Уильям Теккерей

Литературный календарь ЧОУНБ        Уильям Теккерей

 

Коль скоро писатель-юморист лучше других обнаруживает, чувствует и высказывает правду, мы уважаем, ценим, порой любим его. И поскольку его задача – оценивать жизнь и особенные качества других людей, мы извлекаем урок из собственной его жизни, когда его уже нет.

Уильям Теккерей

Теккерей – один из наших виднейших пишущих современников и, если вспомнить, какой известности он недавно достиг, имеет очень мало недоброжелателей. В самом деле, слог его так удивительно подкупает, он такой легкий и мужественный, такой меткий, юмористичный и приятный, что, если оставить в стороне совсем уж тупое восприятие, просто невозможно понять, как он может кому-то не понравиться.

Джордж Генри Льюис

 

Литературный календарь ЧОУНБ, июльУильям Мейкпис Теккерей – выдающийся английский писатель-прозаик, признанный мастер реалистического романа, один из самых знаменитых национальных романистов XIX столетия.

Уильям  Теккерей  появился на свет 18 июля 1811 г. в индийской Калькутте, где служили его дед и отец. В 1815 г. отец Уильяма, состоятельный крупный чиновник местной администрации, скончался, после чего шестилетнего мальчика перевезли в Лондон для получения образования. В 1822–1828 гг. он учился в Чартерхаусе, старинной аристократической школе. В это время юный Теккерей с особым интересом читал книги Дефо, Филдинга и Свифта; среди друзей слыл большим остроумцем, писал талантливые пародии.

После окончания школы он на протяжении 1829–1830 гг. учился в Тринити-колледже Кембриджского университета и был издателем студенческого юмористического журнала, в котором появлялись его собственные сочинения, красноречиво говорящие о даре сатирика. Не доучившись, Теккерей уехал в Германию, где состоялось его знакомство с Гёте, позднее он уехал в Париж, где брал уроки живописи. В 1832 г. Теккерей принял во владение солидный капитал, но проигрыш в карты и безуспешные попытки стать издателем быстро лишили его состояния.

В 1837 г. произошло сразу два события, в корне изменивших биографию Теккерея: он женился и принял решение заняться литературой серьезно. Первый шаг стоил ему впоследствии больших страданий, т. к. жена стала жертвой психического заболевания, и всю дальнейшую жизнь Теккерею пришлось жить с двумя дочерями отдельно от бывшей супруги. Судьба же его как писателя оказалась куда более счастливой, хотя все получилось далеко не сразу.

Поначалу Теккерей сотрудничал в качестве журналиста и художника-карикатуриста с различными периодическими изданиями, и именно в периодической печати были напечатаны его произведения. В 1836 г. судьба свела его с Диккенсоном. Шла речь о том, что Теккерей проиллюстрирует «Посмертные записки Пиквикского клуба», однако их тандем не состоялся.

В 30-х гг. Уильямом Мейкписом было написано большое количество литературно-критических статей, в 1844 г. – первый крупный роман – «Записки Барри Линдона». На протяжении 1846–1847 гг. Теккерей писал «Книгу снобов», в которой перед читателем предстала целая галерея социальных типажей современного ему общества.

В 1847–1848 гг. каждый месяц выходили выпуски романа «Ярмарка тщеславия. Роман без героя». Он стал первым произведением, подписанным настоящим именем автора (до этого он творил исключительно под псевдонимами). Роман стал его главным творческим достижением, принес ему мировую славу, финансовую обеспеченность, повышение социального статуса. После написания «Ярмарки тщеславия» перед Теккереем открылись двери в высшее столичное общество.

Продолжение идей «Ярмарки тщеславия» и реалистических традиций в целом прослеживается и в других больших романах Уильяма Теккерея – «Пенденнис» (1848–1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1853–1855), «Виргинцы» (1857–1859) и др. Однако его творческое наследие включает не только романы – оно весьма разнообразно с точки зрения жанров, хотя и является цельным с позиций идейно-художественной направленности. Теккерей был автором баллад и стихов, юморесок, комических повестей, сказок, очерков, пародий. Писатель выступал в Англии и США с лекциями, которые были собраны и опубликованы в 1853 г. как «Английские юмористы 18 века».

В 1859 г. Теккерей занял должность издателя-редактора журнала «Корнхилл», которую оставил, намереваясь написать новый роман «Дени Дюваль». Однако он не успел осуществить этот замысел, скончавшись от инсульта 24 декабря 1863 г. Местом захоронения было выбрано лондонское кладбище Кенсал Грин.

Основа романов и юмористических очерков Теккерея – его пессимизм и реалистическое изображение английской жизни, правду жизни автор хотел противопоставить условной идеализации типичных английских романов. В романе того времени предполагались идеальный герой или героиня, однако Теккерей, назвав своё лучшее произведение – «Ярмарку тщеславия» – романом без героя, – ставит в центр действия людей порочных или по меньшей мере эгоистических. Исходя из убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее добра, Теккерей изучал характеры людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность своих персонажей, он тем самым ярче проповедовал положительные идеалы, в то же время, увлекаясь своими порочными героями, он возбуждал к ним больший интерес читателя.

