Борис Пастернак

10 февраля, литературный календарь   Борис Пастернак


Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

 Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Борис Пастернак

 


Борис Леонидович Пастернак – русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века. Его творчество продолжает традиции русской и мировой классики, но при этом органично сочетает их с достижениями литературы Серебряного века и авангарда. Ошеломляющая, избыточная метафоричность и пронзительная одухотворенность – отличительные черты поэзии и прозы Бориса Пастернака. В 1958 г. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», но для соотечественников присуждение премии оказалось прочно связано с его романом «Доктор Живаго».

читать Пришвина   

Борис Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 г. в Москве. Отец его был живописцем, мать – пианисткой. В семье поэта царила творческая и деятельная атмосфера, и ничто из юношеских занятий Пастернака не пропало даром. Он мог стать художником, музыкантом (его благословлял Скрябин), ученым-философом, но стал поэтом. Яркость впечатлений детства и отрочества определила его умение писать с натуры, которое он позднее называл субъективно-биографическим реализмом. Уже ранние стихи и проза несут свидетельства серьезного поэтического воспитания: профессиональное владение музыкальной композицией и дисциплина мысли, которые счастливо сочетались с врожденной чувствительностью и восприимчивостью.
В 1913 г. вышел первый поэтический сборник поэта «Близнец в тучах» тиражом 200 экземпляров. За густоту насыщения ассоциативными образами и парадоксальными метафорами Пастернака обвинили в «нерусской лексике». Не избежал поэт и влияния модного в начале XX века футуризма, особенно после знакомства с Маяковским. Но в дальнейшем пути Пастернака и Маяковского разошлись. Летом 1917 г. Пастернак готовит книгу «Сестра моя жизнь», которая выходит из печати в 1922 г. и делает автора знаменитым. В 30-е годы положение Пастернака было двойственным. Как определил сын поэта Евгений Пастернак, «все, за малым исключением, признавали его художественное мастерство. При этом его единодушно упрекали в мировоззрении, не соответствующем эпохе, и безоговорочно требовали тематической и идейной перестройки». Пастернак вел себя крайне независимо. В 1937 г. отказался поставить подпись под обращением писателей с требованием расстрелять Тухачевского и Якира. Этот отказ был вызовом власти. Пастернака не тронули – просто перестали печатать. Лишь в 1943 г. вышла новая книга стихов «На ранних поездах», а летом 1945 г. – последнее прижизненное издание «Избранные стихи и поэмы». В 1948 г. весь тираж этого издания был уничтожен. И на долю поэта остались лишь переводы. В начале 1946 г. Пастернак, по его словам, приступает к «большой прозе» – роману «Доктор Живаго» и к осени 1956 г. завершает его. Этот роман позволил автору поделиться с читателем многогранными размышлениями над опытом целого поколения, к которому принадлежал сам писатель, о ценности и уникальности человеческой личности, о хрупкости каждой человеческой судьбы, подвести итог исторической судьбе страны. Как известно, роман попал за границу. 23 октября 1958 г. Борису Пастернаку – второму после Ивана Бунина русскому писателю – присудили Нобелевскую премию по литературе. И тут началась истеричная травля писателя: как он посмел отправить рукопись на враждебный Запад? Травля привела к скоротечной болезни, и 30 мая 1960 г. Пастернак скончался в Переделкино на 71-м году жизни. За месяц до своей кончины он написал: «По слепому случаю судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то самое, чем мы так привыкли жертвовать и что есть самое лучшее в нас, – художник оказался в моем случае не затертым и не растоптанным».

Борис Леонидович Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище. Сотни людей, несмотря на опалу поэта, 2 июня 1960 г. пришли на его похороны. Анна Ахматова на смерть Пастернака написала стихотворение «Смерть поэта»

Умолк вчера неповторимый голос,
И нас покинул собеседник рощ.
Он превратился в жизнь дающий колос
Или в тончайший, им воспетый дождь.
И все цветы, что только есть на свете,
Навстречу этой смерти расцвели.
Но сразу стало тихо на планете,
Носящей имя скромное... Земли.

Биографическая хроника

29 января (10 февраля) 1890 г. – родился в Москве.

1908 г. – окончание гимназии и поступление на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.

1909 г. – первые стихотворные опыты.

1913 г. – окончание университета. Кроме того, за период обучения за шесть лет прошел предметы композиторского факультета консерватории.

1912 г. – поездка в Германию, в Марбург, где была знаменитая философская школа. Знакомство с поэтом Р.-М. Рильке, отказ от философской карьеры.

1913 г. – первые стихи напечатаны в сборнике «Лирика».

1914 г. – первый самостоятельный сборник «Близнец в тучах», одобрительный отзыв Брюсова. Участие в футуристической группе «Центрифуга». Знакомство и дружба с Маяковским.

1918-21 г. – плодотворная творческая работа, переводы произведений зарубежных авторов – Клейста, Бена Джонсона, Гете и др.

1922 г. – сборник «Сестра моя – жизнь», принесшая Пастернаку известность, явился своего рода поэтической декларацией. Стихи Пастернака отличаются насыщенной, усложненной образностью, изобилуют метафорами, метафоричность – одна из главных отличительных черт его поэзии.

