Олег Даль

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Олег Даль     Олег Даль

 Я – не народный, я – инородный...
Олег Даль

Есть актеры - пешки. Олег был не из таких актеров. Он сочетал в себе очень серьезную личность, самостоятельную, гордую, непокорную, и - актерскую гибкость, эластичность. Мало актеров, про которых можно сказать, что они уникальны. Каждый немножко на кого-то похож. А Олег Даль был уникален…   
Анатолий Эфрос

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Олег ДальОлег Иванович Даль  – российский  актёр театра и кино.

Читать и слушать в ЧОУНБ

Смотреть в ЧОУНБ

Веселый и замкнутый, беззащитный и высокомерный, Олег Даль – одна из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра, человек, с тонкой и ранимой душой поэта и трагической судьбой великого актера, сгоревшего до срока. Ему не удалось полностью реализоваться, как актеру, за те немногие годы жизни и работы в актерской профессии, которые отвела ему судьба, но многие его роли навсегда остались в памяти людей, как находящиеся далеко за гранью обычной актерской игры. Как личность и актер, Олег Даль был абсолютно неповторим, полностью внутренне свободен и просто физически не вписывался в окружающую его действительность из-за особой тонкой организации его души и натуры.  Рядом с ним действительно было неудобно — он слишком многого требовал от окружающих, но к самому себе подходил с гораздо более высокой меркой, которую Эдвард Радзинский назвал «манией совершенства».

Правнук знаменитого Владимира Даля, составителя словаря, Олег родился под Москвой, в семье инженера и учительницы. Уже в школе мальчика интересовали литература и искусство, и он, пойдя наперекор воле родителей, решился поступать в театральное училище им. Щепкина. И прошёл, попав на один «блестящий» курс с Виктором Павловым, Михаилом Кононовым и Виталием Соломиным. Первую роль в кино в своей биографии Олег Даль сыграл в 1962 году. Дебютным фильмом стал «Мой младший брат» режиссера  А. Зархи.
С 1963 г. молодой Даль играет в «Современнике», Поначалу в театре Олег получает лишь второстепенные роли. Потом появляется его Васька Пепел из пьесы М. Горького «На дне», и драматическое дарование Даля сверкает ярко, как никогда.
Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Олег Даль1967 год стал переломным в карьере актера. Он снялся в двух лентах, ставших популярными по всей стране, – «Женя, Женечка и «катюша» и «Хроники пикирующего бомбардировщика». С тех пор Далю  предлагали множество интересных, разноплановых ролей в кино.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Олег ДальВ 1969 году Олег Даль гениально сыграл роль Шута в фильме Г. М. Козинцева «Король Лир». Даль подходил Козинцеву идеально. Они восхищались друг другом. Козинцева и Даля связывало нечто большее, чем отношения «режиссер –  актер» или «учитель – ученик». Козинцев оберегал дарование Даля, как хрупкий и бесценный музыкальный инструмент. Беспощадный к любым нарушителям порядка на съемках, Козинцев лишь для Олега делал исключения, прощая его частые срывы. Объяснение звучало просто и пророчески: «Мне его жаль. Он –  не жилец».

Конец 1960-х и первая половина 1970-х были временем расцвета популярности Олега Даля. Зрители полюбили его по ролям в детском фильме «Старая, старая сказка» (1968), приключенческом «блокбастере» «Земля Санникова» (1973),  драме «Плохой хороший человек» (1973), пятисерийной саге «Вариант «Омега» (1975).

Но при своём бесспорном, уникальном таланте в работе Даль непостоянен, характер у него неровный, мечущийся, сложный. Он рвёт отношения с коллегами, отказывает режиссёрам, которым отказать немыслимо, меняет театры.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Олег ДальВенцом и крахом для Олега Даля стала его блестящая работа в фильме «Отпуск в сентябре» (1979) по пьесе «Утиная охота» А. Вампилова. Эта роль стала подлинным триумфом его актёрского мастерства. Но по роковому стечению обстоятельств эта роль стала переломной в его карьере и всей жизни: фильм был запрещён, а Даль, сыгравший в нём аморального пьяницу и несостоявшегося самоубийцу в кризисе среднего возраста, попал в опалу. Постоянные ссоры с режиссёрами подлили масла в огонь: Олегу Далю больше не хотели давать роли.
Проблемы с алкоголем и слабое с детства сердце, смерть в 1980 г. Владимира Высоцкого, с которым Даль был дружен в последние годы жизни, – всё это приближало кончину Даля. Он и сам предчувствовал её, говоря жене и друзьям о том, что больше ничего не хочет, что скоро умрёт. И вот во время командировки в Киев Олег Даль бросил актёру Леониду Маркову, с которым ужинал: «Ну всё, пойду к себе умирать». В эту ночь Даль, принявший немалую дозу алкоголя, умер в номере гостиницы. Похоронили Олега Даля четыре дня спустя на Ваганьковском кладбище.

Олег Даль прожил слишком короткую жизнь, до конца не реализовав свой блестящий талант. Его актерская судьба могла бы быть гораздо ярче, но и сыгранных ролей достаточно, чтобы считать Даля стал одним из лучших актеров отечественного кино. Остались его роли, его дневники, его эссе, его рисунки, его стихи.   Вот одно из них:

А сейчас моя память в плену?! 
Недостроенный витраж… 
Так похожий на пелену… 
Настоящее что, мираж?.. 

Так я жил, умирал и страдал. 

Забираясь на свой этаж.

Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…

                                                                                  Эдвард Радзинский

Читать и слушать в ЧОУНБ

Смотреть в ЧОУНБ

 

             Материал подготовила Татьяна Чуватина, 
ведущий библиотекарь отдела   литературы по искусству

24.05.2016  09:32:11  


Наверх