Лазарь Карелин

Июнь, литературный календарь ЧОУНБ 2015 г.      Лазарь Викторович Карелин

Без страданий и сострадания – нет писателя.
Безразличие к проблеме, размышление, не пропущенное через сердце, влекут за собой создание хладнокровных книг. Жизненные обстоятельства, те самые «совпадения», которые есть в судьбе каждого из нас, и привели меня к кругу тем, кругу вопросов, нашедших отражение в моих романах, повестях и рассказах.
Лазарь Карелин

Произведения Лазаря Карелина говорят не только об удивительном «совпадении» творческих устремлений автора с жизнью, чаяниями народа, для которого он пишет вот уже более четверти века, но и о писательском таланте, таланте немалом, самобытном, который, питаясь этими «совпадениями», от произведения к произведению обретает все новые и новые грани.
В. Магидсон

Литературный календарь ЧОУНБ, июнь, Год литературыЛазарь Викторович Карелин — русский советский писатель, драматург.

Заказать книги в ЧОУНБ

Родился 12 июня 1920 в Москве.

Родители, польские евреи, обосновались в Москве в 1914 как беженцы из занятого немцами Белостока. Отец, знаменитый в своем городе мастер-текстильщик, стал работать на известной в те годы московской текстильной фабрике «Атлант»; в период НЭПа ему в приказном порядке передали эту фабрику во владение, что и послужило впоследствии причиной ссылки семьи Карелина (мать – урожденная Гальперина, из семьи потомственных раввинов) в г. Соликамск (1932–1938). После реабилитации отца Карелин поступил на сценарный факультет ВГИКа (окончил в 1946). В составе народного ополчения участвовал в боях Великой Отечественной войны.

Работал заведующим сценарным отделом Ашхабадской киностудии до ночи с 5 на 6 октября 1948, когда в столице Туркмении произошло землетрясение силой 10 баллов, унесшее около 100 тысяч жизней (документальный роман Карелина «Землетрясение» был опубликован в 1969 с цензурными изъятиями, первая полная публикация, после 12 переизданий, – 1993; в 1995 президент Туркменистана Сапармурад Ниязов наградил Карелина за эту книгу медалью «Гайрат» – «Мужество», которой к тому времени были удостоены лишь два туркменских писателя). Вернувшись в Москву, Карелин стал профессиональным литератором; в 1956 вступил в компартию и Союз писателей СССР; в 1967–1985 – секретарь правления Московской писательской организации.

В первую книгу Карелина «Письмо» (1946; в соавторстве с известным армянским писателем Леонидом Гурунцем) вошли повести и очерки о войсковых почтальонах Великой Отечественной войны (за исключением повести «Ступени», 1969–1970, единственного произведения Карелина о войне). Принесшая писателю известность повесть «Младший советник юстиции» (1951) посвящена работникам прокуратуры. Основные проблемы повестей «На тихой улице» (1957), «В апреле» (1956), «Общежитие» (1957), «Надежда и любовь» (1959), «Открытый дом» (1961) связаны с формированием характера молодого человека; повесть «Девочка с красками» (1963), насыщенная реалиями соликамской жизни, – о чуде живительного соприкосновения детской и одинокой старческой души. Роман «Микрорайон» (1962) рассказывает о жизни молодежи современного города. Наибольший успех принесли писателю романы «Змеелов» (1982) и «Последний переулок» (1984), первый из которых стал литературным событием. В одном из первых «перестроечных» номеров журнала «Огонек» вышел роман Карелина «Даю уроки» (др. назв. «Золотой треугольник», 1986), где поднимается проблема борьбы с наркоманией.

Произведения писателя, всегда обращенные к современности, посвящены явлениям и фактам, хорошо ему известным, отличаются социально-критической направленностью, сюжетной заостренностью и нравственной бескомпромиссностью, не исключающей, однако, во многих случаях упования на победу доброго начала в человеке (воплощением которого у Карелина часто выступает женщина или ребенок). Примечательны у Карелина действительная городская топонимика (Соликамск, Москва) – вплоть до названий улиц, площадей и вокзалов, живой разговорный язык героев, органическое вплетение в ткань повествования реалий описываемого времени, автобиографические черты. Все это, в совокупности с проблематикой «больной» интеллигенции и «больного» города, позволяет рассматривать произведения Карелина в русле так называемой «городской» прозы, представленной сочинениями Ю. Трифонова, Ю. Нагибина, И. Грековой и др.

В таком же ключе прочитываются и созданные Карелиным в 1980–1990-е годы повести «В конце ленты» (1982), «Дублер», «Шельф» (оба – 1987), «Рок» (1988), «Свой» (1989), «Отказник» (1994), «Риск» (1998), в2001 г. вышел сборник «Выбор», содержащий в себе романы и повести «Риск», «Выбор», «Власть» и «Коридорная».

