Островский Александр Николаевич

12 апреля, литературный календарь   Островский  Александр Николаевич 


 Островский, литературный календарь, год литературы, ЧОУНБ, ПубличкаОстровский Александр Николаевич – русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра, теоретик театра, член-корреспондент Петербургской Академии наук, очеркист, лексикограф. Всего перу Островского принадлежат 47 уникальных литературно-драматических работ, а также 7 пьес, написанных в сотрудничестве с другими авторами. В фонд отечественной драматургии вошли такие его произведения как: «Гроза», «Снегурочка», «Бедная невеста», «Свои люди – сочтемся!», «Бесприданница» и др.

     

читать Пришвина

Творчество Островского, продолжая лучшие традиции реалистической драматургии, явилось в то же время новой эрой русского театра, сущность которого заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Ни один драматург не показал дореволюционную жизнь с такой полнотой. Представители самых различных сословий, люди разных профессий, происхождения, воспитания проходят перед читателем в художественно правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник. Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников и главным образом купцов – от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных – с удивительной широтой отражены в произведениях Островского.

Из биографии

Родился Александр Николаевич (31 марта) 12 апреля 1823 г. в Москве в семье чиновника-разночинца, жившего в Замоскворечье, на Малой Ордынке. Это был район, где издавна обосновалось купечество. Купеческие особняки с их глухими заборами, картины быта и своеобразных нравов купеческого мира с раннего детства запали в душу будущего драматурга.

Благодаря незаурядной деловитости отца семья, в которой было четверо детей, жила в достатке. Владела хорошей домашней библиотекой, в дом приглашались учителя, известные по тем временам люди. Через год после поступления в гимназию будущего драматурга в доме Островских появилась мачеха, в девичестве баронесса фон Тессин, шведка по происхождению. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, умерла, когда Александру шел всего восьмой год. Эмилия Андреевна, окружила детей заботой и постепенно изменила уклад домашней жизни на дворянский лад. Детей стали учить музыке и языкам, прививать навыки светского поведения.

Окончив гимназию, Островский по совету отца поступает в 1840 г. на юридический факультет Московского университета. Но не юридические науки были его призванием. Главенствующее место в его жизни занимала литература. Он изучает драматургию Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, читает в подлинниках Шекспира, Мольера, Гольдони, Сервантеса. В 1843 г. Островский оставляет университет, не окончив курса обучения. По настоянию отца он поступает на службу в Московский совестный суд. Работа в нем подарила будущему драматургу богатый материал для его пьес.

Свой творческий путь Островский начинает в 1840-х гг., при жизни Гоголя и Белинского, и завершил его во второй половине 1880-х гг., в пору, когда уже прочно входил в литературу А. П. Чехов. В молодые годы драматург писал критические статьи и участвовал в редакционных делах «Москвитянина», пытаясь изменить направление этого консервативного журнала, затем, печатаясь в «Современнике» и «Отечественных записках».

С 1846 по 1849 г. Островский трудится над пьесой «Свои люди – сочтемся!», которая стала его дебютом. Пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя и И. А. Гончарова. Островским восхищаются, его всюду приглашают прочитать свою комедию, его ищут издатели. В правительственных сферах комедия эта вызвала переполох. Драматической цензурой она была сразу же запрещена к представлению на сцене. «Все действующие лица отъявленные мерзавцы, – писал цензор, – разговоры грязны; вся пьеса обида для русского купечества». И все же, по недосмотру московской цензуры, пьеса была напечатана в мартовской книжке журнала «Московитянин» за 1850 г. Вот тогда-то и посыпались жалобы на молодого драматурга от оскорбленного купечества. Царь перечитал донесение, помедлил несколько и написал: «Совершенно справедливо, напрасно напечатано...». Еще помедлил и добавил: «...играть же запретить».

Отказываясь от «жесткого» взгляда на русскую жизнь, Островский пишет Погодину: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас». Последовали комедии: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

Осенью 1855 г. в петербургских литературных кругах, распространился слух о небывалом событии, казавшемся всем неожиданным и почти невероятным. Великий князь Константин Николаевич отдал следующий приказ по министерству через князя Д. А. Оболенского, занимавшего должность директора комиссариатского департамента: «Прошу вас поискать между молодыми даровитыми литераторами лиц, которых мы могли бы командировать на время в Архангельск, Астрахань, Оренбург, на Волгу и главные озера наши, для исследования быта жителей, занимающихся морским делом и рыболовством, и составления статей в “Морской сборник”, не определяя этих лиц к нам на службу».