1925 г. – тяготение к эпическим формам находит свое выражение в стихотворном романе-поэме «Спекторский», поэмах «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

1928 г. – замысел прозаической книги «Охранная грамота», оконченной 2 года спустя. Это, по словам самого Пастернака, «автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся». В поэзии положения «Охранной грамоты» были применены и декларированы в сборнике «Второе рождение».

1929 г. – сборник «Поверх барьеров», переиздан в 1931. Путешествие на Кавказ, написание цикла «Волны».

1938 г. – начинает переводить Шекспира.

1952-59 г. – после продолжительной болезни пишет цикл стихов «Когда разгуляется». Написание романа «Доктор Живаго», опубликование за рубежом, начало травли со стороны властей. Присуждение Нобелевской премии в области литературы, от которой Пастернак из-за ситуации, сложившейся вокруг публикации романа, был вынужден отказаться.

30 мая 1960 г. – умер после тяжелой болезни в Переделкино.

 

Читайте в Публичке! 

Пастернак, книги, читать

Пастернак Б. Л. Сочинения  / Б. Л. Пастернак. – 2-е изд. – Москва : Кн. палата, 2001. – 1167 с. – (Книжная палата).  –   Библиогр.: с. 1144. Содерж.: Хроника жизни и творчества; Стихотворения и поэмы; Переводы западной и восточной лирики; Доктор Живаго; Повести. Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт.знак П 195; Инв. Д-273990

В  томе представлено все основное творчество Бориса Пастернака – поэтическое и прозаическое. Понять жизнь и судьбу одного из крупнейших поэтов России поможет «Хроника жизни и творчества Б. Пастернака», впервые публикуемая на его родине. 

Борис Пастернак, книги, читать,Пастернак Б. Л. Доктор Живаго : избранное / Б. Л. Пастернак. – Москва : ЭКСМО, 2006. – 862 с. – (Красная книга русской прозы). Место хр. КХ; Инв. К-571515

В данное издание вошли роман «Доктор Живаго», повести «Детство Люверс» и «Охранная грамота» и автобиографический очерк «Люди и положения».

  

 

Борис Пастернак, книги, читать, Быков Д. Л. Борис Пастернак / Д. Л. Быков. – 9-е изд. – Москва: Молодая гвардия, 2008. – 892 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей). Место хр. КХ; Инв. К-570297

Эта книга – о жизни и творчестве одного из крупнейших русских поэтов XX века Бориса Пастернака; объяснение в любви к герою и миру его поэзии. Автор не прослеживает скрупулезно изо дня в день путь своего героя, он пытается восстановить для себя и читателя внутреннюю жизнь Бориса Пастернака, столь насыщенную и трагедиями, и счастьем. Читатель оказывается сопричастным главным событиям жизни Пастернака, социально-историческим катастрофам, которые сопровождали его на всем пути, тем творческим связям и влияниям, явным и сокровенным, без которых немыслимо бытование всякого талантливого человека. В книге дается новая трактовка легендарного романа «Доктор Живаго», сыгравшего столь роковую роль в жизни его создателя.

Стихи, афоризмы, высказывания Б. Л. Пастернака

Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний, в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И, кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прОщен сам.

- Человек рождается жить, а не готовиться к жизни.
- Мне невероятно, до страсти хочется жить, а жить ведь значит всегда порываться вперед, к высшему, к совершенству и достигать его.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это – не большая хитрость

- Все люди, посланные нам – это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.
- Несвободный человек всегда идеализирует свою неволю.

Чем громче о тебе галдёж,
Тем умолкай надменней.
Не довершай чужую ложь
Позором объяснений.

- Меня с детства удивляла эта страсть большинства быть в каком-то отношении типическим, обязательно представлять какой-нибудь разряд или категорию, а не быть собой. Откуда это, такое сильное в наше время поколение типичности? Как не понимать, что типичность – это утрата души и лица, гибель судьбы и имени!
- Попадаются люди с талантом. Но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность – прибежище неодарённости… Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит её недостаточно.

Быть знаменитым некрасиво,
не это поднимает ввысь.
Hе надо создавать архива,
над рукописями трястись,
цель творчества – самоотдача
а не шумиха, не успех,
постыдно ничего не знача
быть притчей на устах у всех…

- Я знал двух влюблённых, живших в Петрограде в дни революции и не заметивших её.

Так любить, чтоб замирало сердце,
Чтобы каждый вздох – как в первый раз,
Чтоб душою только отогреться
У огня любимых, милых глаз.
Так любить, чтоб за минуту счастья
Можно было жизнь свою отдать,
Чтобы, несмотря на все ненастья,
Все равно надеяться и ждать.
Чтобы каждый взгляд – как откровение,
Каждый поцелуй – как Божий дар.
Чтобы и волос прикосновение
В сердце разжигало бы пожар.
Так любить, чтоб каждое желание
Воплощалось в жизнь. И их – не счесть…
Чтобы каждый день как заклинание
Повторять: «Спасибо, что ты есть…»

читать Пришвина

 
 * Для чтения книги он-лайн в 
библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ

Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО 

 

 

     

 

 


Наверх