Белла Ахмадулина

10 апреля, литературный календарь   Литературный календарь 
    Белла Ахмадулина  

Всего-то - чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
все чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займешься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит
Белла Ахмадулина

Ахмадулина, литературный календарь, год литературы, ЧОУНБ, Публичка

Белла Ахмадулина (полное имя Изабелла Ахатовна Ахмадулина – крупнейший лирический поэт советского и постсоветского периода, переводчик, эссеист. «Сокровищем русской поэзии» назвал Беллу Ахмадулину поэт Иосиф Бродский. Ее творчество стало одним из самых ярких и значительных явлений в русской словесности второй половины XX столетия. Белла Ахмадулина – достойный продолжатель традиций великой русской литературы и создатель самобытной и неповторимой лирики. Ее имя стало знаковым уже в 1960-е годы. Для многих современников Ахмадулина по-прежнему воплощение поэзии и женственности, знак принадлежности к высокой литературе, где «нерасторжимы словесность и совесть».

читать Пришвина


Ахмадулина, литературный календарь, год литературы, ЧОУНБ, ПубличкаИз биографии

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 г. в Москве. Сочетание кровей девочка получила экзотическое: по линии матери в роду были обосновавшиеся в России итальянцы, а по отцовской линии – татары. Семья Беллы принадлежала к советской элите. Отец, Ахмадулин Ахат Валеевич, был заместителем министра, а мать, Надежда Макаровна, работала переводчицей. Девочка росла в творческой атмосфере, в доме часто бывали известные писатели и поэты, и маленькая Белла с недетским интересом слушала разговоры взрослых об искусстве, театральных премьерах, новых книгах, обо всем, чем жила Москва в пятидесятых годах прошлого века. Стихи она начала писать еще в школьные годы. В печати ее первые стихи появились в 1955 г в журнале «Октябрь».

После окончания школы Ахмадулина поступила в Литературный институт. В институте она сразу обратила на себя внимание и стала звездой. Во время учебы публиковала стихи в литературных журналах и рукописном журнале «Синтаксис», писала очерки. В 1959 г. Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 г. Белла Ахмадулина окончила Литературный институт с красным дипломом.

Вскоре после окончания института в 1962 г. она выпустила свой первый сборник «Струна». Тогда, оценивая ее дебют, поэт Павел Антокольский написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла!». В ее первой книге просматривается желание Ахмадулиной найти себя в русской поэзии. И она его нашла, именно в середине 60-х сформировался тот высокий поэтический стиль, манера и музыка стиха, отличающие все творчество Беллы Ахмадулиной. Возвышенная лирика, точность метафоры, свобода в построении стиха – все это стало «поэзией Ахмадулиной». Тогда же к Белле Ахмадулиной пришла первая известность вместе с первыми поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с Вознесенским, Евтушенко и Рождественским), собиравшими огромную аудиторию.

Следующей публикацией стала книга «Озноб», выпущенная в 1968 г. эмигрантским издательством «Посев». Несмотря на это «крамольное» событие, стихи Ахмадулиной продолжали издаваться в СССР, хотя каждый сборник подвергался строгой цензуре. В 1970-е гг. вышли ее книги «Уроки музыки», «Стихи», «Свеча», «Сны о Грузии», «Метель». Сюрреалистический рассказ «Много собак и собака» появился в неофициальном альманахе «Метрополь»; Ахмадулина была одним из активных участников издания этого альманаха. В 1980-е гг. были изданы сборники «Тайна», «Сад», «Избранное» и другие. Более 10 книг выходят в 1990-е гг., в т. ч. ее трехтомное собрание сочинений. В последующие годы были опубликованы подборки новых стихов.

Ее перу принадлежат эссе о выдающихся писателях ХХ века – В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком. Ахмадулина известна и как переводчик – в основном, грузинских поэтов. Ее превосходные переводы заново открыли российским любителям поэзии стихотворное творчество Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.

Ахмадулина считается одним из наиболее ярких поэтов, начавших творческий путь в период «оттепели». Ее произведения переведены на многие европейские языки. Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности. И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия «изящная словесность», то это во многом является заслугой Беллы Ахмадулиной перед русской литературой.

Белла Ахмадулина награждена орденами Дружбы народов (1984), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1997). Является лауреатом Государственной премии СССР (1989), премии Президента РФ (1998), премии «Триумф» (1994) и нескольких других премий – как отечественных, так и зарубежных.

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела. По словам писателя Владимира Войновича: «Она очень мало писала в последнее время, так как почти ничего не видела, практически жила на ощупь. Но, несмотря на очень тяжелый недуг, никогда не жаловалась, всегда была приветлива». В конце октября 2010 г. Ахмадулина была госпитализирована в больницу имени Боткина, где хирурги приняли решение об операции. По прогнозам медиков, все прошло хорошо, состояние Беллы Ахатовны улучшилось. Поэтессу выписали из клиники, но, к сожалению, ее организм не выдержал и через четыре дня после выписки из больницы 29 ноября 2010 г. Белла Ахмадулина умерла. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечнососудистого криза. Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 г. На отпевании в храме святых Косьмы и Дамиана присутствовали только ее родные и близкие. Затем в Центральном Доме литераторов с поэтессой простились все те, кого она при жизни называла «досточтимые мои читатели», а это многие сотни людей. Похоронили Беллу Ахмадулину на Новодевичьем кладбище. Было холодно и безмолвно, не было пафоса и торжественных речей. В записях остался ее голос. В книгах – стихи. Сама Прекрасная дама ушла…

И сегодня в день рождения поэтессы перечитаем ее стихи!

