Николай Гаврилович Чернышевский

Литературный календарь ЧОУНБ, Публичка, Год литературы       Николай Гаврилович Чернышевский


Каждая прочтенная мною книга такова, что избавляет меня от надобности читать сотни книг.

Николай Чернышевский

О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, – но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. – все на разные тоны.

Николай Лесков

Для русской молодёжи того времени она [книга „Что делать?“] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем.

Петр Кропоткин

 

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературыНиколай Гаврилович Чернышевский – русский революционер, демократ, писатель, философ, экономист, публицист, литературный критик, ученый.  Родился в Саратове 24 июля (12 июля по ст. ст.) 1828 г. Его отцом был священник, человек разносторонне образованный. Еще в детские годы Николай пристрастился к чтению и изумлял окружающих начитанностью.

В 1842 г. он становится учащимся Саратовской духовной семинарии. Годы учебы в ней (завершил обучение в 1845 г.) были наполнены интенсивным самообразованием. В 1846 г. Чернышевский – студент философского факультета (историко-филологическое отделение) Петербургского университета. После его окончания в 1951–1853 гг. преподавал в местной гимназии русский язык. В студенческие годы Чернышевский сформировался как личность и был готов посвятить жизнь революционной деятельности. К этому же периоду биографии относятся первые пробы пера.

В 1853 г. Николай Гаврилович, женившись, переехал в Санкт-Петербург и был в 1854 г. определен во Второй кадетский корпус преподавателем. Несмотря на педагогический талант, вынужден был уйти в отставку после конфликта с коллегой. К 1853 г. относится и начало его литературной деятельности в виде небольших статей, которые публикуются «Санкт-Петербургскими Ведомостями» и «Отечественными Записками». В 1854 г. Чернышевский становится сотрудником журнала «Современник». Защита магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» превратилась в значимое общественное событие и дала старт развитию национальной материалистической эстетики.

На протяжении 1855–1857 гг. из-под пера Чернышевского выходит целый ряд статей, главным образом, литературно-критического и историко-литературного характера. В конце 1857 г., перепоручив критический отдел Н. Добролюбову, он приступает к сочинению статей, освещавших экономико-политические вопросы, в первую очередь, касающиеся планируемых аграрных реформ. К этому шагу правительства он относился негативно и в конце 1858 г. стал выступать с призывом к тому, чтобы реформа была сорвана революционным путем, предупреждал, что крестьянство ожидает масштабное разорение.

Конец 50 – начало 60 гг. отмечены в его творческой биографии написанием политэкономических работ, в которых писатель выражает убежденность в неотвратимости прихода социализма на смену капитализму, – в частности, «Опыт земельной собственности», «Суеверия и правила логики», «Капитал и труд» и др.

С начала осени 1861 г. Н. Г. Чернышевский становится объектом тайного полицейского надзора. На протяжении лета 1861–1862 гг. он являлся идейным вдохновителем «Земли и воли» – революционной народнической организации. Чернышевский значился в служебной документации тайной полиции как враг номер один Российской империи. Когда было перехвачено письмо Герцена с упоминанием Чернышевского и предложением выпускать за границей запрещенный к тому времени «Современник», Николая Гавриловича 12 июня 1862 г. арестовали. Пока шло следствие, он сидел в Петропавловской крепости, в одиночной камере, продолжая при этом писать. Так, в 1862–1863 гг. в застенках был написан знаменитый роман «Что делать?».

В феврале 1864 г. был вынесен вердикт, согласно которому революционеру предстояло провести 14 лет на каторге с последующим пожизненным проживанием в Сибири, но Александр II снизил срок до 7 лет. В тюрьме и на каторге Н. Чернышевскому в общей сложности довелось провести более двух десятков лет. В 1874 г. он отказался от написания прошения о помиловании, хотя ему предоставляли такой шанс. Семья выхлопотала ему в 1889 г. разрешение жить в Саратове, но, переехав, он 29 октября (17 октября по ст. ст.) 1889 г. скончался и был похоронен на Воскресенском кладбище. В течение еще нескольких лет, до 1905 г., все его работы были в России под запретом.

