Бернард Шоу

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы     Бернард Шоу

Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее.
Бернард Шоу

Я сохранил живые впечатления от этого яркого, умного, горячего и понимающего человека, этакого Деда Мороза, танцующего в круге солнечных блесток, – образ, который я не хотел бы утратить.
Уинстон Черчилль

Литературный календарь ЧОУНБ, июль, Год литератрыДжордж Бернард Шоу ирландский драматург, писатель, романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей. Общественный деятель (социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности). Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.

Заказать книги в ЧОУНБ

Родился в ирландском Дублине 26 июля 1956 г. Детские годы будущего писателя были омрачены пристрастием отца к спиртному, раздорами между родителями. Как и все дети, Бернард ходил в школу, но главные жизненные уроки вынес из прочитанных книг, прослушанной музыки. В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон: там жила его мать, разведясь с отцом. С юных лет Шоу видел себя литератором, однако посылаемые им во всевозможные редакции статьи не печатали. За 9 лет лишь 15 шиллингов – гонорар за единственную статью – было заработано им сочинительством, хотя за этот период он сочинил целых 5 романов.

В 1884 г. Б. Шоу примкнул к Фабианскому обществу и уже через короткое время снискал славу талантливого оратора. Посещая читальный зал Британского музея в целях самообразования, он познакомился с У. Арчером и благодаря ему стал заниматься журналистикой. Поработав для начала внештатным корреспондентом, Шоу в течение шести лет работал музыкальным критиком, а затем три с половиной года трудился в «Сатердей ревью» в качестве театрального критика. Написанные им рецензии составили трехтомный сборник «Наш театр девяностых», изданный в 1932 г. В 1891 г. вышел своеобразный творческий манифест Шоу – пространная статья «Квинтэссенция ибсенизма», автор которой обнаруживал критическое отношение к современной ему эстетике и симпатию к драме, которая освещала бы конфликты общественного характера.

Его дебютом на поприще драматургии стали пьесы «Дома вдовца» и «Профессия миссис Уоррен» (1892 и 1893 соответственно). Они предназначались для постановки в независимом театре, представлявшем собой закрытый клуб, поэтому Шоу мог позволить себе смелость в отображении сторон жизни, которые обычно обходило современное ему искусство. Эти и другие сочинения вошли в цикл «Неприятные пьесы». В этом же году увидели свет и «Приятные пьесы», и «представители» этого цикла стали в конце 90-ых проникать на подмостки больших столичных театров. Первый огромный успех принес написанный в 1897 г. «Ученик дьявола», входивший в третий цикл – «Пьесы для пуритан».

Звездный час драматурга наступил в 1904 г., когда сменилось руководство театра «Корд» и включило в репертуар ряд его пьес – в частности, «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек» и др. После успешных постановок за Шоу окончательно закрепилась репутация автора, который смело обходится с общественной моралью и традиционными представлениями об истории, ниспровергает то, что считалось аксимой. Вкладом в золотую сокровищницу драматургии стал имевший оглушительный успех «Пигмалион» (1913).

В годы Первой мировой войны Бернарду Шоу пришлось выслушать в свой адрес немало нелестных слов и прямых оскорблений, высказанных зрителями, коллегами по перу, газетами и журналами. Тем не менее, он продолжал писать, и в 1917 г. начинается новый этап в его творческой биографии. Трагедия «Святая Иоанна», поставленная в 1924 г., возвратила Б. Шоу былую славу, а в 1925 г. он становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, причем отказывается от денежной ее составляющей.

В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу отправляется в путешествие по миру, наведывается в Индию, Южную Африку, Новую Зеландию, США. Побывал он и в СССР в 1931 г., в июле этого года лично встречался со Сталиным. Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране Советов перемены и превратился в сторонника сталинизма. После прихода к власти лейбористской партии Б. Шоу были предложены титул пэра и дворянство, однако он ответил отказом. Позднее он дал согласие на присвоение статуса почетного гражданина Дублина и одного из лондонских округов.

Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г. Оставаясь в полностью здравом уме, 2 ноября 1950 г. знаменитый драматург скончался.

Цитаты:

Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея.

Революции никогда не облегчали бремя тирании; они лишь перекладывали это бремя с одного плеча на другое.

Газета – это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации.

Секрет успеха – в том, чтобы вызвать возмущение у как можно большего числа людей.

Любите мужчин. Им очень нужна ваша любовь. Даже если они в этом никогда не признаются. За каждым великим мужчиной всегда есть женщина, которая в него верила. И любила по-настоящему.

Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается.

Если мой сосед бьет свою жену ежедневно, а я – никогда, то по статистике мы оба бьем свою жену через день.

Интересные факты:

Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).

Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе (однако принял медаль лауреата; от премии впоследствии также отказывались Борис Пастернак и Жан-Поль Сартр).

