Ги де Мопассан

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы     Ги де Мопассан

Писатель может сделать только одно: честно наблюдать правду жизни и талантливо изображать её; всё прочее — бессильные потуги старых ханжей.
Ги де Мопассан

Один из великих представителей европейского критического реализма XIX века, французский писатель Ги де Мопассан, принадлежит к числу любимых советской читательской аудиторией мастеров художественного слова. Впервые с ним познакомил русских читателей И. С. Тургенев, оценивший в нем крупнейший талант французской литературы начала 80-х годов. Горячо полюбил Мопассана и Лев Толстой, написавший о нем большую статью. Чехов, Горький, Бунин, Куприн в разной мере и в разных отношениях являлись почитателями французского писателя, высоко ставившими его художественную честность и исключительное мастерство.
Юрий Данилин

Ги де Мопассан (настоящее имя Анри-Рене-Альберт-Ги де Мопассан) – знаменитый французский писатель-прозаик, известен как автор новелл, романов. Его биография не изобилует большим количеством подробностей, т. к. Мопассан тщательно оберегал личную жизнь от стороннего вмешательства.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Родился писатель 5 августа 1850 г. Местом его рождения был департамент Нижняя Сена, замок Миромениль, расположенный неподалеку от города Турвиль-сюр-Арк, где он появился на свет 5 августа 1850 г. Мать его по происхождению была из буржуазной семьи, отец – аристократом, представителем знатного лотарингского дворянского рода. 

Поначалу Мопассана отдали учиться в духовную семинарию, однако его оттуда отчислили: дисциплина в монашеском учебном заведении оказалась непосильным испытанием. Образование было в итоге завершено в руанском лицее. Будучи лицеистом, Мопассан показал себя как одаренный ученик, которого живо интересовали театр и поэзия. В этот период состоялось знакомство и сближение с Флобером, который приходился родственником его матери. Именно под его началом Мопассан прокладывал себе путь в литературу.

В 1869 г., по окончании лицея, Мопассан отправляется в Париж, где по совету матери и Флобера намерен заняться изучением права. Однако начавшаяся франко-прусская война помешала этому замыслу. В течение двух лет (1770–1771) Мопассан в качестве рядового принимал участие в военных действиях.

Его семья разорилась, и это вынудило будущего писателя устроиться в морское министерство, где на различных чиновничьих должностях он прослужил порядка 10 лет. Его страстью была литература, к карьере он рвения не проявлял. До того как Мопассан впервые выступил в литературе, он на протяжении 6 лет напряженно писал, уничтожал свои сочинения. И только когда, по мнению наставника Флобера, его произведения стали отличаться достаточной степенью стилистической целостности и зрелости, он рискнул опубликовать первое свое произведение. Это случилось в 1880 г. Его рассказ «Пышка» увидел свет в сборнике, куда входили повести Золя, Энника, Алексиса и других авторов. После этого рассказа Мопассан сразу стал известным писателем. В том же году увидел свет поэтический сборник «Стихотворения»; благодаря ему Мопассану удалось уйти со службы и устроиться в газету хроникером.

Литературной деятельности он все последующие годы не оставлял, проявляя завидную плодовитость. На протяжении 11 лет (1880–1891) из-под пера Мопассана вышло около трех сотен новелл, несколько десятков критических статей, а также шесть крупных романов: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889), «Наше сердце» (1890). Благодаря этим произведениям Мопассан обессмертил свое имя как представитель новейшей национальной новеллистики. Критики были единодушны в восторженных отзывах, он стал настоящим любимцем читательской публики.

Все это позволяло иметь приличный заработок. Мопассан привык жить, ни в чем себе не отказывая, кроме того, оказывал огромную материальную поддержку матери и семье младшего брата. Постоянные интеллектуальные нагрузки стали для его здоровья непосильным бременем. Наследственность Мопассану досталась неважная: его мать была постоянной жертвой неврозов, а брат скончался в психиатрической лечебнице. Писатель уделял большое внимание своему здоровью, физически был очень крепок. Однако даже здоровое тело не смогло помочь ему иметь здоровый дух.

С 1884 г. его постоянно одолевали нервные припадки; писатель стремился к уединению, стал видеть в людях исключительно темные стороны натуры, разочаровался в них, мучительно искал нечто ускользающее от него, недостижимые идеалы. Внешняя сторона жизни Мопассана выглядела более чем благополучной: он получил премию от Академии, сотрудничал с престижным изданием, имел огромный успех в свете, но его внутреннее состояние было далеко от гармонии. Зимой 1891 г. он пытался покончить жизнь самоубийством, после чего лечился в психиатрической лечебнице. Со временем припадки становились все более учащенными, и в 1893 г. Ги де Мопассан умер от паралича мозга.

Истории из жизни писателя:

Мопассану его друг Луи Фонтень как-то пожаловался, что не может найти доктора, который вылечил бы его от ломоты в суставах. На это Мопассан ответил, что пару лет назад тоже мучился от такой напасти, но сумел вылечиться. “Как же?” - поинтересовался измученный Фонтень. “Любовь – вот лучшее лекарство”, – кратко ответил писатель.

Мопассан некоторое время служил чиновником министерства. Через несколько лет в архивах министерства нашли его характеристику. В ней было сказано: “Старательный чиновник, но плохо пишет”.

Однажды Мопассан упросил доктора, полчаса назад ампутировавшего ногу крестьянину, распорядиться, чтобы эту ногу немедленно доставили ему. Доставили. Мопассан взял завернутую в тряпку конечность и огорошил собравшихся:

- Время - к обеду. Я прикажу повару зажарить мясцо. Кто разделит со мной трапезу?

Собеседники онемели. А он отправился на кухню, вернулся, предупредил: “Чуть-чуть терпения, и будет готово”. Действительно, повар управился быстро, слуга внес тарелки, содержимое которых было обильно посыпано зеленью. Ги ел с удовольствием, причмокивая: “Отменно! Отменно!” Присутствующие, с трудом сдерживая рвоту, отворачивались. Мопассан разыграл гостей - с кухни принесли запланированную на обед свинину.

Высказывания писателя:

Мужчина, преодолевший длительное сопротивление женщины, больше всего ценит не её добродетель, а своё собственное упорство.

Женщины бывают до бесконечности верны или, точнее, до бесконечности навязчивы.

Когда вам надоест женщина, не надо покидать её. «Не покидать её! — скажете вы. — А как же быть со следующей?» — «Не покидайте ни одну из них, сударь!»

Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери.

Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают Родину.

Всякий стоящий у государственной власти обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает крушения.

Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро.

Когда приходит любовь, душа наполняется неземным блаженством. А знаешь, почему? Знаешь, отчего это ощущение огромного счастья? Только от того, что мы воображаем, будто пришёл конец одиночеству.

Мы знаем, что любовь сильна, как смерть; зато хрупка, как стекло.

Не надо войны, не надо… Давайте-ка лучше работать, мыслить, искать. Единственная настоящая слава — это слава труда. Война — удел варваров.

Кто не уважает себя, тот — несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, — глуп.

Жизнь! Не так уж она хороша, но и не так плоха, как многим думается.

Мопассан дорог честным людям всего мира. Красноречивые высказывания писателя против захватнических войн памятны многомиллионному лагерю сторонников мира, которые энергично борются против поджигателей новой войны и стоят на страже национального суверенитета и независимости своей национальной культуры.

Юрий Данилин

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовил Владислав Бочаров, 
библиотекарь отдела электронных ресурсов 



 

Наверх