Владимир Одоевский

Год литературы, Литературный календарь     Владимир Одоевский

Мысль, которую я посеял сегодня, взойдет завтра, через год, через тысячу лет: я привел в колебание одну струну, оно не исчезает, но отзовется в других струнах.
Владимир Одоевский

  «Алхимико-музыко-философско-фантастическое сиятельство».
графиня Евдокия Петровна Ростопчина

Владимир Федорович Одоевский – русский писатель, философ, последний представитель древнего княжеского рода Одоевских. Родился в Москве 11 августа 1803 г. (по другим сведениям – 1804 г.). Был единственным сыном князя Федора Сергеевича Одоевского, в молодости служившего в военной службе, затем перешедшего на статскую, мать была из крепостных. К моменту рождения Владимира Федоровича род Одоевских обеднел, а отец его умер, когда мальчику не было и пяти лет. Мать вторично вышла замуж, ребенок рос в семье родственников отца, назначенных его опекунами. О своем детстве он впоследствии вспоминал: «Я никогда не наслаждался благом семейного щастия». В раннем детстве начинается его дружба с двоюродным братом – будущим декабристом А. И. Одоевским, который был, по выражению самого писателя, эпохой в его жизни.

В 1816 г. Одоевский поступает в Московский университетский благородный пансион. Здесь юноша с особенным интересом изучал философию, в частности, увлекался трудами Шеллинга. Активно посещал литературные кружки, заседания «Общества любителей российской словесности». Печататься Одоевский начинает уже в годы учебы: первые произведения «Разговор о том, как опасно быть тщеславным», «Дни досад» выходят в журнале «Вестник Европы». Окончив пансион с золотой медалью, молодой человек погрузился в науки, в литературные и философские занятия. Он изучает анатомию, физику, химию, технику, становится завсегдатаем салона Зинаиды Волконской. А в 1823 г.  со своим другом, поэтом Дмитрием Венивитиновым, создает «Общество любомудрия». Целью его участников было изучение античных и немецких философов, создание оригинальной отечественной философии, из которой должна была возникнуть новая русская литература (философский романтизм). Любомудры провозглашали: литература не только область чувств, но и мыслей, а для науки необходима не только логика, но и образность. «В наш век наука должна быть поэтическою», – утверждал Одоевский и реализовал этот принцип в художественном творчестве, в ранних рассказах  «Старики,  или  Остров Панхаи», «Дервиш», «Солнце и младенец», «Алогий и  Епименид» и др.

В отличие от декабристов, члены общества свою центральную задачу усматривали в просветительстве, в постепенных культурных преобразованиях. Одоевский и Кюхельбекер начинают издавать альманах «Мнемозина», в котором печатаются Пушкин, Грибоедов, Баратынский, Вяземский. Издание, как и Общество любомудрия, прекращает свое существование после восстания декабристов. Опасаясь преследований, Одоевский сжигает в камине протоколы собраний и распускает общество.

 В 1826 г., переехав в Петербург, Владимир Федорович поступает на службу в Министерство внутренних дел, где работает в Комитете иностранной цензуры, а через некоторое время становится помощником директора Императорской Публичной библиотеки (ныне – Российская национальная библиотека) и заведующим Румянцевским музеем.

Владимир Одоевский – единственный в свое время популяризатор науки для народа: он издавал любимый многими журнал «Сельское чтение», писал общедоступные учебники по разным предметам.

Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30-40-е годы. В 1833 г. вышел в свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом». Книга замечательна тем, что включает ряд романтических повестей, рассказанных от имени магистра философии и члена разных ученых обществ, знакомого со всевозможными языками, которые преподаются и не преподаются на всех европейских кафедрах Иринея Модестовича Гомозейко. Впрочем, Гомозейко предпочитает заниматься такими дисциплинами, как алхимия, астрология, хиромантия, магия и т. д. Магистр философии в книгах для детей превратится в обаятельного рассказчика – дедушку Иринея. Жанр произведений, входящих в этот сборник, Одоевский определяет как «сказки», что характеризует особенности его стиля – соединение фантастических ситуаций с точным ироническим, а подчас сатирическим воспроизведением деталей быта и нравов. Поэтика сказок близка поэтике Гоголя в его петербургских повестях.