Занимательные случаи из жизни Бернарда Шоу:

Некая дама, в порыве откровения заявила:
— Если бы вы были моим мужем, я бы подсыпала вам яд.
— Мадам, — ответил Шоу, — если бы вы были моей женой, я бы сам принял яд.

Актер N просил Шоу дать ему письменную характеристику, и драматург написал следующее: 'Актер N играет Гамлета, Ромео, Фердинанда, на пианино, на флейте, в биллиард. На последнем играет превосходно'.

Шоу встретил знакомого американского финансиста, который захотел поболтать с известным писателем:
— Мистер Шоу, чем это вы озабочены? О чем вы думаете? Я готов пожертвовать доллар, чтобы узнать это!
— То, о чем я думаю, не стоит этих денег, — ответил Шоу.
Однако американец не унимался:
— О чем все-таки вы думаете? Ответ был не лишен юмора, точнее говоря, сарказма:
— Я думаю о вас!

Некий воинствующий клерикал предостерегал Шоу, что его сочинения чреваты адом.
— Это меня не пугает, — ответил Шоу. — И рай и ад имеют свои преимущества. В раю чудесный климат, а в аду — изысканное общество.

Шоу получил от автора пьесы приглашение на премьеру ее постановки. Однако приглашение это было послано без билета (контрамарки), а билетер в театре отказался пропустить неизвестного ему безбилетника. Только вмешательство администрации театра устранило недоразумение. После окончания спектакля Шоу вручил 1 фунт стерлингов контролеру, не пускавшему его в театр со словами: «Я убедился, что, не пропуская меня, вы желали мне добра».

Некий баскетболист (явно не преуспевший в спорте) обнаружил у себя «литературный талант». Свои творения он направил Шоу с просьбой оценить их. Ответ последнего был образный и убедительный: «Прочитав ваши сочинения, я понял, почему вы не стали хорошим баскетболистом. Дело в том, что вы не умеете вовремя бросать в корзину».

Режиссерам из Голливуда Шоу не доверял (оберегал от них свои произведения). Одному из них, проявившему особую настойчивость, он сказал, что согласен с экранизацией его пьесы, но при соблюдении следующих условий:
1. Название пьесы в кинофильме должно быть изменено.
2. По содержанию кинофильм должен коренным образом отличаться от пьесы.
3. Ни в рекламе, ни в титрах кинофильма не должно упоминаться имя Бернарда Шоу.
Не известно, хватило ли у американца чувства юмора, чтобы оценить, сказанное английским драматургом.

Шоу был по комплекции худым. Как-то он встретился со своим знакомым — очень тучным человеком.
— Господин Шоу, глядя на вас, можно подумать, что в Англии голод,— сострил толстяк.
— А ваш вид наводит на мысль, что вы в этом виноваты, — ответил драматург.

Шоу любил подсмеиваться над человеческими слабостями. Иногда это приводило к остроумным пикировкам. Так, после одного спектакля он сказал исполнительнице главной роли:
— Великолепная! Божественная!
Польщенная актриса сказала было:
— Вы льстите, господин Шоу.
— Но я имел в виду пьесу, — внес ясность последний.
— И я тоже, — нашлась актриса.

Некий лорд направил Шоу приглашение посетить его дом. Очевидно лорд считал, что он «снизошел» до литератора с сомнительной репутацией. В конце приглашения было пояснение: «Лорд N будет дома во вторник с 16 до 18 часов». Шоу приписал к приглашению «Бернард Шоу тоже» и отправил его лорду N.

На каком-то приеме дочь хозяина играла на рояле. Хозяин спросил Шоу, любит ли он музыку.
— Да, я люблю музыку, — ответил тот, — но пусть это не мешает вашей дочери музицировать.

Бернард Шоу однажды зло заметил, что быть влюбленным, значит неподобающим образом переоценивать разницу между одной женщиной и другой.

У Бернарда Шоу спросили:
— Сколько вы хотели бы зарабатывать, чтобы считать себя счастливым?
— Ровно столько, сколько я зарабатываю по мнению моих соседей!

Во время одного из приёмов к Бернарду Шоу подошла дама и спросила:
— Почему Бог создал сначала мужчину, а уж потом женщину?
— Потому, — ответил великий остроумец, — что не хотел, чтобы в момент сотворения мужчины женщина давала ему советы.

Как-то к Бернарду Шоу подошла одна из его поклонниц — привлекательная молодая женщина и, немного поговорив с драматургом, заметила: — Представляю, какие замечательные были бы у нас с вами дети! От меня они взяли бы красоту, от вас — высокий ум… — О, мисс, — приподнял брови Шоу, — а если бы они вдруг первое взяли от меня, а второе — от вас?..

Заказать книги в ЧОУНБ

* Для бронирования книг в ЧОУНБ и чтения он-лайн в полнотекстовых электронных библиотеках Виртуального абонемента необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ.

Материал подготовил Владислав Бочаров, 
библиотекарь отдела электронных ресурсов

Наверх