Александр Дюма, сын

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы, Публичка   Александр Дюма (сын)

 Человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его. 
Александр Дюма (сын)

На самом деле отец и сын вопреки видимости были очень близки. Обоим пришлось с ранних лет бороться против жестокой несправедливости. Дюма-отец много страдал из-за расовых предрассудков, Дюма-сын – из-за незаконного происхождения. Обоим пришлось доказывать себе, что они ничуть не хуже, а даже лучше других. Их любимые герои – Вершители Правосудия: мушкетеры у Дюма-отца, моралисты у Дюма-сына.
Андре Моруа

Александр Дюма (сын)французский драматург и прозаик, член Французской академии.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Биография

Когда портниху Катрин Лабе начало мутить по утрам, ее новое состояние встревожило Александра Дюма-отца, тогда ещё 22-летнего молодого человека, еще больше, чем саму женщину. Нерожденного еще младенца он считал страшной обузой, а на подругу стал смотреть с подозрением, что она все специально подстроила, чтобы связать его узами брака. Чем тяжелее протекала беременность, тем нетерпеливее становился будущий отец, хотя юному повесе очень нравилось весело проводить время в обществе хорошенькой Катрин, и они оба находили весьма презабавным называть себя мужем и женой, официально свои отношения они не зарегистрировали. 

Все закончилось тем, чем и должно было закончиться – Дюма отправился искать новых муз, а Катрин родила мальчика. Случилось это 27 (28) июля 1824 года в Париже. Он появился на свет, когда его тогда еще подающий надежды отец вовсе не хотел обременять себя рождением ребенка.

Мать-портниха относилась к ребенку с нежной любовью.

Роженица все еще любила своего непутевого «мужа» и назвала сына тоже Александром, втайне надеясь, что это каким-то образом поспособствует возвращению возлюбленного в лоно «семьи». Куда там! Он вспомнил, что у него есть сын, когда мальчику исполнилось 7 лет.

К тому времени Дюма-отец уже был достаточно известным драматургом – пьесы «Генрих III и его двор», «Антони», «Ричард Дарлингтон» поставили ведущие театры страны. Однажды он намекнул Катрин, что пора отдавать мальчика, ему с отцом будет куда лучше, но та только крепче прижала к себе ребенка и сказала, что не отдаст его никому. Высокий красавец Дюма только скривил губы и вышел.

Лабе решилась на безумный план: накопить денег и сбежать с сыном туда, где папаша его не найдет, но этот дьявол узнал о ее приготовлениях и явился за ребенком в сопровождении полиции еще до того, как женщина сумела что-либо предпринять.

Отец усыновляет мальчика, даёт свою фамилию. Было ли Александру-младшему комфортнее у отца, чем у матери? Если говорить о еде и об учебе, то да – Дюма-отец для сына ничего не жалел. Но все равно два родных человека не очень быстро нашли общий язык, мальчик был гораздо больше привязан к матери, с которой ему доводилось видеть нечасто. Маленький Александр ужасно страдал от разлуки. Видел он и боль своей матери, тоже тосковавшей по сыну, и это еще больше усиливало его страдания. Возможно, поэтому в его пьесах и романах главное место отводилось трагическим женским образам. Однако отец не мог уделять сыну достаточно времени и оказывать на него хоть какое-то влияние. На протяжение всей последующей жизни сын попеременно восхищался отцом и резко осуждал его за многочисленные любовные увлечения, ломающие, как ему казалось, судьбы соблазненных и брошенных женщин.

По совету сожительницы Александра-старшего мальчик был помещен в пансион. (Эта женщина имела от Дюма-отца дочь, которую он также признал официально и так же, как Александра, впоследствии забрал у матери.) Одна, другая, третья школа... Жесткая муштра, грубые отношения между учениками ранили нежного ребенка, избалованного любящей матерью. А больше всего его угнетало, что в школе его в открытую дразнили незаконнорожденным сыном. И соответственно, большинство из сверстников презирали ни в чем не повинного мальчишку и смеялись над его матерью. Детские и школьные его годы были омрачены сознанием своей неполноценности – позднее он возвращался к тогдашним переживаниям в нескольких книгах.

