Всеволод Вишневский

Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Всеволод Вишневский   Всеволод Вишневский

Война пронесётся, и от неё останутся лишь легенды,
книги, памятники, символы... и могилы.
А над полями – вечное необъятное небо, белизна снегов, людские заботы дня, раздумья...
И кто-то в зиму 2043 года, может быть, спросит:
– Как и чем жили люди в 1943 году, участники Отечественной войны?
В меру сил своих я об этом и рассказываю... – безвестный потомок мой.
Не знаю – чем я тебя смогу порадовать. Я пишу то, что вижу...
Всеволод Вишневский

Как художник Вишневский неповторим.
Он один из самых своеобразнейших драматургов двадцатого века. 
Дерзкое сочетание эпического и лирического, героического и комедийного (порою близкого к буффонаде), мастерская лепка сценических образов и изображение тончайших движений души – вот что поражает в произведениях Вишневского, умевшего иногда в одном эпизоде соединять, казалось бы, совершенно несоединимое.

Н. Громов

Всеволод Витальевич Вишневский (1900–1951) – советский писатель, драматург.Всеволод Витальевич Вишневский – советский писатель, драматург. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950). Член ВКП(б), а с 1937 г. – капитан 1 ранга.

Заказать книги в ЧОУНБ

Всеволод Витальевич родился 21 декабря 1900 г. в Санкт-Петербурге в семье землемера. Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии. Во время Первой мировой войны сбежал на фронт, был награждён Георгиевским крестом и двумя медалями. Участвовал в вооружённом восстании в Петрограде в 1917 г., воевал на фронтах гражданской войны: был бойцом 1-го морского берегового отряда, пулемётчиком корабля Волжской военной флотилии «Ваня-коммунист» № 5, пулемётчиком бронепоездов «Грозный» и «Коммунар» № 56 (входящего в состав Первой Конной армии). Работал политработником на Черноморском и Балтийском флотах, был редактором журнала «Краснофлотец».

Вишневский появился в литературных кругах Ленинграда в конце 1920 г. Он уже был автором двух сборников рассказов: «За власть Советов» и «Между смертями». В 1921 г. поставил в Новороссийске под открытым небом массовое представление о Кронштадтском восстании «Суд над кронштадтскими мятежниками», длившееся восемь часов. В 1929 г. Вишневский сочиняет поэму-ораторию «Красный флот в песнях», которая была поставлена в ансамбле песни и пляски при Доме Красной Армии. Основными элементами оратории стали старые и революционные песни о флоте.

Слава пришла к Вишневскому после пьесы «Первая Конная» (1929), поставленной режиссёром А. Д. Диким в театре Ленинградского Народного дома. Пьеса имела ошеломляющий успех.

Новую пьесу «Последний решительный» Вишневский намеревался передать для постановки Театру Красной Армии, но Всеволод Эмильевич Мейерхольд убеждает предоставить ему право первой постановки. Предложение режиссёра, который высоко поднял знамя политического театра, создавая боевые публицистические спектакли, было принято. Спектакль рождался в атмосфере взаимного понимания и творческих споров.

Для Мейерхольда предназначал Вишневский и свою новую пьесу «На Западе бой», которая явилась своеобразным ответом на роман Э. Ремарка «На западном фронте без перемен». Премьера состоялась 19 февраля 1933 г., однако большинство критиков отозвались об этой пьесе резко отрицательно, в связи с чем он больше не возвращался к западной теме.

С февраля 1931 г. началось постоянное и плодотворное сотрудничество Вишневского с режиссёром А. Я. Таировым и артистами Камерного театра. Драматургу оказались близки идеи режиссёра об общественном содержании искусства, о творческом взаимодействии сцены и пьесы, театра и драматургии.

