Евгений Евтушенко

Литературный календарь ЧОУНБ, год литературы       Евгений Евтушенко

Я разный –
я натруженный
и праздный.
целе-
и нецелесообразный.
Я весь несовместимый,
неудобный,
застенчивый и наглый,
злой и добрый.
Я так люблю,
чтоб все перемежалось!
И столько всякого
во мне перемешалось
от запада
и до востока,
от зависти
и до восторга!

 

Литературный календарь ЧОУНБ, год литературыЕдва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20-го века, Евгений Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А. А. Вознесенским, А. А. Ахмадулиной, Р. И. Рождественским и др. массы людей на чтение своих стихов, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели».

Евгений Александрович Евтушенко (фамилия при рождении Гангнус) – русский советский поэт. Известен также как прозаик, режиссер, сценарист, публицист и актер.

Родился 18 июля 1932 г. в Сибири, в семье геолога и поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса, по происхождению прибалтийского немца. В 1944 г., по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко, геолог, актриса, заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью.

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя поэтом. Это видно из его ранних стихов. Совсем не умильные вирши, а талантливые пробы пера (или карандаша) 57-летнего ребенка. Его сочинительство и опыты поддерживаются родителями, а затем и школьными учителями, которые активно участвуют в развитии его способностей.

Регулярно начал печататься с шестнадцати лет, но началом серьезной литературной работы считает стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», написанные в 1952 г.

Литературный календарь ЧОУНБ, год литературыВ том же году в издательстве «Советский писатель» опубликована его первая книга «Разведчики грядущего» (позже автор назвал ее «ходульно-романтической»). После ее выхода в свет 19-летнего Евгения Евтушенко приняли в члены Союза писателей СССР и без аттестата зрелости зачислили в Литературный институт им. А. М. Горького. Но в 1957 г. Евтушенко был отчислен с курса «за дисциплинарные взыскания» (выступил в защиту резонансного романа В. Дудинцева «Не хлебом единым»). Однако времена менялись: то, что прежде стало бы концом карьеры, привело к новому росту популярности. Поэтические вечера Евтушенко привлекали все больше слушателей, его публикации в журналах и газетах выходили одна за другой. Позже он с коллегами-шестидесятниками регулярно выступал на знаменитых вечерах поэзии в Политехническом музее. Так сложился своеобразный «творческий тандем» будущих представителей «громкой» (эстрадной) поэзии: Рождественский–Евтушенко. Позже к ним присоединился А. Вознесенский.

Помимо «собратьев по перу» Литинститут свел Евтушенко и с его первой женой – Беллой Ахмадулиной. Брак продлился недолго, но был плодотворным в плане творческого вдохновения. В числе любовной лирики «периода Ахмадулиной» знаменитое стихотворение: «Со мною вот что происходит»,  «Когда взошло твое лицо», «Ты на­чисто притворства лишена…», «Ты большая в любви…», «Любимая, спи» и др. Одно из лучших созданий любовной лирики Евгения Евтушен­ко – его «Заклинание», которое можно поставить в ряд с выдаю­щимися произведениями этого жанра в русской поэзии:

Молю тебя – в тишайшей тишине,
Или под дождь, шумящий в вышине,
Или под снег, мерцающий в окне,
Уже во сне и все же не во сне –
Весенней ночью думай обо мне…

 

В это период Евтушенко удалось уравновесить ораторскую патетику лирикой, а главное – осознать себя поэтом нового поколения, призванным быть «эхом русского народа». Обязанность «Большого поэта» – не пропустить все самое острое, что дает злоба дня. Так возникли «Бабий Яр» (1961), которому Евтушенко обязан мгновенной мировой славой, и «Наследники Сталина» (1962), которые исследователи отнесли в итоге к вершинам гражданской лирики Евтушенко. В них проявилось то, что стало основой его поэтического метода: сочетание публицистической остроты с доступностью языка. Большой поэт не может быть сложным и изысканным.

Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели», Евтушенко пишет собственный автопортрет, вбирающий духовные реалии как общественной, так и литературной жизни. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», – манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. В своем творчестве поэт затрагивает самые разные, в том числе откровенно политические темы. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Несмотря на то, что своим творчеством Евгений Евтушенко регулярно бросал вызов советской власти («Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968)), его продолжали печатать в считавшихся оппозиционными журналах «Знамя», «Новый Мир», «Юность» и не только не запрещали ездить по стране, но и позволяли выезжать за рубеж. Более того, в 1969 г. поэт получил награду – орден «Знак Почета».

В начале 1960-х поэт начинает писать песни. Первой стала «Хотят ли русские войны» (композитор Э. Колмановский, первый исполнитель Марк Бернес). Позже в соавторстве с Колмановским было написано еще несколько песен: «Вальс о вальсе», «Бежит река», «Родина моя», «В городе дождь», «Убийцы ходят по земле», «Белые снеги» и др. Евтушенко в качестве поэта-песенника работал и с другими композиторами – А. Эшпаем, Ю. Саулъским, Н. Богословским, М. Таривердиевым, Е. Крылатовым.

Литературный календарь ЧОУНБ, июль, год литературыСегодня Евгений Александрович имеет статус почетного члена Американской и Испанской академий искусств и действительного члена Европейской академии, а также является профессором в университете Санто-Доминго и Питсбургском университете, преподает русскую поэзию по собственному учебнику «Антология русской поэзии».

Его произведения переведены более чем на 70 языков,  изданы во многих странах мира.

На его счету значится 17 поэм, 15 сборников стихов, два романа, две повести, целый ряд публицистических статей. Но известность ему принесла не только поэзия, этот талантливый человек известен и как драматург, режиссер, актер, сценарист и даже фотохудожник. Так, в 1964 г. он написал сценарий к фильму М. Калатозова «Я Куба», а в 1983 и 1990 гг. стал не только сценаристом, но и режиссером и актером фильмов «Детский сад» и «Похороны Сталина».

В 2003 Евтушенко был награжден Царскосельской художественной премией, в 2005 г. получил итальянскую литературную премию «Гринцане Кавур» за способность своим творчеством донести до молодого поколения вечные темы, а в 2010-м стал обладателем Государственной премии России.

В настоящий момент Евгений Евтушенко живет и работает в Москве.

 

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в ЛитРес

 

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен Е. В. Черепановой, библиографом ИБО

 

Стихи:

О любви

Когда взошло твое лицо
над жизнью скомканной моею,
вначале понял я лишь то,
как скудно все, что я имею.
Но рощи, реки и моря
оно особо осветило
и в краски мира посвятило
непосвященного меня.
Я так боюсь, я так боюсь
конца нежданного восхода,
конца открытий, слез, восторга,
но с этим страхом не борюсь.
Я помню – этот страх
и есть любовь. Его лелею,
хотя лелеять не умею,
своей любви небрежный страж.
Я страхом этим взят в кольцо.
Мгновенья эти – знаю – кратки,
и для меня исчезнут краски,
когда зайдет твое лицо...

                                  1960 

Среди любовью слывшего
сплетенья рук и бед
ты от меня не слышала,
любима или нет.
Не спрашивай об истине.
Пусть буду я в долгу –
я не могу быть искренним,
и лгать я не могу.
Но не гляди тоскующе
и верь своей звезде –
хорошую такую же
я не встречал нигде.
Всё так,
       но силы мало ведь,
чтоб жить,
        взахлёб любя,
ну, а тебя обманывать –
обманывать себя;
и заменять в наивности
вовек не научусь
я чувства без взаимности
взаимностью без чувств...
Хочу я память вытеснить
и думать о своём,
но всё же тянет видеться
и быть с тобой вдвоём.
Когда всё это кончится?!
Я мучаюсь опять –
и брать любовь не хочется,
и страшно потерять.

                          1969


О дружбе

Не понимать друг друга страшно –
не понимать и обнимать,
и все же, как это ни странно,
но так же страшно, так же страшно
во всем друг друга понимать.
 

Тем и другим себя мы раним.
И, наделен познаньем ранним,
я душу нежную твою
не оскорблю непониманьем
и пониманьем не убью.

                            1956

 

О войне

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны. 

Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны. 

Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

                                 1961

 

Гражданская лирика

Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней – образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает...
Нахватанность пророчеств не сулит...
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты...

                       (фрагмент)

Наверх