Дюма получил образование в Институте Goubaux и колледже Бурбон, но покинул школу, чтобы посвятить себя написанию книг.

При такой наследственности подросший Дюма-сын не брезговал и женщинами легкого поведения, и актрисами, и замужними дамами. По меткому выражению современников, юный Дюма получал не только старые туфли отца, но и бывших любовниц папеньки, которые последнему наскучили. При таких обстоятельствах и произошло знакомство 20-летнего Дюма-младшего с куртизанкой Альфосиной Плесси, называющей себя Мари Дюплесси. Эта особа была очень красива собой, и молодой Дюма настолько ею увлекся, что готов был прощать ей все. Александр познакомился с ней осенью 1844 г. и сразу полюбил.

К 20 годам у Александра-младшего были достаточно большие долги, впрочем, и отец их имел выше крыши. А потому на очень серьезные отношения молодые люди рассчитывать не могли (Мари находилась на содержании у престарелого графа де Штакельберга). И каждый раз, когда она убегала на встречу с возлюбленным, ей приходилось врать графу, что отправляется поболтать с подружкой. Догадывался ли о настоящем времяпрепровождении содержанки седой вельможа, сказать сложно. Вряд ли и он, со своими деньгами, мог рассчитывать на то, что Мари хранит ему верность.

Впрочем, помимо Дюма ветреная красавица встречалась еще с другими мужчинами. На этой почве у любовников то и дело вспыхивали ссоры, они могли днями не встречаться, а потом их, как два огромных разноименных магнита притягивало друг к другу. В их бурном романе постоянные ссоры чередуются с трогательными примирениями.

Однажды «Аде», как Мари называла его в письмах, решил покончить с такой сжигающей любовью. Он написал ей прощальное письмо и с головой ушел в прежнюю беспорядочную жизнь на пару с отцом. До драматического разрыва в августе 1845 г. они были неразлучной парой. Вскоре отец и сын отправились в путешествие, где его догнала весть о том, что Мари больна. На его письмо с выражением сочувствия она не ответила, с головой уйдя в последние свои любовные приключения.

Возвратившись, он с ужасом узнаёт, что Мари больше нет в живых: всеми забытая, она умерла от чахотки / туберкулёза. Как все, кого судьба сводила с прекрасной куртизанкой, он не смог позабыть ее. Спустя несколько месяцев, шокированный, опечаленный, мучаемый угрызениями совести, Дюма-сын несет отцу на чтение свое первое настоящее произведение, названное «Дама с камелиями».

У него возникла связь с Надеждой Нарыжкиной, которая была замужем. У них родилась дочь в 1860 году, и четыре года спустя они поженились. Она была очень ревнивой, ее подозрения обрели под собой почву лишь через много лет супружества, когда Александр неожиданно влюбился в молодую женщину, Генриетту Ренье, которая стала его любовницей в течение восьми лет. Жена покинула его, однако просить у нее развода Дюма не счел возможным. Только после ее смерти он женился на своей пассии, но прожил всего пять месяцев в новом браке и скончался в 71 год.

Александр Дюма-сын  умер 27 ноября 1895 в Марли-ле-Руа (Marly-le-Roi или Le-Port) - местечко во французском департаменте Сены и Уазы, на левом берегу Сены, в 12 км от Парижа. Замок с садами, основанный Людовиком XIV, проданный и разрушенный во время революции.

Творчество:

Писатель, отвернувшийся от романтических утопий к реальной жизни, за основу своих сюжетов затрагивает тему о женщине - проблемы ее положения в обществе, брака, семьи, проституции и т. д. Его произведения охватывают в большинстве случаев вопросы социальной морали, темы общественной "несправедливости".

Элемент морализирующей риторики и надуманных положений, являясь еще наследием романтических влияний, очень силен в драмах Дюма и оставляет на долю "быта" и "реализма", в том понимании, которое мы обычно вкладываем в эти понятия, весьма мало. Такой реализм - процесс дальнейшего развития драматургии (в частности драматургия Д. имела большое влияние на Ибсена).