Произведения писателя переведены на иностранные языки, инсценированы (в т. ч. «Змеелов», по которому поставлен также одноименный фильм режиссера В. К. Дербенева; «Стажер», «Микрорайон»). Карелин выступал также как публицист, автор рассказов (в том числе «Власть», 1988), сценариев документальных фильмов.

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы

Творчество Карелина всегда отличалось высоким интересом к проблемам нравственного характера, утверждением высоких моральных норм нашей жизни, духовным разоблачением приобретательства и приспособленчества.

К своим литературным удачам сам Лазарь Карелин относил романы и повести «Землетрясение», «Змеелов», «Последний переулок», «Даю уроки», «Риск», «Общежитие», «Отказник».

Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета», Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией», медалью Туркменистана «Кайрат» (1995), знаком «Народное ополчение 1941 года за отвагу и доблесть».

Ушёл из жизни в 2005 г.


Цитаты:

Самоуверенность может возникнуть в человеке от больших знаний, но ещё чаще от их отсутствия. («Даю уроки»)

Друзья – это когда доверяешь. Во всём. Такими они и были, доверяющими друг другу во всём. И даже в тайных там тайнах. Во всём, так во всём. И в радость для каждого из них была эта самораскрытость друг перед другом. Были бы родными братьями, так бы далеко не сумели бы зайти. («Змеелов»)

Старое повязано с новым. («Змеелов»)

Писатель – это не только призвание, дарование, чувство слова. Это и личные обстоятельства. Вот у Юры Трифонова была чудовищная травма души – умерла его жена, певица Нелина, он долго не мог оправиться от горя, а писать стал еще лучше. Это страдательная профессия. Без страданий писателя нет. Что ни биография писательская, то муки и муки. Тем более в России, где писателей либо сажали, либо убивали, либо провоцировали на дуэль. Кто из наших великих обрел счастье? Лев Толстой? Блок? Булгаков? Ахматова? Цветаева? Есенин? Маяковский? Мандельштам? Бабель? (из интервью)

Сейчас очень хорошо живется отдельным писателям, но очень плохо – книгам. (из интервью)

 

Лазарь Карелин, «городской» писатель. Дело, разумеется, не в прописке его героев и даже не в привычных условиях их бытования, хотя среда, конечно, многое объясняет в особенностях очерченных характеров. Эти люди, с их постоянной спешкой и суетой, с их «включенностью» в пеструю цепочку людских взаимосвязей в современном городе, кажется, мало похожи на истовых искателей нравственных истин, способных ощутить прочную, долговременную, доставшуюся от предков основу своих поисков. Какая уж тут основа, фундамент жизни – все перемен­чиво, все мчится, все сиюминутно... Так оно и есть, когда какая-то из вещей прозаика увидена отдельно, сама по себе, и все не так, когда она связывается, сочетается с другими, и становится очевидно, что человек, где бы он ни жительствовал и чем бы ни занимался, не может уйти ни от вечных жизненных вопросов, ни от необходимости четко определиться в той или иной системе нравственных координат.

А. Руденко-Десняк

Москва – главная тема в творчестве Лазаря Карелина. Он ненасытен к Москве, но это не утомляет, а трогает, как и всякое живое, искреннее, сильное чувство. Не только улицы, площади, переулки, но и отдельные дома – хоть новоявленный красавец из сплошного стекла, хоть – и чаще всего – доживающая свой век развалюха – подворотни, дворики, старые деревья в этих двориках, фонари, киоски – рождают у Карелина взволнованные добрые слова. Очеловечивание неживого мира – дело тонкое, сложное и опасное, легко сбиться на дурной тон. Но Карелина выручает его безоглядная увлеченность, он вовсе не прием литературный использует, он искренне верит в эту скрытую жизнь бессловесных насельников Москвы.

Юрий Нагибин

Отзывы о книгах:

Помню как в годы перестройки зачитывались его книгами. «Последний переулок» на Сретенке после прочтения весь прошел не раз, вглядываясь в глаза старых московских домов. Словно путешествовал по страницам книг.

Владимир (www.kino-teatr.ru)

Все в его романах правдиво (особенно про Ашхабад), всему веришь. Правдиво потому, что Лазарь Карелин был тогда в Ашхабаде, руководил сценарным отделом. И история фильма «Далекая невеста» самая настоящая, и землетрясение, разумеется, подлинное. И друзья Лазаря Карелина действительно погибли под обломками, как погибло две трети населения туркменской столицы.

Дина (www.abook-club.ru)

Забронировать книги в ЧОУНБ

Материал подготовил Владислав Бочаров,
библиотекарь отдела электронных ресурсов

Наверх