Интересные факты:

Л. Ю. Брик вспоминала о Маяковском: «Одной из самых близких ему книг была „Что делать?“ Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. „Что делать?“ была последняя книга, которую он читал перед смертью».

В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» упоминается алюминий. В «наивной утопии» четвёртого сна Веры Павловны он назван металлом будущего. «Большого будущего» алюминий достиг в середине XX–XXI вв.

«Дама в трауре», появляющаяся в конце произведения, – это Ольга Сократовна Чернышевская, жена писателя. В конце романа речь идёт об освобождении Чернышевского из Петропавловской крепости, где он находился во время написания романа. Освобождения он так и не дождался: 7 февраля 1864 г. был приговорён к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибирь.

Главные герои с фамилией Кирсанов встречаются также в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети», однако исследователи отказывают в связи романных героев Чернышевского и Тургенева между собой.

С идеями Чернышевского, в частности с его мыслями о будущем человечества спорит Ф. М. Достоевский в «Записках из подполья». Благодаря «Запискам…» образ «хрустального дворца» стал распространённым мотивом мировой литературы ХХ века.

 

Факты:

В СССР Чернышевский стал культовой фигурой истории революционной борьбы в связи с высокими отзывами В. И. Ленина о романе «Что делать?».

Чернышевский как революционный идеолог и романист упомянут в высказываниях К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, Х. Ботева и других исторических личностей.

Информация о Чернышевском содержится в воспоминаниях общественного деятеля России Л. Ф. Пантелеева.

Писатель В. А. Гиляровский после прочтения «Что делать?» сбежал из дома на Волгу – в бурлаки.

Один из наиболее выразительных памятников Чернышевскому создал скульптор В. В. Лишев. Памятник был открыт на Московском проспекте в Ленинграде 2 февраля 1947 г.

С элементами сатиры образ Чернышевского был представлен в романе «Дар» (1937) В. В. Набокова.

 

Цитаты:

Надобность доказывать себе, что в любимом человеке нет недостатков, уже ведет к тому, что они скоро будут замечены.

Каждому довольно трудно понять особенности других натур; всякий представляет себе всех людей по характеру своей индивидуальности. Чего не нужно мне, то, по-моему, не нужно и для других, – так влечет нас думать наша индивидуальность.

Любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться. <...> У кого без нее не было бы средств к деятельности, тому она дает их. У кого они есть, тому она дает силы пользоваться ими.

Ведь красоту, всё равно что ум, что всякое другое достоинство, большинство людей оценивает с точностью только по общему отзыву. Всякий видит, что красивое лицо красиво, как это разберешь, пока ранг не определен дипломом?

Я бы каждый вечер была в опере, если бы каждый вечер была опера.

 

Чернышевский изображал жизнь в движении, в развитии, в борьбе прогрессивных сил с реакцией и застоем. Раскрытие идеала, к осуществлению которого должен стремиться народ, являлось, по мнению Чернышевского, необходимым элементом правдивого отражения действительности. Положительные герои, носители исторически-прогрессивного начала, являлись главными героями беллетристических произведений Чернышевского. Картины жизни, деятельности и борьбы революционеров, характеристика их мировоззрения составляли существеннейший момент романов Чернышевского. Чернышевский изображал процесс проникновения социалистических идей, революционной теории в сознание людей. Он показывал, каким образом стихийное стремление человека к свободе перерастает в сознательную революционную деятельность. В романах «Что делать?» и «Пролог» дана оценка политической борьбы того времени, показаны формы революционной борьбы и намечены возможные пути дальнейшего ее развития. Произведения Чернышевского, пронизанные революционными патриотическими идеями, внушали читателю уверенность в скором и неизбежном падении мира угнетения, веру в творческие силы русского народа, в его огромные революционные возможности и в несомненную победу над эксплуататорами.

Юрий Лотман

Заказать в ЧОУНБ 

Читать в ЛитРес

* Для бронирования книг в ЧОУНБ и чтения он-лайн в полнотекстовых электронных библиотеках Виртуального абонемента необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ.

Материал подготовил Владислав Бочаров, 
библиотекарь отдела электронных ресурсов

Наверх