Роман Кармен

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Стефан Цвейг     Роман Кармен

Роман Лазаревич Кармен – советский кинооператор, легенда отечественной кинодокументалистики, признанный мастер фотоискусства, публицист, народный артист СССР.Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Роман Кармен

Читать в ЧОУНБ

Если кинохронике уже около ста лет, то кинопублицистика –сравнительно молодое искусство, которое вполне умещается в биографию одного поколения мастеров. Среди тех, кто возвысил документальное кино до искусства, одно из первых мест принадлежит Роману Кармену. Роман Кармен был визитной карточкой страны с ее успехами и достижениями, хроникером социалистической эпохи. Во многом благодаря Кармену сейчас в архиве находятся уникальные кадры, на которых запечатлены эпизоды отечественной и мировой истории.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Роман КарменРоман Кармен – не просто кинорежиссер и кинооператор, это целая эпоха в истории советского документального кино. Роман Лазаревич прошел все войны второй половины XX века – и повсюду с камерой в руках. Для него камера стала продолжением жизни, судьбы, и все, что он снимал, осталось навсегда. Сегодняшний кинематограф, повествующий о событиях ушедшего века (не только в СССР, но и в Германии, США, Японии, Китае, Вьетнаме, Кубе, Латинской Америке), не может обойтись без кадров, запечатленных Романом Карменом.

Кармен родился в рабочем районе города Одессы. Детство было трудное. Его отец, писатель Л. О. Кармен, безвременно погиб в бурные революционные годы. В свое время он приобрел известность в широких читательских кругах своими рассказами, очерками и повестями о людях «дна», о рабочих каменоломен, «дикарях» одесского порта. Когда-то отец подарил Роману фотоаппарат «Кодак», который, наверное, и стал началом творческой жизни будущего знаменитого кинооператора. Самыми трудными в биографии Кармена были, пожалуй, 1920–1922 гг. Именно тогда он потерял отца, тяжело перенес сыпной тиф. В 1923 г., как и многие молодые одесские таланты, ставшие впоследствии знаменитыми, – Валентин Катаев, Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Вера Инбер, Ильф и Петров, – Роман Кармен перебрался в Москву и увлекся фотографией, которая привлекала его с детства. Его снимки высоко оценили Владимир Маяковский и Михаил Кольцов. Кармен снимает похороны Ленина, приезд в Москву писателя Максима Горького, фотографирует Михаила Пришвина и Алексея Толстого. Фотокамерой Романа Кармена были сделаны четыре посмертные фотографии Сергея Есенина, снятые в Доме печати на следующий день после смерти поэта.
В тот же период Роман Кармен начинает писать очерки и заметки, сопровождая их фотоиллюстрациями. С 1932 г. имя Романа Кармена стало ассоциироваться с документальным кинематографом. Закончив операторский факультет ВГИКа, Роман Кармен был приглашен на работу в Центральную студию документальных фильмов, где проработал всю жизнь, посылая туда из своих длительных командировок кинорепортажи со всех концов света.

Кого только ни приходилось ему снимать! 
Во время гражданской войны в Испании – Эрнеста Хемингуэя, который работал в Мадриде корреспондентом американских газет, генерального секретаря Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури, которая вместе с простыми испанцами рыла под Мадридом окопы. Проведя после Испании год в Китае, работал над фильмом о борьбе китайского народа против японских захватчиков. Снимал на Кубе Че Гевару и Фиделя Кастро, в Париже – президента Франции генерала де Голля. И многих других выдающихся людей XX столетия.
Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Роман КарменС первого дня Великой Отечественной войны советские кинооператоры стали военными людьми в полном смысле этого слова. Кармен был назначен руководителем одной из фронтовых киногрупп. Он принимал участие в создании кинолетописи войны: снимал разгром немцев под Москвой, блокадный Ленинград, Сталинградскую битву и пленение фельдмаршала Паулюса, взятие Берлина. Его камера запечатлела торжественный акт капитуляции фашистской Германии. В 1946 г. Роман Кармен присутствовал на Нюрнбергском процессе, создав фильм «Суд народов».   

Кончилась война, и боевые эпизоды сменились на экране темами мира и труда. Кармен снимает фильм «Повесть о нефтяниках Каспия». Через несколько лет он снял его продолжение – «Покорители моря». В 1954 г. отправляется во Вьетнам, где ведет съемки в боевых условиях. С камерой в руках ему пришлось прошагать сотни километров по джунглям, под бомбежками, по горным тропинкам, в зной и в тропические ливни.

В 1955 г. Кармен снимает фильм «Утро Индии». Эта работа тоже проходила в трудных климатических условиях, но все работали с большим энтузиазмом и полной отдачей. Кармен был руководителем съемочной группы и режиссером, имел в своем подчинении большую группу операторов и сам мог не снимать: у него хватало дел и без этого. Но он говорил: «Я не могу работать без камеры в руках, ведь я все свои мысли, все, что я задумываю, хочу выразить через камеру, и вообще, пока у меня будут силы, я буду держать камеру в руках». Затем последовали фильмы о Латинской Америке.

Почти в семьдесят лет он взвалил на себя еще одну огромную работу – создание двадцати телевизионных фильмов о Великой Отечественной войне по заказу американцев.  Кармен считал своим долгом воспользоваться возможностью рассказать посредством телевидения американскому народу всю правду о войне. Поэтому сериал и был назван «Неизвестная война». Кармен торопился успеть сделать фильм так, как он это видел и понимал. Он боялся не за себя, он боялся каких-нибудь неожиданных событий, которые могли бы прервать эту работу. Хотя чувствовал себя уже неважно. В одном из писем от 5 апреля 1978 г. (за двадцать три дня до смерти) Кармен писал: «Я сейчас весь без остатка погружен в завершение трудного и очень сложного дела с этими фильмами для американского телевидения. Буквально света божьего не вижу, поднимаюсь в шесть утра, а завершаю рабочий день далеко за полночь. Силы иссякают, сердце напоминает о себе постоянно, ведь два инфаркта я уже имел, казалось бы, нужно беречь себя, а я вот так играю с огнем». Игра с огнем стала для него обычной. В самом деле, он так и не почувствовал себя стариком и работал до последнего дня своей долгой рабочей жизни.

Фильмы Романа Кармена  широко известны, отмечены многими фестивальными наградами,  они сыграли важную роль в развитии мировой кинодокументалистики. У Кармена появилось много учеников и последователей, еще больше поклонников, в том числе и в среде самых взыскательных и требовательных мастеров экрана и кинохроники. В его творчестве соединились умение художника и страсть бойца.

Читать в ЧОУНБ

Материал подготовила Татьяна Чуватина, 
ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству

Наверх