Василий Шукшин

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы    Василий Макарович Шукшин


Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье».
Петр Проскурин

Штрихи к биографии и творчеству

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы, 25 июляВасилий Макарович Шукшин (1929–1974), – человек необычайной человеческой и творческой судьбы – был удивительно талантлив, разносторонне и мощно одарен: прозаик, драматург, кинорежиссер, киноактер. Явление уникальное.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Родился Василий Шукшин 25 июля в д. Сростки на Алтае в крестьянской семье. Начинал свой жизненный путь трудно, рос в годы войны, без отца. Семь классов сельской школы. Ранняя самостоятельность. Тяжелая работа в разных городах Средней России: слесарь, ученик маляра, грузчик. Призыв в армию, служба на флоте – четыре года он матрос и радист боевого эсминца. После демобилизации возвращается на Алтай, сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости, работает директором вечерней школы в д. Сростки, учительствует – ведет русский язык, литературу, историю. В 1954 г. неожиданно  все бросает и едет в Москву – учиться. Поступает на режиссерский факультет ВГИКа, занимается в мастерской М. Ромма. Учится блестяще. В годы учебы обнаруживает у себя актерское дарование. Снимается у Марлена Хуциева в главной роли в фильме «Два Федора». С него начинается судьба Шукшина-актера. В кинотитрах, на страницах журналов и газет все чаще встречается его имя, о нем начали говорить. В кино и литературу пришел яркий талант, со своей темой, со своим героем.

По окончании института он снимает фильмы по собственным сценариям. Первый режиссерский фильм Шукшина по его сценарию «Живет такой парень» принес режиссеру зрительскую любовь и признание. Он получил в 1964 г. высшую награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва св. Марка».  Большой успех имели фильмы Шукшина «Ваш сын и брат», «Позови меня в даль светлую», «Странные люди», «Печки-лавочки». 

Литературный календарь ЧОУНБ, В. ШукшинФильм «Калина красная», снятый Шукшиным по одноименной киноповести, произвел в 70-е годы настоящий фурор в советском кинематографе. Удивительно эмоциональное, честное и глубокое кино. Шукшин сумел приподнять его над временем – мы и сейчас по-прежнему смотрим и сострадаем мятущейся заблудшей душе человеческой, хотя живем в абсолютно другое время. Страшна жизнь человека, свернувшего с прямой дороги. Жизнь, что искривилась, потекла по законам ложным, неестественным, – не выправить, не прожить заново.

Кинематографические заслуги Шукшина отмечены премией им. братьев Васильевых, Государственной премией СССР, Ленинской премией (посмертно).

Литературное творчество

С третьего курса, по совету М. Ромма, Шукшин стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды… И он не ошибся. В 1958 г. в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина «Двое на телеге», в 1963 г. вышел его первый прозаический сборник «Сельские жители». При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов «Там, вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974). Подготовленный к печати сборник «Брат мой» был издан уже после смерти писателя, в 1975 г.  

Когда в литературной периодике появились первые рассказы писателя, критика поспешила причислить его к группе писателей-«деревенщиков». На то были свои резоны: Шукшин действительно предпочитал писать о деревне, первый сборник его рассказов так и назывался – «Сельские жители». Однако этнографические приметы сельской жизни, внешность людей деревни, пейзажные зарисовки не особенно занимали писателя – обо всем этом если и заходила речь в рассказах, то лишь попутно, бегло, вскользь. Почти не было в них поэтизации природы, авторских раздумчивых отступлений, любования «ладом» народной жизни. В центре художественного видения Шукшина – не проблема как таковая, пусть даже и опосредованная через судьбы и характеры героев, а собственно человек, его жизнь. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...». Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу писателя). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников «Характеры». Смысл жизни, любви, человеческих отношений эти «чудаковатые» люди открывают для себя страстно и мучительно. Они душевны, искренни, отзывчивы в радости и беде. В современной русской литературе рассказы Шукшина остались неповторимым художественным  явлением. Всего за свою жизнь Шукшин написал более 120 рассказов.

Литературный календарь ЧОУНБ, год литературы, 25 июляНа вершине зрелости и мастерства Шукшин пробует себя в новых жанрах. Он написал пять повестей («Там, вдали», «А поутру они проснулись», «Точка зрения, «Калина красная», «До третьих петухов»), два исторических романа («Любавины» и «Я пришел дать вам волю»), пьесу «Энергичные люди», четыре оригинальных киносценария («Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Позови меня в даль светлую», «Брат мой») и публицистические статьи, из которых наиболее известны «Вопрос к самому себе», «Монолог на лестнице», «Нравственность есть правда».