Характерное и определяющее в пьесах Дюма-сына и его современников - отказ от романтического парения и мистического презрения к жизненным будням, отсутствие боязни взять темой не только сегодняшний день, но даже и такие вопросы его, которые романтической эстетикой считались "низменными" и вне искусства лежащими, хотя бы те же темы проституции, "полусвета. "Сцена театра принадлежит всем слоям общества", - декларирует Дюма-сын в предисловии-манифесте к "Даме с камелиями". После традиций французского классицизма, которые еще давали о себе знать; после всяческой надземности романтических фабул, драматургия Дюма-сына - новая грань, новая веха по пути развития литературно-сценического стиля, переход от романтизма к реализму.

Пьесы Дюма примечательны стремительным развитием действия, диалогами и умело построенной интригой, но вместе с тем они явно перегружены декламациями и морализаторством.

В своих работах Дюма подчеркивал важность брака и моральную цель литературы. Дюма был против эмансипации женщин, прелюбодеяния и проституции, и писал острые предисловия к своим пьесам. Дама с Камелиями и Полусвет Дюма (1855 г.) отразили изменяющуюся идею любви и семьи середины 1850-ых годов. Женщина с сомнительной репутацией – это опасность для буржуазной семьи: она должна быть удалена из социума, поскольку являлась центром инфекции. Если Вы уже обольстили такую девочку, то нужно также жениться на ней. Если Вы принесли внебрачного ребенка в мир, то нужно узаконить его.

Цитаты:

Женщины безжалостны с людьми, которых они не любят.

 ...жизнь - восхитительная штука, мой друг, всё зависит от того, сквозь какие очки на неё смотреть.

Небо больше радуется одному раскаявшемуся грешнику, чем ста праведникам, которые никогда не согрешили

Конечно, может показаться очень смелым с моей стороны ожидать таких великих результатов от моего труда; но я принадлежу к тем, кто верит, что все в малом. Малый ребенок заключает в себе большого человека; мозг тесен, но в нем сокрыта мысль; глаз - одна точка, но он обнимает пространства.

 Я люблю засахаренный виноград - у него нет вкуса; люблю камелии - они лишены запаха, и богачей - оттого что они лишены сердца.

 Если бы я выслушивала всех, кто в меня влюблён, у меня не хватало бы времени на обед.

Интересные факты:

Александр Дюма-сын говорил: «Мой отец – это большое дитя, которым я обзавелся, когда был еще совсем маленьким».

После усыновления Дюма-младшего между родителями завязалась война. Александр Дюма-отец отобрал сына у Катрины через суд и определил в пансион, где мальчику пришлось вытерпеть много унижений из-за того, что он был рожден незамужней матерью. Это предопределило его сострадательное отношение к соблазненным девушкам, матерям-одиночкам, внебрачным детям. Он говорил: «Родившись в результате ошибки, я был призван бороться с ошибками».

Прототипом Маргариты Готье, героини романа «Дама с камелиями», стала известная парижская куртизанка Мари Дюплесси (1824 – 1847). В 1844 – 1845 гг. у молодого Александра был с нею непродолжительный роман. Мари страдала туберкулезом и потому всем цветам предпочитала почти не пахнущие камелии: они не раздражали ее больные легкие.

Александр Дюма-сын, осуждавший адюльтер в своих пьесах, в жизни не раз оказывался любовником замужних женщин. Одной из его возлюбленных была русская графиня Лидия Нессельроде, урожденная Закревская (1826 – 1884). Она стала прототипом героини романа «Дама с жемчугами».

Слово «альфонс» в значении «продажный мужчина» появилось благодаря пьесе Дюма-сына «Господин Альфонс» (1873). Герой, молодой развратник Октав сделал ребенка девушке по имени Раймонда. Он отвез дочку в деревню и навещает его под именем господина Альфонса. Впоследствии Раймонд, он же Альфонс, решает жениться на богатой вдове кабатчика. Но в наличии внебрачного ребенка признаваться не хочет. В результате обман раскрывается, Альфонса изгоняют, а у Раймонды складывается счастливый брак с капитаном де Монтельеном, дочка остается с нею.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Для бронирования книг в ЧОУНБ и чтения он-лайн в полнотекстовых электронных библиотеках Виртуального абонемента необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ.

Материал подготовил Владислав Бочаров, 
библиотекарь отдела электронных ресурсов




1лА4

Наверх