Так в 1856 г. Островский в составе «литературной экспедиции» был командирован Морским министерством в Верхнее Поволжье – изучать быт и промыслы населения. Результатом этого исследования стал обширный материал, который был лишь частично использован в очерке «Опыт волжского словаря». Работу над собиранием, изучением и толкованием слов и выражений народной речи он продолжал и впоследствии. Писатель составил словарь судоходства, судостроительных и рыболовных терминов края. Эта поездка дала драматургу ценнейший творческий материал: волжские пейзажи, нравы купеческих городов, обычаи патриархальной старины, неповторимые характеры, особенности речи, драматические конфликты – все это нашло отражение во многих пьесах драматурга, таких как «Горячее сердце», «Бесприданница» и, прежде всего, «Гроза».

«Гроза» появилась на русской сцене в 1859 г., а опубликована впервые была в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 г. Одним из первых на новую пьесу откликнулся Добролюбов – широко известна его статья «Луч света в темном царстве». А. И. Герцен вспоминал, что при появлении «Грозы» «печать и зрители были потрясены». Критик Аполлон Григорьев рассказывал о «взрыве восторга», приветствовавшего пьесу, и «неодобрительном, зловещем шепоте» в ложах. Но при всей полярности суждений и оценок было очевидно, что «Гроза» стала не только значительным литературным, но общественным явлением. Она свидетельствовала о наличии в русской жизни истинных драматических конфликтов, реальных трагических коллизий.

Драматургия Александра Николаевича Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Его пьесы занимали ведущее место в репертуаре московского Малого театра, с которым писатель был тесно связан: неоднократно выступал в качестве постановщика собственных пьес, был творческим наставником многих замечательных актеров этого театра. Как драматург и режиссер Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды выдающихся актеров таких как: С. В. Васильев, Л. П. Косицкая, позднее – Гликерия Федотова, Мария Ермолова и др.

В 1866 г. драматург организовал Московский артистический кружок, руководил Славянским съездом, в рамках которого открыл Всероссийскую этнографическую выставку. Через шесть лет Александр Николаевич стал вдохновителем и бессменным руководителем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. По мотивам произведений Островского был создан ряд опер, среди которых наиболее известны «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Воевода» П. И. Чайковского, «Вражья сила» А. Н. Серова.
В последние годы творчества А. Н. Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах в мире цинизма и корысти богато одаренных, тонко чувствующих женщин: «Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники» и др. В них писателем были разработаны новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхитившие пьесы А. П. Чехова. По-новому воссоздать трагедию женской души – души поэтической, мечтательной, самолюбивой и гордой казалось драматургу очень современной и привлекательной задачей.

Островский, литературный календарь, год литературы, ЧОУНБ, ПубличкаВ нашей стране много сделано для научного изучения творчества Островского. Проведена большая текстологическая работа, изданы научные сборники и монографии о его творчестве.
Смерть застала его за переводом шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра» 2(14) июня 1886 г. в имении Щелыково Костромской области.
После смерти писателя Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

27 мая 1929 г. в Москве на Театральной площади перед зданием Малого театра, где осуществлялись постановки его пьес, был открыт памятник.

Цитаты из пьес А. Н. Островского

Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.

Чужая душа потемки.

Но знайте, что и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники – злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет.

Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.

У нас общественного мнения нет, мой друг, и быть не может, в том смысле, в каком ты понимаешь. Вот тебе общественное мнение: не пойман – не вор.

Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться.

 Читайте в Публичке!

Островский, литературный календарь, год литературы, ЧОУНБ, ПубличкаОстровский А. Н. Сочинения / А. Н. Островский. – Москва : Кн. палата, 2001. – 1151 с.

В сборник вошли пьесы, художественная проза, статьи, записки, речи.
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р1; Авт. знак О-777; Инв. Д-273994

 

 

 

 

 Островский, литературный календарь, год литературы, ЧОУНБ, ПубличкаОстровский А. Н. Собрание сочинений : в 6 т. / А. Н. Островский. – Москва : Терра, 1999. 

Т. 1: Пьесы. 1849-1856. – 1999. – 382 с.
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р1; Авт. знак О-777; Инв. К-527121
Т. 2: Пьесы. 1857-1865. – 1999. – 382 с.
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р1; Авт. знак О-777; Инв. К-527122

 


Материал подготовлен Е. В. Черепановой, библиографом ИБО

 

читать Пришвина  

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Наверх