Джордж Гордон Байрон

    Джорж Гордон Байрон

   «Какое пламенное создание! Какая широкая быстрая кисть» А. С. Пушкин

Джордж Байрон, ЧОУНБ, читаем, год литературы, Публичка

Байрон (Byron) Джордж Ноэл Гордон (9 (22) января 1788, Лондон – 6 (19) апреля 1824, Миссолунги, Греция)

Джордж Гордон Байрон – великий английский поэт эпохи романтизма, художник, идущий новыми путями, яркая самобытная личность. А. С. Пушкин назвал его гением и «властителем дум». Мятежный, вольнолюбивый дух байроновской поэзии стал источником вдохновения для многих российских поэтов и писателей.

Байрон принадлежал к аристократической, но обедневшей семье, в десять лет, после смерти деда (отец бежал от долгов во Францию вскоре после рождения будущего поэта) унаследовал титул лорда. Детство, проведенное в разваливающемся замке, где все напоминало о нищете, тяжелые столкновения с властолюбивой, ожесточившейся матерью, физический изъян – небольшая хромота, которая провоцировала нередкие насмешки, – все это способствовало рано пробудившемуся чувству одиночества и собственной чужеродности окружающему миру. Это чувство стало одной из доминант лирики Байрона.

Студентом Кембриджского университета он опубликовал сборник «Часы досуга» (1807), а славу ему принесла поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», печатавшаяся отдельными выпусками с 1812 по 1818гг. Поэзию Байрона воспринимали как манифест поколения, считавшего свою эпоху историческим безвременьем. Связывая, как многие сверстники, надежду на торжество справедливости и вольности с Великой французской революцией 1789г., Байрон трагически пережил перерождение республики в диктатуру, а затем в империю, подчиненную наполеоновскому «деятельному деспотизму» (А. С. Пушкин). Подавленность, разочарование, горечь обманутой мечты, окрасившие поэзию Байрона, доносят отголоски духовной атмосферы тех лет. В мае 1816г. Байрон был принужден покинуть родину – как оказалось, навсегда. Пережитое потрясение стало «вечным ядом», отравляющим его жизнь в оставшиеся годы. Оно наложило отпечаток на тональность цикла стихотворений «Еврейские мелодии» (1815), где отзываются метафоры Библии, на поэму «Шильонский узник» (1816), драматические мистерии «Манфред» (1817) и «Каин» (1821). Эти произведения, как и созданный в 1813-14гг. триптих «восточных» поэм («Гяур», «Корсар», «Лара» с их ориентальным фоном, создающим ощущение красочности, эмоциональной насыщенности жизни), закрепили представление о байроническом герое как истинном выразителе социальной психологии своего века. «Тоски язвительная сила» побуждает этот персонаж к бунтарству, попыткам радикально изменить собственную духовную сущность, но чувство своей ненужности на земле остается непреодоленным. Его безвременную смерть в апреле 1824 г., результат развившейся лихорадки, оплакивала вся передовая Европа. И вот уже почти два столетия любители поэзии продолжают читать и восхищаться блистательными поэмами и стихами великого английского поэта, герои которого бросали вызов обществу, мстили за зло и несправедливость, трагически переживали разлад с миром и собой, но женщин любили самозабвенно и возвышенно.


Цитаты

Воспоминание о пережитом счастье – уже не счастье, воспоминание о пережитой боли – это все еще боль.
Ночь придает блеск звездам и женщинам.
Горе – учитель мудрых.
Разве бывает надежда без примеси страха?
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.

  

Байрон, читаем вместе, Публичка, год литературы, ЧОУНБ

Читайте в Публичке!

Байрон, Д. Г.

Стихотворения; Поэмы; Драматургия : пер. с
англ. / Байрон Д. Г. - Москва : РИПОЛ КЛАССИК, 1999. - 827с.
+ 1 л.портр. с. - (Бессмертная библиотека. Зарубежные
классики).
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84(4Вл); Авт.знак Б 187; Инв. К-519998

 
  

читать грибоедова, грибоедов,       

 * Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ

 


Наверх