Памела Трэверс

Год литературы, Литературный календарь, Публичка, ЧОУНБ, Памела Трэверс     Памела Трэверс

 Я не привыкла писать о личных проблемах, меня волнуют только идеи. Идея «Мэри Поппинс» раздувалась во мне и рвалась наружу, как занавеска на окне, всю мою жизнь. Может, это она придумала меня, и оттого мне так тяжело писать автобиографию. Настоящая биография – это история души.
Памела Трэверс

 Памела Трэверс – одна из самых мистических писательниц XX столетия. Жизнь ее прошла перед глазами широкой публики, но даже биографы вынуждены признать, что о Памеле мало что известно. На личные вопросы журналистов она обычно отвечала: «Если вас интересуют факты моей биографии, то история моей жизни содержится в “Мэри Поппинс” и других моих книгах».
Виктор Еремин

Памела Линдон Трэверс (настоящее имя Хелен Гофф) родилась 9 августа 1899 г. в Мэриборо, в Австралии, в семье банковского управляющего Трэверса Роберта Гоффа и Маргарет Агнес Морхед. Отец имел ирландское происхождение, хотя родился в южном районе Лондона Дептфорде. В 1905 г. работа вынудила Трэверса переехать с семьёй в соседний город Аллора, где он и умер спустя два года в возрасте 43 лет. Официальная причина смерти – «исступление эпилептического припадка» (epileptic seizure delirium), но сама Трэверс утверждала, что «истинной причиной было продолжительное тяжёлое пьянство», которое привело к гриппу.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

В детстве Хелен часто представляла себя птицей, особенно – курицей-наседкой. Она любила животных, имела богатое воображение, с удовольствием возилась в саду и читала сказки.

В 1907 г., после смерти Трэверса, Гоффы переехали в Боурал в Новом Южном Уэльсе, где прожили до 1917 г. В Боурале жила бабушка Хелен (прототип тети Сэсс), владеющая сахарной плантацией.

Во время Первой мировой войны Хелен посещала Школу для Девочек Норманхёрст в Эшфилде. Однако школьная программа казалась ей скучной, и Хелен попросила дать ей возможность читать самостоятельно. Начала она с непростой «Истории упадка и разрушения Римской империи». Хелен писала рассказы и пьесы для школьных спектаклей, а братьев и сестёр развлекала волшебными рассказами. Её поэмы были опубликованы, когда ей не было и двадцати лет – в австралийском журнале «Бюллетень» (The Bulletin). Она также занималась музыкой.

Когда Хелен исполнилось 17, она поехала в Сидней (Австралия), чтобы стать актрисой. Именно тогда она впервые взяла псевдоним «П. Л. Трэверс», который расшифровывался, как Памела Линдон Трэверс – Трэверс было взято от отца, а Памела было очень популярным в те годы именем. Инициалы использовались для скрытия женского имени – в то время дело вполне обычное. Памела Трэверс играла в пьесах Шекспира, но успех был средним, и девушка подрабатывала журналистикой, чтобы свести концы с концами. В течение двух лет она вела колонку в одной из газет Сиднея. К тому же, её поэмы стали довольно широко публиковаться. Некоторые из них были об Ирландии, некоторые носили весьма эротический характер. В конце концов, увлечение литературой победило, и Трэверс полностью посвятила себя ей.

В 1924 г. Памела Трэверс переехала в Англию: как она часто говорила, всего с десятью фунтами в кармане, пять из которых она быстро потеряла. Заметки о путешествии ей удалось превратить в несколько статей, которые она продала австралийским издательствам. Из Лондона в Австралию и Новую Зеландию Трэверс посылала статьи об искусстве.

