Михаил Васильевич Ломоносов

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Михаил Васильевич Ломоносов     Михаил Васильевич Ломоносов

О вы, счастливые науки!
Прилежно простирайте руки
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейских, и вершину,
И саму высоту небес;
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет!
М. В. Ломоносов

Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставит ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному.
В. Г. Белинский

 Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник.
А. С. Пушкин

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносоввыдающийся отечественный государственный деятель, организатор науки и народного образования в России, ученый-энциклопедист мирового уровня и поэт, заложивший основы русского литературного языка.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии, в семье зажиточного помора Василия Дорофеева. Мать, Елена Ивановна, урожденная Сивкова, дочь дьякона соседнего Николаевского Матигорского прихода, умерла, когда он был еще ребенком. Михаил был их единственным сыном.

Отец Ломоносова владел «новоманерным» гукором – «Святой архангел Михаил», на котором перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя. С десяти лет в плаваниях стал участвовать и Михаил, обладавший блестящей способностью впитывать новые впечатления, которые навсегда сохранились в его памяти.

Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению. Однако, это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы. «Вратами учености», по его собственному выражению для него делаются: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого, которые он случайно обнаружил у Христофора Дудина, крестьянина соседней деревни. С трудом получив эти книги, Ломоносов не расставался с ними, «носил с собою везде и, непрестанно читая, вытвердил наизусть». Местный дьяк поведал ему, что «для обретения большого знания и учености требуется знать язык латинский, а этому можно было обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге».

Страсть к знаниям и тяжелая обстановка в семье (отец к тому времени уже дважды овдовел и третья его жена очень враждебно относилась к пасынку) заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться. Втайне от отца он получил на руки паспорт, одолжил денег, одежду и с рыбным обозом в декабре 1730 г. отправился Москву. Выдав себя за сына дворянина, он в январе 1731 г. поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре.

С необыкновенным усердием относился Ломоносов к учению в течение трех лет. Несмотря на тяжелое материальное положение и настоятельное требование отца вернуться обратно, смог за время пребывания в академии овладеть точными и гуманитарными науками. В ноябре 1735 г. среди лучших учеников он отправился в Петербургскую академию наук, а в 1736 – в Марбургский университет (Германия) для дальнейшего обучения горным наукам и металлургии. В Германии Ломоносов приобрел обширные познания в области математики, физики, химии,  в горном деле, выработал свои взгляды в области государственного права.  Здесь он посещал лекции по теоретической химии, механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике. Кроме того изучил немецкий, французский и итальянский языки, брал уроки танцев и фехтования.

Прослушав общетеоретические курсы в Марбурге, под руководством знаменитого в то время немецкого математика и физика Христиана Вольфа, отправился во Фрейберг к саксонскому металлургу Генкелю для изучения химии и металлургии. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъемными машинами. Первая серьезная ссора с учителем разразилась в конце декабря 1739 г. Поводом послужил отказ Ломоносова выполнить черновую работу, которую ему поручил Генкель. Весной, когда Ломоносов и его коллеги после очередного скандала пришли просить денег на свое содержание, Генкель им отказал. Отношения оказались окончательно испорчены. Кроме того, Ломоносов считал, что ему уже нечему учиться во Фрайберге. После бесплодных попыток найти русского посланника Кайзерлинга Ломоносов вернулся в Марбург, где 26 мая обвенчался с Елизаветой-Христиной Цильх, с которой познакомился во время учебы в Марбургском университете.

8 июня 1741 г., после почти пятилетнего пребывания за границей, Ломоносов прибыл в Россию. Через полгода после занятий по переводам, по составлению каталога минералов и выполнения других работ он становится адъюнктом физического класса академии. В1742–1746 гг. начал выступать с публичными лекциями по естественной истории, физике и химии, причем с 1746 г. – на русском языке.

Объем и уровень совершенной Ломоносовым работы позволяли претендовать на профессорское звание. В 1745 г. Ломоносов прочитал в Академическом собрании диссертацию «О металлическом блеске», за которую было решено избрать его профессором химии на место отказавшегося от этой должности И. Г. Гмелина. Указом от 25 июля императрица присвоила звания профессоров Ломоносову на кафедре элоквенции (красноречия). Став профессором химии, Ломоносов начал настойчиво добиваться создания химической лаборатории, о необходимости которой он писал, начиная с 1742 г.

Ломоносов считал химию своей «главной профессией» и как никто другой в России понимал, что без лаборатории, без химических экспериментов химическая наука развиваться не может. Собственный опыт подсказал Ломоносову, что лаборатория необходима и для обучения студентов. А подготовку национальных научных кадров он воспринимал как свой долг перед Россией, как вклад в культурное и экономическое развитие государства.

В 1754 г., опираясь на поддержку фаворита императрицы Елизаветы – мецената графа И. И. Шувалова, Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, предполагая возможность поступления в университет представителей податных сословий. Глубоко продумал он и систему обучения в университете, предусматривая организацию трех факультетов (философского, юридического и медицинского) без включения богословского, настаивая на невмешательстве церковных властей в преподавание и обсуждение научных трудов профессоров и студентов. 5 мая  1755 г. был открыт Московский университет. Заветным желанием Ломоносова-педагога было создание независимого от Академии наук Петербургского университета. Он разработал структуру и систему управления университета: расширил программу университетского преподавания, ввел новые предметы, а необходимым условием успешной деятельности считал автономное правление во главе с проректором, избираемым из числа профессоров. Однако его усилия оказались тщетными, и только в 1819 г., через 54 года после смерти ученого, состоялось открытие университета в Санкт-Петербурге.

