Всеволод Владимирович Крестовский

  Всеволод Владимирович Крестовский

 

Всеволод КрестовскийВсеволод Владимирович Крестовский (1840-1895) – русский поэт, прозаик, литературный критик, публицист, офицер, военный корреспондент.

Родился 11 [23] февраля 1840 г. в Киевской губернии в семье уланского офицера, выходца из польского дворянского рода. Здесь, в воспетой Гоголем Малороссии, прошло детство будущего писателя. Биография Всеволода Владимировича Крестовского насыщена многочисленными событиями. Учился в 1-й Санкт-Петербургской гимназии, здесь начал писать стихи и заниматься переводами. Впервые его стихи были опубликованы в 1857 г. В это же время выходят его первые психологические рассказы и очерки. В дальнейшем учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Отличался общительностью, был одарённым рассказчиком и декламатором, музицировал и рисовал; стал завсегдатаем литературных кружков, познакомился с Д. И. Писаревым, А. А. Григорьевым, Ф. М. Достоевским и многими другими писателями. Участвовал в различных периодических изданиях. В 1865-1866 гг. был членом-литератором комиссии по исследованию подземелий Варшавы, путешествовал по Волге. В 1868 г. поступил на военную службу, стал в большей части официальным военным историографом и очеркистом. Сначала вступил унтер-офицером в 14-й уланский Ямбургский полк, расквартированный в Гродно. Выпустил «Историю 14-го уланского Ямбургского полка». По просьбе Александра II составил «Историю лейб-гвардейского Уланского Его Величества полка». В качестве журналиста, прикомандированного правительством к штабу действующей армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В 1884 г. был причислен к Министерству внутренних дел. С 1892 г. до конца жизни был редактором газеты «Варшавский дневник». Умер в Варшаве 18 [30] января 1895 г., похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, затем перезахоронен на Литературных мостках Волкова кладбища.

В истории русской литературы XIX века Всеволод Владимирович Крестовский занимает скромное место. Он и сам понимал это. В одном из ответов начинающим литераторам он писал: «Надо чтобы каждый автор, претендующий на внимание к себе читателя, имел, что сказать ему свое, и сказал бы это «свое» искренно. В этом – главное, а остальное есть уже дело большего или меньшего таланта. Но ведь не все же – Шекспиры и Гюго, не все же – Пушкины и Толстые; читается и наш брат, скромный второстепенный и третьестепенный писатель, если он искренно и честно относится к своему делу». Несмотря на довольно обширное литературное наследие, Крестовский фактически остался автором одного романа – явление, известное в мировой литературе, – подобно Д. Свифту, автору приключений Гулливера, Д. Дефо, создателю «Робинзона Крузо», а на русской почве – А. Радищеву с его «Путешествием...» или А. Грибоедову – с бессмертной комедией «Горе от ума». Для придирчивого читателя следует оговориться, что речь идет не о сравнении литературных дарований, а лишь о феномене писателя одной книги. Роман «Петербургские трущобы» – главное произведение писателя, которое прославило его имя и, благодаря которому, он вошел в историю русской литературы. Выход этой книги в одночасье сделал Крестовского одним из самых известных и модных писателей России. Роман был написан на богатом фактическом материале. Что бы изучить жизнь обитателей трущоб, Крестовский совершал путешествия в городские вертепы и злачные места, что было далеко не безопасно. Один раз он даже провел ночь в полиции после посещения трактира, где в момент его присутствия произошла драка между ворами. Современники зачитывались романом, находя в нём знакомые места и образы. Авантюрный сюжет, образы персонажей, типичные зарисовки жизни разных слоев общества – всё это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение. Роман считался одним из самых популярных в России в XIX веке. Но постепенно стал забываться. Однако в конце 80-х годов XX столетия он снова был переиздан и снова стал пользоваться читательским интересом.

Крестовский, Петербургские тайны

В 1994-1998 гг. по его мотивам режиссеры А. Гребнев и В. Зобин сняли 60-ти сериальный телефильм «Петербургские тайны», который стал заметным событием в культурной жизни страны. Хотя следует заметить, что авторы фильма, привлеченные авантюрным действием и начавшие снимать фильм по сюжету произведения, очень скоро сами оказались покоренными приключенческой канвой, а отнюдь не социальной стороной романа. Сценаристы и режиссёры отошли от трагического сюжета романа, придав телесериалу хэппи-энд и социальную легковесность, полностью изменив многие характеры и поступки персонажей.

Читайте в Публичке!


Крестовский В., Петербургские трущобыКрестовский В. В. Петербургские трущобы: книга о сытых и голодных: роман/В. В. Крестовский; [общ. ред. и вступ. ст. И. В. Скачкова]. – Москва: Правда, 1990.

[Т. 1]: Ч. 1–4, гл. 1–58. – 1990. – 732 с. Место хр. КХ; Инв. К-460679 

[Т. 2]: Ч. 4, (гл. 59–74). – 1990. – 765 с. Место хр. КХ; Инв. К-462086

Описание
Это остросоциальный и, вместе с тем, – исторический, где-то авантюрный роман.

Автор одним из первых русских писателей обратился к уголовной почве, дну, и необыкновенно ярко, с беспощадным социальным анализом показал это дно в самых разных его проявлениях, в том числе и в связи его с «верхами» тогдашнего общества.

Роман был написан под влиянием и при поддержке писателя Н. Г. Помяловского, который подал В. В. Крестовскому идею написания большого романа в духе «Парижских тайн» Э. Сю, соединяющего реалистические и романтические тенденции. «Петербургские трущобы» впервые были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в 1864-1866 гг. Отдельным изданием роман вышел в 4 томах в 1867 г. и выдержал несколько переизданий.

Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО

 

читать Пришвина 

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ

Наверх