Айрис Мердок

Литературный календарь ЧОУНБ           Айрис Мердок

Как я уже говорила, я не считаю, что художник как художник имеет какие-либо обязательства перед обществом, в отличие от гражданина, или писателя, который может чувствовать себя обязанным написать убедительную статью или памфлет для газеты, но все это совсем другой вид деятельности. Обязанность же художника – творить, говорить правду своими средствами, долг писателя – создавать такое превосходное литературное произведение, на которое он только способен, и его задача найти способ как это сделать.

Похожая на статую Генри Мура, сидела она между двумя массивными кипами бумаги, делая движение лишь для того, чтобы писать. Одна кипа состояла из чистой бумаги, другая – из уже исписанной. Это была феноменальная индустрия...
Из воспоминаний современников

Литератуный календарь ЧОУНБ, июльАйрис Мердок – английская писательница и философ. Лауреат Букеровской премии, лидер по числу попаданий в шорт-лист Букера (шесть раз).

Читать в библиотеке ЛитРес*

Заказать в ЧОУНБ

Джин Айрис Мердок родилась 15 июля 1919 г. в Ирландии в семье отставного офицера британской армии Уилза Джона Хьюза Мердока, служащего Министерства здравоохранения.

Единственное и любимое дитя, Айрис Мердок впоследствии вспоминала свою семью как «совершенную троицу любви», считая, что этим все сказано. Девочка получила классическое английское воспитание, оживляемое только летними визитами к своим многочисленным ирландским родственникам. В интервью Айрис Мердок любила подчеркивать свое ирландское происхождение. Она всю жизнь говорила с ирладским акцентом.

По воспоминаниям друзей, в детстве Айрис была очень доброй, отзывчивой и в то же время замкнутой девочкой, несколько робкой, но с сильным характером. С пяти лет Айрис училась в Фробельской образцово-показательной школе, располагавшейся в лондонском Вест-Энде, а в тринадцать перешла в престижную школу Бедминтон в пригороде Бристоля. В школе Мердок была прилежной ученицей: она неплохо играла в хоккей, проявляла склонность к живописи, однако особенно выделялась среди одноклассниц незаурядными лингвистическими способностями. В последний год обучения юная Айрис уже полностью сформировалась как личность: она переводила Софокла, восхищалась Советским Союзом.

По окончании школы Айрис удалось получить трехгодичную стипендию для обучения в Сомервиль-колледже при Оксфордском университете, где в то время училось не так уж много женщин и отношение к ним было довольно предвзятое. Один из сокурсников Мердок вспоминает, что почти все молодые люди на их курсе были влюблены в нее, поскольку Айрис была очень яркой личностью, имела чудесный голос и аристократичную внешность.

В 1942 г. Айрис Мердок с отличием окончила Оксфордский университет и переехала в Лондон, где поступила на службу в казначейство. С 1944 г. Мердок работала в международной службе по устройству перемещенных лиц (впоследствии при ООН). К этому времени относится ее знакомство с Ж. П. Сартром, она с увлечением читала книги Симоны де Бовуар, Р. М. Рильке, изучала труды Кьеркегора, Фрейда, увлеклась экзистенциализмом. Это европейское путешествие, закончившееся в 1946 году, усиливает космополитические тенденции Айрис Мердок.  Ее ужасают последствия войны, породившей нищету и сделавшей миллионы людей бездомными; волнует судьба тех, кто после войны репатриирован на верную смерть в сталинскую Россию или в Югославию Тито. С этого времени беженцы становятся значительными фигурами как среди личных знакомых писательницы, так и в ее литературных произведениях.

По возвращении в Англию для Айрис Мердок началась полоса неудач. Она долго не могла найти работу и вынуждена была отказаться от американской стипендии. В 1947 г. Мердок поступила в Кембриджский университет для более глубокого изучения философии и защитила диссертацию. В это время она увлекается христианским экзистенциализмом, изучает Унамуно, Хайдеггера, Бердяева. С июля 1948 г. Айрис Мердок – преподаватель философии в Оксфорде, который с этого момента на долгие годы становится базой ее профессиональной и литературной деятельности.

В 1956 г. Мердок вышла замуж за Джона Бейли, с которым прожила до самой смерти.

Последние годы жизни писательницы были омрачены страшным недугом – болезнью Альцгеймера.

Скончалась Айрис Мердок 8 февраля 1999 г. в частном доме престарелых в Оксфорде, не дожив нескольких месяцев до восьмидесятилетия.

Творчество:

Айрис Мердок – писательница счастливой судьбы. И не только потому, что ей удалось немало сделать (двадцать шесть романов, около десятка пьес и философских эссе): главное в том, что она сумела найти себя, свою тему в безбрежном литературном море.

В ранних романах «Мердок – «Под сетью», «Бегство от волшебника», «Колокол», «Замок на песке» – преобладает проблематика выбора в абсурдном мире, тезис о «случайности» человеческого бытия; по жанру эти романы – сочетание философского и социально-психологического направления.

В 1960-е гг. писательница отдала дань романам «тайн и ужасов»: «Отрубленная голова», «Единорог», «Итальянка», «Время ангелов». В этих произведениях на первый план выступает образ человека-демона, злого гения, царит кипение разрушительных страстей.

В следующее десятилетие были написаны романы «Довольно почетное поражение», «Черный принц», «Море, море», «Дитя слова», «Монахини и солдаты». В них Мердок художественно исследует различные формы и маски эгоизма, этим ее романам свойственен эмоциональный накал, глубокий психологизм, тонкая ирония. Можно даже сказать, что Мердок воссоздала «человеческую комедию» в жанре трагифарса.

Интересные факты:

О жизни писательницы был снят фильм «Айрис» (2001), где роль Айрис исполнили Кейт Уинслет и Джуди Денч. Обе актрисы за свои роли были номинированы на премию «Оскар».

Архив бумаг Айрис Мердок собран в библиотеке Университета Айова.

Цитаты:

Мы живем в научной и антиметафизической эпохе, в которой религиозные догмы, образы и заповеди во многом утратили свою силу, а нам осталась пустая и хрупкая идея человеческой личности.

Когда я не нахожу себе места от тревоги, бездействие и ожидание – сущая пытка. Но стоит мне взяться за что-нибудь конкретное, пусть даже и безнадежное, как я снова доволен и на все остальное закрываю глаза.

Я, например, считаю, что дружить одновременно больше чем с четырьмя людьми безнравственно.

Нам мало преуспеть, нужно еще, чтобы другие потерпели неудачу.

Грех гордыни, как никакой другой, обрекает грешника на одиночество.

Если хочешь жить, всегда отыщешь какую-нибудь соломинку и будешь твердить, что все еще вполне терпимо.

Не будучи по сути модернистским писателем, Айрис Мердок впитала и воплотила в высокохудожественной форме такие характерные черты посмодернизма, как многократное переосмысление действительности в виде ее мифологизации, многоуровневая организация текста, прием игры, построение произведений из элементов культуры и таких его особенностей, как рациональность, упорядоченность, аналитичность, логичность, планирование, приоритет содержания над формой. В то же время Мердок воплотила многие черты традиционной английской литературы прошлого и нынешнего века. Это позволяет говорить о некотором сближении и даже слиянии в творчестве Мердок постмодернистских и реалистических черт в единое целое, что позволяет говорить об уникальности художественного мира английской писательницы.

Сергей Толкачев

Читать в библиотеке ЛитРес*

Заказать в ЧОУНБ

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

 

Материал подготовил Владислав Бочаров, 
библиотекарь отдела электронных ресурсов

 

 

 

Наверх