Своеобразным аккордом в произведениях Теккерея звучит пессимизм в сочетании с юмором, придавая им жизненность и, в то же время, – настоящую художественность. Хотя по своим реалистическим приемам Теккерей сходен с Диккенсом, он отличается от него тем, что не делает уступок сентиментальному представлению об английской добродетели, а беспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Его романы превращаются в сатиры, с ярким изображением человеческих пороков в весьма неприглядном виде.

Бекки Шарп, героиня «Ярмарки тщеславия» – бедная девушка, поставившая себе целью «устроиться» в жизни. Она не стесняется в выборе средств, пользуясь своими умом и красотой, чтобы опутать интригами нужных ей людей: она очаровывает богатых старых холостяков, выйдя замуж за полюбившего её молодого офицера, она обманывает его. Несмотря на то, что её проделки открыты, она устраивается так, чтобы сохранить положение в свете и возможность жить в роскоши. В образе Бекки Шарп ярко воплощены жадность, суетность и эгоизм, свойственные людям, поглощённым погоней за житейскими благами.

Героиня романа и другие отрицательные типы выписаны автором особенно интересно, другие персонажи романа – добродетельная Эмилия Сэдли и другие жертвы Бекки – скорее скучны и бесцветны, за исключением тех, где преобладают комические и некрасивые черты – как в увальне Джо Сэдли.

Главные действующие лица романа «Пенденнис» – эгоист-дядя и его легкомысленный племянник, подверженный слабостям и заблуждениям молодости. Они оба остаются человечными в своих ошибках; таковы и остальные недобродетельные персонажи романа: ирландская семья Костиганов, интриганка Бланш Амори. В «Ньюкомах» – продолжении «Пенденниса» – Теккерей показывает, как люди склонны обманывать других и сами становиться жертвами обмана. Выводя целую галерею жизненных, с блестящим юмором изображённых типов, Теккерей превращает роман в настоящую сатиру: на семейную жизнь, на женщин, которые преклоняются перед богатством и знатностью, на «гениальных» молодых художников, которые ничего не делают, но тешатся честолюбивыми мечтами. Пессимизм писателя вносит в финал романа трагическую ноту – разорившийся полковник умирает в приютившей его общине.

«Эсмонд» и «Виргинцы» – исторические романы из быта XVIII века. Героиня «Эсмонда» – воплощение мелкой, тщеславной и эгоистической души в прекрасном теле. Хотя в этих романах есть и благородные характеры, выписанные с любовью, общая атмосфера пропитана грустью. Автор демонстрирует, что результат низких побуждений, даже если ими достигаются какие-то внешние блага – всегда печален.

Давая в своих романах историю целых семей, Теккерей углубляет реализм и достигает эпичности повествования, выводя персонажей за пределы типичности, свойственной одной лишь Англии.

Весь блеск сатирического таланта Теккерея проявляется в его «Записках сноба» и «Из записок Желтоплюша», представляющих из себя остроумные карикатуры на высшее английское общество.

 

Цитаты:

Мир – это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь – и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним – и он станет вашим веселым, милым товарищем.

Всегда быть правым, всегда идти напролом, ни в чем не сомневаясь, – разве не с помощью этих великих качеств тупость управляет миром?

Если требуется очернить человека, то уж, будьте уверены, никто не сделает этого лучше его родственников.

Как часто люди гордятся такими качествами, которых другие не замечают в них!

Если бы мы знали, что думают о нас наши близкие друзья и дорогие родственники, жизнь потеряла бы всякое очарование и мы все время пребывали бы в невыносимом унынии и страхе.

Лучшие из женщин – лицемерки. Мы и не знаем, как много они от нас скрывают; как они бдительны, когда кажутся нам простодушными и доверчивыми; как часто их ангельские улыбки, которые не стоят им никакого труда, оказываются просто-напросто ловушкой, чтобы подольститься к человеку, обойти его и обезоружить…

Так уж повелось с адамовых времен, что, где бы какая ни приключилась напасть, корень зла всегда в женщине.

 

Интересные факты

Федор Михайлович Достоевский в «Дневнике писателя» приводит случай, когда  в библиотеке на его просьбу дать книгу Теккерея, библиотекарь, не зная такого писателя, и, видимо, сочтя его за одного из авторов современных, модных, любовных романов, буквально обругала Достоевского, сказав, что «плохих книг мы не держим».

 

Странная, во многом несправедливая судьба выпала на долю этого писателя. Современники по большей части его не понимали, потомки тоже вряд ли оценили по достоинству. Пожалуй, лишь, на исходе XX столетия, и английская, и советская критика попытались воздать должное Теккерею. Его книги широко печатают, ему посвящают статьи, монографии, диссертации. Впрочем, такое запоздалое признание нельзя объяснить лишь случайностью или капризами моды и вкуса. Может быть, Теккерей больше наш современник? Может быть, есть своя закономерность в том, что в книгах Мюриэл Спарк, Берил Бейнбридж, Тома Шарпа и других современных английских романистов без труда узнается традиция Теккерея? Может быть, его изощренная ирония, утонченный психологизм, интеллектуальная игра – все это скорее принадлежность литературы XX века?

Екатерина Гениева

Читать в библиотеке ЛитРес

Заказать в ЧОУНБ

 

* Для бронирования книги в ЧОУНБ и чтения он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

 

Материал подготовил Владислав Бочаров, 
библиотекарь отдела электронных ресурсов

Наверх