Среди «Пестрых сказок» есть рассказ «Сегелиель» о падшем духе, который мечтает делать добро, за что и был сослан Луцифером на Землю, где он появляется в разных видах: 14-летнего мальчика, Саванаролы, Леонардо да Винчи. Душа человека – это арена соперничества сил добра и сил зла, в данном случае воплощенных в виде Сегелиеля и Луцифера. Мир духов и мир реальный находится в тесном и постоянном взаимодействии. Желая принести максимум пользы людям, этот новоявленный Агасфер поступает на службу  русским чиновником. «Падший дух в роли русского чиновника – писал исследователь мировоззрения Одоевского П. Сакулин, – эта идея легко может вызвать улыбку, но Одоевский относится к ней весьма серьезно: он был полон веры в великое значение государственной службы». 

В 1834 г.  отдельно опубликован «Городок в табакерке», одна из лучших во всей мировой словесности литературных сказок, выдерживающая сравнение с андерсеновскими и ставшая непременным чтением русских детей.

Впрочем, не следует думать, что Одоевский так уж серьезно относился к мистике в своих произведениях. В его рассказах «Сильфида», «Саламандра», «Душа женщины», «Косморама» всегда присутствует естественное объяснение чудесных событий с помощью взбудораженного или прямо ненормального психического состояния героев. Успех имели и его светские повести – «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1835).

А главным опытом Одоевского в области художественной словесности стал философский роман «Русские ночи», изданный в 1844 г.,  в составе трехтомного собрания сочинений Одоевского.  «Русские  ночи» состоят  из  частей,  писавшихся  в  разное  время, и были  известны читателям как самостоятельные произведения. Так, вошедшая в состав  «Русских  ночей» новелла «Последний квартет Бетховена» была опубликована еще в 1831 г. в альманахе «Северные  цветы» и  заслужила  одобрительную оценку Пушкина.

«Русские ночи» – глубоко осмысленное и символическое  название романа, посвященного  нерешенным вопросам жизни и истории, на страницах которого мы наблюдаем  процесс  борения идей, неутомимых и трудных поисков мысли. Важную организующую роль играют в  композиции  романа  диалоги  друзей: Фауста, Виктора, Вечеслава и Ростислава. С диалогов начинается книга, ими же все заканчивается. По собственному признанию Одоевского, в этом отчасти сказалось  влияние  Платона. 

Особое место в творчестве Одоевского занимают научно-фантастические произведения. Незадолго до смерти он писал: «Но будет время – лишь бы оно поскорее пришло – когда во всех и в каждого проникнет убеждение, что в России все есть, а нужны только три вещи: наука, наука и наука». Свое представление о будущем России он выразил в неоконченном фантастическом романе «4338-й год». Предугадал писатель-провидец полеты на Луну, возможность влиять на климат, новые способы передачи информации («изобретение книги, в которой посредством машины изменяются буквы в несколько книг», «типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек»). 

В 60-е гг. Одоевский уходит из литературы, целиком отдавшись практической деятельности. Он с восторгом приветствует отмену крепостного права. Изучает русские древности в хранилищах подмосковных монастырей, пишет статьи по педагогике, слушает дела в сенате.

За три года до смерти он отвечает на проникнутую скорбным унынием статью И. С. Тургенева «Довольно!» статьей «Недовольно!», порицавшей общественный пессимизм, наполненной идеями просветительства и верой в нравственное развитие человечества. Умер Владимир Федорович Одоевский 27 февраля 1869 г. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Цитаты

История природы есть каталог предметов, которые были и будут. История человечества есть каталог предметов, которые только были и никогда не возвратятся. Первую надобно знать, чтобы составить общую науку предвидения, – вторую для того, чтобы не принять умершее за живое.

 Россия походила на огромную машину, которой необъятная сила не знала границ; не доставало лишь маятника, который бы этой силе дал равномерное движение.

Я понял, как важна каждая мысль, каждое слово человека, как далеко простирается их влияние, какая тяжкая ответственность ложится за них на душу, и какое зло для всего человечества может возникнуть из сердца одного человека, раскрывшего себя влиянию существ нечистых и враждебных.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать он-лайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

 Материал подготовлен Е. В. Черепановой, библиографом ИБО


Наверх