Михаил Васильевич Ломоносов скончался в Петербурге 4 апреля 1765 г. на 54 году жизни. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры. За две недели до смерти он написал: «Я не тужу о кончине: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют». Главная мечта всей жизни Ломоносова – увидеть когда-нибудь просвященную, мирную, заботящуюся о сохранении и умножении своего народа Россию.

Научная деятельность М. В. Ломоносова

Михаил Васильевич оставил потомкам фундаментальные открытия, меняющие представление о целых отраслях знаний. Он создал в России многие химические производства – неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрел фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин. Создал ряд мозаичных портретов и монументальную мозаику «Полтавская баталия», которые были высоко оценены Российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.

Первыми научными трудами Ломоносова были сочинения, посылаемые им из Германии в Академию Наук в качестве отчета о своих научных занятиях. «Работу по физике о превращении твердого тела в жидкое, зависящем от движения имеющейся налицо жидкости» (1738 г.), «О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» (1739 г.). В Марбурге же Ломоносов начал большое сочинение «Элементы математической химии» (1741 г.), которое осталось незаконченным, как и многие другие работы по физике и химии.

В этих работах Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества, проник в тайны его строения. Ломоносов впервые разграничил понятие атома «элемента» и молекулы «корпускулы», но лишь в XIX веке это его предвидение нашло окончательное признание – английский ученый Джон Дальтон продолжил его учение, что привело к созданию химической атомистики.

В области физики Ломоносов также оставил ряд важных работ по кинетической теории газов и теории теплоты, по оптике, электричеству, гравитации и физике атмосферы. В последние годы жизни он отдается исследованию силы тяжести при помощи маятников; пишет большое руководство ученого мореплавания с многочисленными новыми приборами; составляет диссертацию о ледяных горах. Наконец, он делает замечательное открытие даже в астрономии: при прохождении планеты Венеры через солнечный диск в 1761 г. Ломоносов увидел то, чего не заметили десятки астрономов, наблюдавших это явление, а именно, что планета Венера окружена большой атмосферой. В 1761–1763 гг. он занимался усовершенствованием ньютонианского и грегорианского телескопов, фотометрией звезд, конструировал астронавигационные приборы.

Михаил Васильевич был крупнейшим историком своего времени. Считал историю одной из существенных частей образования, дающей «младым – старых разум», ее патриотические задачи сформулировал в «Посвящении к “Истории Российской” В. Н. Татищева» (1749). В результате систематического изучения подлинных исторических документов издал «Краткий российский летописец с родословием» (1760), представлявший собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно, и «Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (ч. 1–2, 1766), в которой выступил с критикой норманской теории, утверждал самобытное происхождение русской культуры и государственности.

Литературная деятельность М. В. Ломоносова

В конце 1739 г. весь читающий Петербург обсуждал невероятное событие. Никому не известный 28-летний студент Ломоносов прислал из Германии оду, посвященную громкой победе русских войск – взятию турецкой крепости Хотин («На победу над турками и татарами и на взятие Хотина»). Стихи были написаны настолько новым, необычным размером и языком, что потрясли не только академиков, но и весь петербургский двор. К Хотинской оде было приложено письмо, в котором Ломоносов призывал российских поэтов перестать подражать иностранным стихотворцам и обратиться к сокровищам родного языка. По словам Белинского, именно с первой оды Ломоносова и «началась вся русская литература».

Среди его литературных трудов множество поэтических произведений разных жанров. Он является автором 36 од: 21 торжественной, 1 эпиталамической, 14 духовных. «Одами в миниатюре» являются его торжественные надписи. Также Ломоносов писал трагедии, стихотворные послания, эпиграммы. В литературном наследии Ломоносова  видное место занимают поэмы: дидактическая – «Письмо о пользе стекла» и героическая – «Петр Великий». Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся «на случай» – в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II. 

Ломоносов-ученый неотделим от Ломоносова-поэта: он говорит о неизмеримых силах природы, которые должен исследовать и покорить человек. Борьбе за передовое научное миросозерцание посвящена научно-философская поэзия Ломоносова: «Вечернее размышление о божием величестве» и «Утреннее размышление о божием величестве». В 1750 и 1751 гг. Ломоносов по поручению академической канцелярии чрезвычайно быстро написал две трагедии – «Тамира и Селим» и «Демофонт», которые были сыграны в придворном театре.

Необыкновенно велики заслуги Михаила Васильевича в области русского языка и словесности. Ломоносов строго отделил церковнославянский язык от русского и выработал главнейшие основы грамматики нашего языка; а в своих произведениях дал лучшие по тому времени образцы и прозаической, и стихотворной речи. Из теоретических его сочинений по этому предмету известны: «Письмо о правилах российского стихотворства», «Риторика», «Грамматика» (1755) – оригинальный труд, до известной степени не утративший своей научной ценности и теперь, и «Рассуждение о пользе книг церковных», где автор, под влиянием Аристотеля и Квинтилиана, развивает теории о трех стилях (высоком, среднем и низком).

Все филологические труды Ломоносова способствовали построению русской национальной культуры и имели огромное значение для последующего развития русской литературы.

Цитаты

Ежели ты хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.

Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства её разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце. Чем далее рачение наше в оной простирается, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских.

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен Екатериной Черепановой,
библиотекарем ИБО

 

Наверх