В 1925 г. в Ирландии Трэверс познакомилась с поэтом-мистиком Джорджем Уильямом Расселлом, который оказал на неё большое влияние – и как человек, и как литератор. Они дружили до самой смерти Рассела в 1935 г. «Памела Трэверс потратила большую часть жизни в попытке жить идеями Джорджа Расселла, – отмечал Лоусон (Lawson). – Она не просто любила Рассела. Ей казалось, что он был её солнцем». Отношения, однако, были платоническими. Расселл тогда был редактором журнала «Айриш Стэйтсмэн» (The Irish Statesman) и принял для публикации несколько её поэм. Через Расселла Трэверс познакомилась с Уильямом Батлером Йейтсом (William Butler Yeats) и другими ирландскими поэтами, которые привили ей интерес и знание мировой мифологии. Йейтс был не только выдающимся стихотворцем, но и увлекался оккультизмом. Это направление и становится для Памелы Трэверс определяющим вплоть до последних дней её жизни.

В 1934 г. Трэверс болела плевритом и на время отказалась от писательства, набираясь сил в старом английском доме в Сассексе. Расселл предполагал, что она пишет книгу о ведьме. Однажды Трэверс пришлось посидеть с двумя детьми. Для них она придумала историю о няне, которая носила вещи в саквояже и имела зонтик с головой попугая на ручке. Так гувернантка Мэри Поппинс пришла в дом № 17 в Вишневом переулке позаботиться о семье Бэнксов и их четырёх детях: Джейн, Майкле и близнецах Джоне и Барбаре. Сказка превратилась в книгу (о чем свидетельствовала Мэри Шепард, дочь первого иллюстратора «Винни-Пуха»). В 1934 г. публикация «Мэри Поппинс» была первым настоящим литературным успехом Трэверс. 

Мэри Поппинс сразу имела оглушительный успех. Критика встретила нового автора с завидной доброжелательностью. «Я была очень рада, что рецензии на мою книгу публиковали взрослые газеты, ведь я никогда не считала Мэри Поппинс детской книжкой. Я и думать не думала о юных читателях, и лелеяла надежду, что моей книгой будут зачитываться взрослые – так и вышло. Многие дамы писали мне, что когда они читали мою книгу детям, отцы тихонько подкрадывались к дверям детской, чтобы тоже послушать». Первый успех окрылил писательницу, и уже на следующий год она сочиняет продолжение сказки «Мэри Поппинс возвращается». В 1944 г. появляется «Мэри Поппинс открывает дверь», в 1952 – «Мэри Поппинс в парке». Спустя двадцать с лишнем лет писательница вновь возвращается к своей героине, выпустив забавную книгу «кулинарных рассказов» и, наконец, в 1982 г. вышла коротенькая книжка «Мэри Поппинс на Вишневой улице». 

Фильм Диснея «Мэри Поппинс» был выпущен в 1964 г. (главную роль – Мэри Поппинс – сыграла актриса Джули Эндрюс). Фильм был выдвинут на премию «Оскар» в 13 номинациях и удостоился пяти наград. В Советском Союзе в 1983 г. был выпущен фильм «Мэри Поппинс, до свидания!».

История постановки классического художественного фильма Disney «Мэри Поппинс» описана в фильме «Спасти мистера Бэнкса» (2013). Роль Памелы Трэверс исполнила Эмма Томпсон.

Трэверс была в дружеских отношениях с Альфредом Орэджем, издателем эзотерического журнала New Age. Орэдж в 1938 году познакомил её с Георгием Гурджиевым. Притягательность личности русского мистика делает Памелу Трэверс его верной ученицей. Она принимает участие в работе многих групп его последователей, встречается с Кришнамурти, занимается сравнительным религиоведением в его эзотерическом варианте, ища и находя сквозные мифологические мотивы в учениях, отдалённых друг от друга во времени и в пространстве.

Памела Трэверс отличалась тем, что старалась не афишировать факты своей личной жизни, в том числе и своё австралийское происхождение. «Если вас интересуют факты моей биографии, – однажды сказала Трэверс, – то история моей жизни содержится в „Мэри Поппинс“ и других моих книгах».