 Шукшин открывал все новые глубины, мечтал постичь суть мира, времени, в котором жил. Мечтал поставить фильм о Степане Разине по своему сценарию «Я пришел дать вам волю» и сыграть в нем заглавную роль. Он хотел, чтобы «...образ Разина был поднят до такой высоты, чтобы в его судьбе отразилась судьба всего русского народа, вконец исстрадавшегося и восставшего». Мечтал также поставить фильм – игровой или документальный – об одном дне в родном селе, о Дне Победы. Замыслов было много. Выбрал главное – «стопку чистой белой бумаги». «Нужно иметь какое-то обязательство перед будущим... Ждут меня большой роман и несколько сборников рассказов...». Эти слова были сказаны 16 июля 1974 г.

А 2 октября 1974 г. Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности в станице Клетской Волгоградской области на съемках фильма «Они сражались за Родину».

Литературный календарь ЧОУНБ, год литературы, 25 июляПохоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Попрощаться с любимым актером, режиссером, писателем пришла вся Москва. И каждый пришедший проститься с Шукшиным приносил веточку калины. К концу панихиды весь гроб был покрыт красными ягодами горькой калины. В первые дни после его гибели в Москву пришло больше 160 000 писем. Писали люди, потрясенные горем,– Шукшина знали все.

Памяти Василия Шукшина

Еще ни холодов, ни льдин.
Земля тепла. Красна калина.
А в землю лег еще один
На Новодевичьем мужчина…

                                 Владимир Высоцкий
 

При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения».

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы, Василий Шукшин

Уже более 40 лет Василия Макаровича Шукшина нет с нами, но остались его книги, его мысли, которые продолжают волновать, и заставляют задуматься о серьезных проблемах, о жизни, о человеке, о его поступках. И вновь вспоминаются слова писателя:

«Русский народ за всю историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

И еще! «Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы».

 

Читайте в Публичке!

Литературный календарь ЧОУНБ, год литературы,  В. ШукшинШукшин В. М. Собрание сочинений : в 6 кн. / В. М. Шукшин. – Москва : Надежда-1, 1998 –

           Кн. 1: Охота жить : рассказы. – 1998. – 510 с. : 16 л. фот.
           Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак Ш 954; Инв. К-516260

           Кн. 2: Верую! : рассказы, повести. – 1998. – 512 с. :  4 л. фот.
           Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак Ш 954; Инв. К-516261

           Кн. 3: Странные люди : рассказы, повести, публицистика.– 1998. – 527 с. : 4 л. фот.
           Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак Ш 954; Инв. К-516262

           Кн. 4: Любавины : роман. –1998. – 542 с.
           Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак Ш 954; Инв. К-516263

           Кн.5: Калина красная : киноповести. – 1998. – 559 с. : 12 л. фот.
           Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак Ш 954; Инв. К-516264

           Кн. 6: Я пришел дать вам волю : роман. – 1998. –  509 с. : 8 л. фот.
           Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак Ш 954; Инв. К-516265

 

Литературный календарь ЧОУНБ, Публичка, Год литературы, Василий ШукшинКоробов В. И. Шукшин: вещее слово / В. И. Коробов. – Москва : Мол. гвардия, 1999. – 403 с. : фот. – (Жизнь замечательных людей : сер. биогр. ; вып. 768).  –  Библиогр.: с. 403–404.
Место хр. ОЧЗ; Шифр 83.3Р6; Авт.знак Ш 954 К; Инв. К-524069

Книга написана на основе большого документального материала и глубокого анализа литературных произведений В. М. Шукшина. Автор жизнеописания Владимир Коробов, как и его герой, прожил короткую, но яркую жизнь. Книга иллюстрирована редкими фотографиями В. Шукшина из музея Киностудии им. М. Горького. Как пишет один из критиков: «…главная и дорогая тайна этой книги в том, что автор шел за героем и “рос” с ним, вглядываясь в мучительное начало его биографии и медленное прорастание судьбы. Торопился ободрить, поддержать, защитить своего героя от критики, “объяснить” читателю мысль Василия Макарыча».

Заказать в ЧОУНБ

Читать в ЛитРес

* Для бронирования книг в ЧОУНБ и чтения он-лайн в полнотекстовых электронных библиотеках Виртуального абонемента необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ.

Интересные факты из жизни Василия Шукшина
Василий Шукшин приехал в Москву с далекого Ал­тая поступать во ВГИК. Нашел институт, попробовал устроиться в общежитие, но мест не ока­залось. Тогда он заночевал на улице, где-то у Москвы-реки, на Котельнической набережной.

