1. Главная
  2. О библиотеке
  3. Год литературы
  4. Литературный календарь
  5. Август
  6. Агнета Плейель «Наблюдающий ветер, или Жизнь художника Абеля»

Агнета Плейель «Наблюдающий ветер, или Жизнь художника Абеля»

Год литературы, Литературный календарьАгнета Плейель  «Наблюдающий ветер, или Жизнь художника Абеля»

Здесь не о чем размышлять, иначе легко запутаться в ненужных рассуждениях. Лодка – это лодка, а братья – это братья. Важно не потерять ощущение реальности, воспарив на крыльях собственной фантазии. Что такое лодка, в конце концов? Деревяшка, бросающая вывоз глубине. Уцепившись за брата, также можно избежать падения в бездну, поскольку его тело имеет вес. И слова брата, пусть даже насмешки и издевательства, тоже имеют какой-никакой вес, а значит, способны удержать от падения в пропасть молчания.
Агнета Плейель 

Агнета Плейель  –  известная фигура в культурной жизни Скандинавии: автор пьес  и романов, поэт, лауреат литературных премий, профессор драматургии, литкритик, журналист. Ее книги переведены на 20 языков. 
«Наблюдающий ветер, или Жизнь художника Абеля» – дебютный роман Агнеты Плейель. «Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать». Эти слова из Ветхого Завета – ключ к пониманию этой удивительной, полной тонких метафор и аллюзий книги.

Рассказчик – альтер эго автора, пишет о своем деде. Сын художника и художник по призванию, Абель, тем не менее, однажды оставил в Швеции все – родителей, невесту, избранный путь художника – и отправился в Индонезию. Уехал, в надежде быстро разбогатеть и вернуться в Швецию, но вернулся он на родину лишь тридцать лет спустя. Уехал, чтобы помочь брату, которого Абель любит преданной и жертвенной любовью. Но жертва оказалась напрасной. Наверное, этот роман можно прочесть и так – неоправданное жертвоприношение, вот о чем он говорит. Но, впрочем, не только об этом – еще о преданности, любви, странных и совсем не простых родственных отношениях, о вере и смысле существования, о памяти. И о творчестве, конечно, живописном, словесном, о самом романе, который раз за разом возвращается к уже рассказанному. «Возможно, истина не в слове, а в жесте. В этом случае нам больше подойдет драма, а не проза, лирика, а не роман. Стихотворение – жест, цель которого – дать место тому, что не может быть выговорено. Указать на него. Констатировать его существование. В идеальном случае – предоставить пространство невыразимому вне собственной души, в том, что не есть я сам». Что ж, в этом смысле роман Агнеты Плейель во многом построен на жесте.

Николай  Александров

Цитаты:

Вещество тишины – ничто. Она – само отсутствие. У нее нет глаз, однако она зряча. Она не имеет ни фронта, ни тыла, однако может повернуться спиной. Она – само беззвучие и бесформенность. Кроме того, она безвременье, потому что настенные часы формируют время тиканьем и боем. Если их не завести, наступит тишина.

 Мир есть мост. Перейди по нему, но не строй на нем дома.

Абель выставил три акварели – морские пейзажи, близкие к стилю глухонемого мариниста. Они привлекли всеобщее внимание свежими, чистыми красками и свидетельствовали о совершенном владении кистью. Одна из них изображала красную лодку на взморье и маленький скалистый островок. Закатное солнце отражалось от деревянного борта, так что казалось, что лодка сама испускает свет. Это было ослепительное мгновение, остановленное уверенной рукой мастера.

Жизнь – бесконечная авантюра, смысл которой всегда от нас ускользает.

Отзывы о книге:

Чем было путешествие художника Абеля, если не нелепицей? Здесь, однако, все зависит от того, как повернуть алмаз (вспомним «Синюю птицу» Метерлинка). И Агнета Плейель — шведская писательница с индонезийскими корнями — поворачивает свой алмаз то одной, то другой стороной, обнаруживая разные стороны смысла открывающейся глазам читателя картины. Библия и Ницше, индонезийская мифология и Октавио Пас, история семьи художника Абеля и история человечества — вот лишь некоторые из его граней.

Ольга Боченкова

Это очень необычный роман. В нем полно философских раздумий. Он неспешный, слегка меланхоличный, но такой глубокий. Его невозможно понять до конца, разгадать символы и аллюзии. Несомненно, его стоит перечитывать. Возможно, несколько раз.

SaganFra (LiveLib)

Читать в библиотеке ЛитРес

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.


Наверх