В январе 1932 г. Вишневский начал работу над новой пьесой, получившей позднее название «Оптимистическая трагедия». Пьеса, обобщив открытия советской драматургии и оттолкнувшись от опыта эпического кино, явилась смелым рывком вперёд в создании нового советского героического театра. Вишневский в 1934 г. писал, что в «Оптимистической трагедии» он предпринял эксперимент на соединение языка ранних пролетарских поэтов (Эжена Потье и Ф. Фрейлиграта) с языком русских поэтов-космистов 1917–1921 гг. (Герасимова, Маширова, Кириллова, Гастева).

В мае 1933 г. к Вишневскому обратился кинорежиссёр Е. Л. Дзиган с предложением экранизировать «Оптимистическую трагедию», однако тот отказался и решил написать киносценарий, посвящённый защите Петрограда моряками Кронштадта в 1919 г. Так началось творческое содружество Вишневского и Дзигана по созданию фильма «Мы из Кронштадта». Режиссёр взялся за его героико-эпическое воплощение, следуя замечательным традициям кинематографа Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина. В марте 1936 г. картина вышла на широкий экран и была хорошо принята зрителями.

Вишневский думал о новой пьесе, накапливал материал, но замыслы так и остались нереализованными. Много сил отнимали общественные дела, редакторские обязанности в журнале «Знамя», частые командировки. Он по-прежнему продолжал работать для кинематографа: написал фильм-роман «Мы, русский народ», сценарий и дикторский текст документального фильма «Испания», начал работать над сценарием «Щорс» для А. П. Довженко.

В 1939 г. Вишневский вместе с Дзиганом начал работу над сценарием фильма «Первая Конная». Однако в связи с тревожными событиями в мире – началом Второй мировой войны и неизбежным приближением её к границам СССР – для писателя на первый план выдвигаются военная политработа, публицистическая и общественная деятельность.

С первых дней Великой Отечественной войны Вишневский находился на передовых её рубежах – в Таллинне, Кронштадте, Ленинграде. Будучи корреспондентом «Правды» он вёл общественно-политическую и литературную работу, делил с ленинградцами все тяготы блокады, писал листовки, выступал перед бойцами.

Летом 1942 г. Вишневскому, возглавлявшему оперативную группу писателей при Политуправлении Балтфлота, было поручено написать пьесу для единственного оставшегося в Ленинграде Театра музыкальной комедии. Он привлёк к работе драматурга А. А. Крона и поэта В. Б. Азарова. Премьера пьесы «Раскинулось море широко» состоялась 7 ноября 1942 г., спектакль звучал как вызов блокаде.

В 1944 г. на сценах Театра Балтфлота и Камерного театра с триумфом проходит новая пьеса Вишневского «У стен Ленинграда».

После войны писатель неожиданно решился писать историческую пьесу «Незабываемый 1919-й» (1949). Ранее он не писал исторических пьес, поэтому новые требования сковали его воображение. Тем не менее эта пьеса, поставленная в большинстве театров страны, сделала Вишневского репертуарным драматургом.

С 1944 г. писатель жил в Москве, работал редактором журнала «Знамя». В последние годы трудился над документально-художественной эпопеей «Война» (роман, не закончен).

Всеволод Вишневский умер в Москве 28 февраля 1951 г.


ЦИТАТЫ:

Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела? …Нет таких! Почему же? Вас было так много… Когда мне понадобится, я нормальная, здоровая женщина, я устроюсь, но для этого мне вовсе не нужно целого жеребячьего табуна.

«Оптимистическая трагедия»

«Последнее слово» – это предрассудок буржуазного суда.

«Оптимистическая трагедия»

Нас много и мы в тельняшках.
Нам страшно, но мы в тельняшках.
Нас двое/трое/не много, но мы в тельняшках
...их целая армия, но зато мы в тельняшках.

«Мы из Кронштадта»

– Ду ю спик инглиш?.. Шпрехен зи дойч?..
– А может он португал?
– Мы пскопские.

«Мы из Кронштадта»

Заказать книги в ЧОУНБ

 

Материал подготовил Анатолий Мезяев,
библиотекарь отдела электронных ресурсов

Наверх