Читайте в Публичке!

Ахмадулина, литературный календарь, год литературы, ЧОУНБ, Публичка

Ахмадулина Б. А. Друзей моих прекрасные черты : стихотворения / Б. А. Ахмадулина ; [сост. Б. Мессерер, О. Грушников]. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 461 с. : ил. – Хроника жизни и творчества Б. А. Ахмадулиной: с. 444-455.
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак А 954; Инв. М-521412
В книгу включены избранные произведения поэтессы, созданные ею за несколько десятилетий. Особый интерес представляет раздел, в котором собраны стихотворения, посвященные друзьям, а также поэтические посвящения, адресованные ей самой. Многие из включенных в книгу произведений Б.Ахмадулиной ранее не публиковались.

 

Ахмадулина, литературный календарь, год литературы, ЧОУНБ, Публичка

Ахмадулина Б. А. Лучшая лирика / Б. А. Ахмадулина. – Москва : Олимп : Астрель, 2010. – 447 с.
Место хр. КХ; Инв. К-579711
В настоящий сборник вошли лучшие стихотворения, созданные в разные годы.

 

 

 


Из воспоминаний о Белле Ахмадулиной

«…она не была похожа ни на одно земное существо. Ее раскосые не то что азиатские, а некие инопланетные глаза глядели как будто, не на самих людей, а сквозь них на нечто никому не видимое. Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам. Белла поражала, как случайно залетевшая к нам райская птица… Она завораживала. В ее поведении даже искусственность становилась естественной. Она была воплощением артистизма в каждом жесте и движении – так выглядел лишь Борис Пастернак. Только он гудел, а Белла звенела…»

Евгений Евтушенко

«… Ахмадулина всегда была такая, в вуалетках, с мушкой на щеке, экстравагантная. На вечера она приезжала на автомобиле… Она тогда была женой Юрия Нагибина, и он возил ее на своем автомобиле. На ней была куртка из теленка, на ногах у нее были модные туфли на микропорке. В общем, она была красавица, богиня, ангел. Я очень любила ее стихи. Признавала ее превосходство надо мной и ее первенство. И думала, что мне во всем до нее далеко…»

Римма Казакова

« Она была красива во всем… И когда она читала стихи – это было такое завораживающее действо. Беллу Бог наградил очень щедро, потому что дал талант поэтический. На мой взгляд, она вся наша золотая классика, 19 век, она оттуда, хотя ее поэзия очень современна, хотя ее стиль, ее манера разговаривать в поэзии, ее манера пользоваться образами, метафорами абсолютно современна. И, тем не менее, я все время угадываю в ней это начало, начало нашей классической, той великой поэзии от Пушкина, которая прошла через Лермонтова, Тютчева и дальше. И вот это удивительное было сочетание»

Андрей Дементьев

Ахмадулина, литературный календарь, год литературы, ЧОУНБ, Публичка

Из стихов Беллы Ахмадулиной

По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О, одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова

***
Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
и современнее и резче.
Вскричать: «Полцарства за коня!» -
какая вспыльчивость и щедрость!
Но снизойдет и на меня
последнего задора тщетность.
Когда-нибудь очнусь во мгле,
навеки проиграв сраженье,
и вот придет на память мне
безумца древнего решенье.
О, что полцарства для меня!
Дитя, наученное веком,
возьму коня, отдам коня
за полмгновенья с человеком,
любимым мною. Бог с тобой,
о, конь мой, конь мой,
конь ретивый.
Я безвозмездно повод твой
ослаблю - и табун родимый
нагонишь ты, нагонишь там,
в степи пустой и порыжелой.
А мне наскучил тарарам
этих побед и поражений.
Мне жаль коня! Мне жаль любви!
И на манер средневековый
ложится под ноги мои
лишь след, оставленный подковой.

***
Я думала, что ты мой враг,
что ты беда моя тяжелая,
а вышло так: ты просто враль,
и вся игра твоя - дешевая.
На площади Манежная
бросал монету в снег.
Загадывал монетой,
люблю я или нет.
И шарфом ноги мне обматывал
там, в Александровском саду,
и руки грел, а все обманывал,
все думал, что и я солгу.
Кружилось надо мной вранье,
похожее на воронье.
Но вот в последний раз прощаешься.
В глазах ни сине, ни черно.
О, проживешь, не опечалишься,
а мне и вовсе ничего.
Но как же все напрасно,
но как же все нелепо!
Тебе идти направо.
Мне идти налево.

***
Не уделяй мне много времени,
Вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
Руки моей не задевай.
Не проходи весной по лужицам,
По следу следа моего.
Я знаю - снова не получится
Из этой встречи ничего.
Ты думаешь, что я из гордости
Хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости - из горести
Так прямо голову держу.

читать Пришвина

Материал подготовлен В. В. Ильиной, библиографом ИБО 



Наверх