Анатолий Калинин

Год литературы, литературный календарь     Анатолий Калинин

Мужественному, правдивому человеку люди готовы простить самую тяжелую ошибку, если видят, что он прямо посмотрел ей в лицо, и ждет, как должного, возмездия коллектива. Но трусость и двоедушие никогда не встречают сочувствия.
Анатолий Калинин

Анатолий Вениаминович Калинин родился 22 августа 1916 г., в станице Каменской (г. Каменск-Шахтинский) Ростовской области. Детство и юность писателя прошли на Дону. 

Год литературы, Литературный календарь

Еще пионером начал Анатолий  Калинин писать в газеты "Ленинские внучата" и "Пионерская правда" заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 г., подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 г. вступил в комсомол.

С 1932 г. работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 г. – собственный корреспондент "Комсомольской правды" в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону. В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на фронт в 1941 г.: находился в основном на фронтах южного направления.

Член КПСС с 1946 г.

Первая книга Калинина вышла в 1940 г. Это был роман "Курганы", посвященный колхозной нови в казачьем крае.

Анатолий Калинин пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык... Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений А. Калинина в годы Великой Отечественной войны. Он писал и посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда. В 1943 г. в Ростове вышла очерковая книжка А. Калинина "Казаки идут на Запад". В журнале "Новый мир" в 1944 г. была напечатана повесть "На Юге", в 1945 – повесть "Товарищи". На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман "Красное знамя", изданный в Ростове в 1951 г.

После войны Анатолий Калинин поселился на хуторе Пухляковском на Дону. Очерки Калинина о людях донских станиц ("Неумирающие корни", "В тылу отстающего колхоза", "Лунные ночи") начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя.

В 1953 г. в "Правде" увидел свет очерк "На среднем уровне". Это был смелый, злободневный разговор писателя-коммуниста о развитии деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорит об этом так: «С очерка "На среднем уровне" и последовавшего за ним очерка "Лучные ночи" и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель... Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих...». В 1962 г. вышел в свет роман А. Калинина "Запретная зона" (книга первая), посвященный строительству Волго-Донского канала. В этом произведении поставлены проблемы формирования нового человека, вскрыты и осуждены явления, которые нельзя примирить с коммунистической совестью. Главный герой романа Греков – один из тех партийных работников, которые характеризуют и выражают нашу эпоху.

В романах "Суровое поле" (1958), "Цыган" (1960–1974), в повестях "Эхо войны" (1963), "Возврата нет" (1971) писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников. Идейно-философская концепция творчества Анатолия Калинина выражена в системе образов его героев: с одной стороны, герои, рожденные советской действительностью, – секретарь райкома партии Еремин, писатель Михайлов, колхозники Дарья и Андрей Сошниковы, Клавдия Пухлякова и Будулай; с другой – люди, души которых искалечены накопительством, властью собственности – Варвара Табунщикова, Стефан Демин, Лущилины и другие.

Роман "Гремите, колокола!", вышедший в 1967 г., посвящен проблемам нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А. Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.

Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 г. была издана книга очерков писателя о Шолохове – "Вешенское лето", которая много раз переиздавалась. В 1975 г. вышла в свет книга А. В. Калинина "Время "Тихого Дона", опубликованная сначала в "Известиях". В 1982–1983 гг. в издательстве "Советская Россия" вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.

Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману "Цыган" создан многосерийный телефильм. Ряд произведений Анатолия Калинина переведен на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.

В 1973 г. он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести "Эхо войны" и "Возврата нет".

Анатолий Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

 Анатолий Калинин умер 12 июня 2008 г. на хуторе Пухляковском Ростовской области. Похоронен там же, во дворе своего собственного дома.

…Со времен оттепели Калинин в известной мере пытался говорить правду. Чрезвычайно сильную полемику вызвал его роман «Суровое поле» (1958), в котором поднята неоднозначная проблема осуждения всех советских военнопленных, в особенности — состоявших какое-то время на немецкой службе (армия Власова); Калинин призывал вернуть доверие к людям, утраченное во времена Сталина. Тема человечности становится главной и в его романе «Запретная зона» (1962), рассказывающем о строительстве гигантского искусственного моря на Дону.

Вольфганг Казак

Цитаты из книг:

Вряд ли может быть еще что-нибудь радостнее, но и печальнее, чем встречи старых фронтовых друзей, когда взоры еще живущих раз за разом недосчитываются за празднично накрытым столом тех, кто еще год назад вот так же делил с ними и дорогое воспоминание, и веселую шутку, взрывался еще совсем молодым гулким смехом и ревниво скашивал глаза на боевой иконостас своего соседа.

Еще в кабинете у председателя Клавдия обратила внимание, что говорит он по-русски совсем чисто. Странно, что теперь, вблизи от него она не испытывала никакого страха. Он дружелюбно смотрел на нее и улыбался, обнажая белые зубы. Ничего пугающего не было в его лице, не портила его и эта небольшая бородка. Что ж поделаешь, если эти люди все еще не могут отвыкнуть носить бороды! Значит, такой у них обычай.

Хуторские женщины жалели Будулая и, когда он, спускаясь из степи, проходил по улице к Дону, переговаривались во дворах, что он совсем еще не старый и довольно симпатичной наружности, даже, можно сказать, красивый цыган. Женщин особенно располагало к Будулаю, что он, проходя мимо, никогда не забудет поздороваться, не так, как иные мужчины.

Заказать книги в ЧОУНБ

Материал подготовила Т. Н. Пучинина, 
зав. отделом электронных ресурсов

Наверх