастеров советской кинематографии – режиссеру Марку Донскому.

Творческий простой мастера отчасти восполнялся общественной, административной и преподавательской деятельностью. 
В 1965–1975 гг. Чухрай был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм».

Режиссер  признавался: в его жизни было два сложных периода.  Великая Отечественная война и экспериментальная киностудия. На ней в 60-х режиссер-фронтовик попытался изменить  систему советского кино и наладил  рыночные отношения, став первым продюсером.  И на студии платил не за минуты отработанных пленок, а за качество материала.  Карен Шахназаров говорил: «Самое главное, к ним потянулись талантливые кинематографисты, потому что там было понятно: если ты снял и это смотрят миллионы, ты получаешь с этого какие-то материальные блага».

В 1966–1971 гг.  Григорий Наумович преподавал в режиссёрской мастерской ВГИКа (среди его учеников Рустам Хамдамов, Ираклий Квирикадзе).
С 1965 г. был бессменным секретарем Союза кинематографистов СССР.  С 1964 по 1991 г. – член Коллегии Госкино СССР. Член Советского комитета защиты мира, член Правления Обществ дружбы «СССР – Италия», «СССР — Венгрия».

Похоронен 31 октября 2001 г. в Москве на Ваганьковском кладбище.

Фильмография

1954 – Назар Стодоля
1956 – Сорок первый
1959 – Баллада о солдате
1961 – Чистое небо
1965 – Жили-были старик со старухой
1970 – Память  (документальный)
1977 – Трясина
1980 – Жизнь прекрасна
1984 – Я научу вас мечтать  (документальный)

Читайте в Публичке!

Смотрите в Публичке!

Материал подготовлен Натальей Козловой, ведущим библиографом ОЛИ

20.05.2016   11:10:00