Трэверс не была замужем. Незадолго до своего 40-летия она усыновила ирландского мальчика по имени Кэмиллус, при этом разлучив его с его братом-близнецом: взять двух детей она отказалась (мальчики воссоединилсь только спустя несколько лет).

В 1977 г. Трэверс было присуждено звание Офицера Ордена Британской империи.

Старость Памелы Трэверс прошла довольно мирно. Она преподавала литературу в Гарварде и Нортхэмптоне, занималась медитациями, изучала буддизм в Японии. Если раньше она считала себя ученицей при великих гуру, теперь она сама стала гуру, её окружали единомышленники.

Дом Трэверс был наполнен книгами. Книги были повсюду, на бесчисленных полках вдоль стен, на столах, на полу. «Случись мне остаться без крыши над головой, я смогу построить себе дом из книг», – шутила писательница.

С возрастом Памела Трэверс становилась все более замкнутой, все реже давала интервью, а если и давала – её беседы с читателями были слишком сложны для понимания даже тех, кто любил её литературу. Она тихо умерла 23 апреля 1996 г. По разработанному самой писательницей обряду Кэмиллус (приемный сын) кремировал останки матери и захоронил урну на погосте во дворе церкви св. Марии в пригороде Лондона – Твикенаме.

Интересный факт биографии:

В 1934 г. Памела Треверс  посетила СССР с туристской группой и выпустила свою первую книгу – «Экскурсия в Москву» (Travers P. L. Moscow excursion. – New York : Reynal & Hitchcock, [1934]. – 121 p. ; 20 cm). Это были путевые заметки, написанные живо и весьма язвительно. У автора не было никаких иллюзий по поводу СССР. Правда, она написала: «В мире, который так безумно раскачивается между фашизмом и коммунизмом, я предпочитаю эту вторую форму тирании», но не оставила сомнений, что выбор приходится делать между тем, что плохо, и тем, что еще хуже. Ее небольшая, около ста страниц, книжка теперь стала библиографической редкостью. Из нее вырисовывается необычный образ автора – не только зоркого наблюдателя, но и фантазерки. Быль и небыль странно сплетаются в этих любопытных путевых заметках, где передана атмосфера, ощущения, мимолетные впечатления. «Как хорошо будет уехать из Ленинграда, где, несмотря на всю его красоту, воздух дышит смертью...». А в Москве «воздух поживее», но «все серое, серое, серое – и лица, и необъятное небо». 

                                                                                                Марианна Шатерникова

Цитаты из произведений:

Он опять почистил один ботинок, а к другому не прикоснулся. Люди могут подумать, что я очень односторонний человек!

- Я хочу знать только одно, - сказала она, - звёзды ли делают из золочёной бумаги или золочёную бумагу из звёзд?

Послушайте моего совета - не думайте слишком много. Это плохо сказывается на аппетите.

Робертсон Эй сидел в саду на скамейке и усердно предавался лени.

Бальные танцы, как в прочем и все другие, танцуются в паре, т. е. вдвоем, иначе в них нет никакого смысла. Одиночество в танцах вредно отражается на мировоззрении.


Миллионы читателей во всем мире ждут новых встреч с любимой героиней. И может неслучайно, что Памела Трэверс отказалась от замысла написать книгу До свидания, Мэри Поппинс. Искусство способно преодолеть разлуку. Писательница верила в бесконечность жизни. В 1986 году она писала в одной из статей: "Итак a Dieu… Там где сердцевина крепка, а концы смыкаются, и нет ни начала ни конца, там нет слова прощай." Памела Трэверс умерла в 1996 году, жадная на сенсации пресса обошла вниманием печальное событие. Наверное, это правильно: сказочники не умирают. (Ольга Мяэотс)
 

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовил Владислав Бочаров, 
библиотекарь отдела электронных ресурсов

 

Наверх