Не успел задремать толком, как услышал, что кто-то его будит. Перед Шукшиным стоял высо­кий худой мужчина с палкой. – Ты что тут спишь? – спросил он.
– Мест нет в общежитии, – сказал Шукшин. – Идем ко мне, – предложил мужчина. – Поспишь там. Пришли, заварили чаю, долго беседовали на кухне о том о сем...
Потом уже, когда Шукшин благополучно сдал экзамены и был принят, однажды ему показали идущего по коридору ВГИКа давеш­него мужчину с палкой и сказали, что это сам Пырьев.

Через много лет Шукшин спросил его: – А помните, Иван Александрович, как я у вас однажды ночевал? – Не помню, – сказал Пырьев. – Кто у ме­ня только не ночевал...

***

 Василий Шукшин пригласил Леонида Ку­равлева сняться в главной роли в фильме «Печ­ки-лавочки», и артист согласился. Но потом пе­редумал. Прямо сказать об этом Шукшину он не решался: скрывался от него довольно дли­тельное время, придумывал разные отговорки. В конце концов, они встретились в коридоре «Мосфильма». Куравлев огляделся – бежать некуда. – Стой, – приказал Шукшин. – Погово­рить надо по душам. Что же это ты мне под са­мый дых врезал? – А у самого желваки так и ходят, рука в кармане.
И тут Куравлева озарило: – Да ведь ты сам должен это сыграть! Кто же лучше тебя это сделает? Ты написал, ты при­думал, тебе и сниматься надо! Похоже, такая мысль Шукшину в голову не приходила, а если и приходила, то он всерьез к ней не относился. Лицо Шукшина подобрело. – Ты точно так думаешь? – Да что тут думать? Так оно и есть на са­мом деле... Так Василий Шукшин сам сыграл в «Печках-лавочках».

***

Кинорежиссер и однокурсник Шукшина Александр Митта вспоминает такую историю. Когда Шукшин пришел поступать во ВГИК, он полагал, что люди собираются, договариваются и артелью делают кино. Но оказалось, что есть главный человек, которого все слушаются, – ре­жиссер. Тогда Шукшин решил поступать на ре­жиссерский факультет. На экзамене М. И. Ромм попросил его: – Расскажите мне о Пьере Безухове.
– Я «Войну и мир» не читал, – простодуш­но сказал Шукшин. – Толстая книжка, време­ни не было. – Вы, что же, толстых книг никогда не чи­тали? – удивился Ромм.
– Одну прочел, – сказал Шукшин. – «Мартин Иден». Хорошая книжка. Ромм возмутился:
– Как же вы работали директором школы? Вы же некультурный человек! А еще режиссе­ром хотите стать! – И тут Шукшин взорвался: – А что такое директор школы? Дрова до­стань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. Учебники достань, керосин добудь, учителей найди. А машина одна в дерев­не – на четырех копытах и с хвостом... А то и на собственном горбу... Куда уж тут книжки толстые читать...

…мудрый Ромм заявил: «Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды. Я ставлю ему пятерку» и принял во ВГИК.

Современники о В. Шукшине

В искусстве уютно
быть сдобною булкой
французской,
но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.

Шукшин был горбушкой
С калиною красной
Вприкуску,
Черняшкою той,
Без которой немыслим народ…

                            Евгений Евтушенко

 

«Очень уважаю все, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь останусь их самым постоянным зрителем. В данном случае это значит для меня больше, чем быть участником и исполнителем»

Владимир Высоцкий

«Во время съемок «Калины красной» он бывал у меня дома в Вологде. Сидел он за столом, пил кофе, много курил. И меня поразило некоторое несоответствие того, как о нем писали... Его изображали таким мужичком... Есть такое, как только сибиряк – так или головорез или мужичок такой... И сами сибирячки еще любят подыграть... Так вот, за столом передо мной сидел интеллигент, не только в манерах своих, в способах общения, но и по облику... Очень утонченное лицо... В нем все было как-то очень соответственно. Он говорил немного, но был как-то активно общителен... У меня было ощущение огромного счастья от общения с человеком очень интересным... Вот такой облик во мне запечатлелся навсегда...» 

Виктор Астафьев

«Шукшин, как бы ни была коротка его жизнь в искусстве, помог нам еще раз вглядеться в таинство жизни, в самих себя – и увидеть, понять нечто такое, без чего бы мы были бедней…»

Глеб Горышин

 

Материал подготовлен Верой Ильиной, библиографом ИБО

Наверх