Франсуаза Саган

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы    Франсуаза Саган

 Чтобы быть любимой, лучше всего быть красивой. Но чтобы быть красивой, нужно быть любимой.
Франсуаза Саган

Франсуаза Саган для меня восхитительна. В книге о ней я стремился объединить образ, приобретший со временем мифические черты, и реальность ее отчаянно-энергичного жизненного ритма. Я взял на себя роль чуть ли не Шерлока Холмса, детектива, расследующего замечательную историю ее жизни и удивительного писательского дара, который позволил ей уже в начале творческого пути в глазах окружающих сравняться с Колетт, при всем своеобразии ее собственной индивидуальности. Когда я поведал ей о своем проекте, она, кажется, была удивлена. Ее история — это романы, пьесы, воспоминания, то, о чем она написала «В память о лучшем». А по поводу всего того, что о ней часто пишут, улыбнулась: «Дыма без огня не бывает», позволив мне тем самым говорить обо всем. У Саган воистину героическое, пламенное сердце.
Жан-Клод Лами

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературыФрансуаза Саган – французская писательница, драматург, в 1985 г. удостоена премии князя Монако за вклад в литературу.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Родилась 21 июня 1935 в местности Кажар. Девочка превосходила ровесниц по уровню интеллекта, хотя была очень недисциплинированной. После провала в её обучении (в 1953 не сдала вступительный экзамен в Сорбонне), в свои 19 лет стала известной благодаря публикации своей первой новеллы «Здравствуй, грусть» (Bonjour, tristesse) (1954), которая имела блестящий успех в обществе и у критиков. Саган, которую Франсуа Мориак назвал «очаровательным монстром», получила благодаря этой новелле Премию Критики, среди таких опытных авторов, как Жан Гиттон. Саган шокировaла учителей французского среднего класса своей простой историей об одной несовершеннолетней девочке, чувствительной и аморальной, обманувшей легкомысленного отца вместе с его любовницей, которая ей не нравится, рассказанной во фрагментарном и разочарованном стиле. Эта новелла изображает, прежде всего, внутренний мир самой Саган, который уже не изменится с тех пор: светский внутренний мир праздных и поверхностных людей, находящихся в поиске более убедительной реальности, чем тот мир, в котором они живут. Эта новелла считалась не только отражением несомненной чувствительности эпохи (явно своеобразной своим весёлым безразличием перед лицом решения литературного арбитража других писателей, например Сартра), но и началом определённого стиля женской литературы.

Обучалась в частных школах Франции и Швейцарии, в Сорбоннском университете.

Первая повесть Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!» (1954), была переведена на 30 языков мира, а затем экранизирована. За этим произведением последовали и другие романы, и многочисленные рассказы, пьесы, повести, например «Любите ли вы Брамса?» (1959), «Немного солнца в холодной воде» (1969), «Потерянный профиль» (1974), «Нарисованная леди» (1981), «Уставшая от войны» (1985).

Все произведения Франсуазы Саган — о любви, одиночестве, неудовлетворенности жизнью; они отличаются ясностью повествовательной манеры и точностью психологического рисунка.

Франсуаза Саган дважды выходила замуж. В 1958 г. за сорокалетнего издателя Ги Шёллера, а затем в 1962 г. — за молодого американца Боба Уэстхоффа, лётчика, сменившего штурвал самолёта на профессию модели. От второго брака остался сын Дени Уэстхофф.

Создавая романы про хрупкую любовь, сама она то и дело становилась героиней скандальных светских хроник, называя себя «прожигательницей жизни». В её жизни было множество неуплаченных налогов, автомобильных аварий, шикарных яхт, пристрастие к наркотикам и алкоголю, условные тюремные сроки, азартные игры — и в конце жизни бедность, несмотря на все полученные ею гонорары. Умерла Франсуаза Саган 24 сентября 2004 г. от лёгочной эмболии в больнице нормандского города Онфлёра.

Творчество:

Новеллы Саган были благоприятно восприняты, несомненно, искушённой публикой, сначала благодаря фольклору латинского квартала, его смутно экзистенциалистскому климату, так же как и форме написания – «объективной», более внушающей определённые мысли, чем убеждающей. Её новеллы, характеризующиеся малым количеством персонажей и краткими описаниями, отличаются открытой выдержанностью интриги, обозначенной схемой любовного треугольника. Считается, что психология персонажей Саган уходит корнями в психологию Фицджеральда, но у него они находятся в навязчивых идеях о своём прошлом, в то время как герои Саган, такие как Жилль в «Немного солнца в холодной воде», понимают, что жили всегда в мошенническом и скучном мире, и не возвращаются в своё прошлое. Конечно, они блестящие, этот блеск прежде всего интеллектуальный, но также эгоцентрический. Кроме того, несмотря на то, что Саган на протяжении многого времени была объектом скандалов в прессе и обнаружила на протяжении всей своей жизни чёткое волеизъявление освободиться от всех норм, конечно, созданные ею женские персонажи соответствуют мнению и желаниям мужчин. После «Здравствуй, грусть!» появились другие успешные новеллы, все они основывались на теме любви, грусти и меланхолии: «Смутная улыбка» (1956); «Через месяц, через год» (1957); «Любите ли Вы Брамса?» (1959) и «Волшебные облака» (1961). Другими её произведениями были «Капитуляция» (1965), «Страж сердца» (1968), «Немного солнца в холодной воде» (1969), «Бархатные глаза» (1975), «Смятая постель» (1977), «Нарисованная леди» (1981), «Бегство» (1991) и «Недовольный пассажир» (1994). Обвиняемая в приверженности беллетристике, искусственной и однотонной, Саган продемонстрировала способности работать в других литературных жанрах. Например, написала театральные пьесы «Скрипачи иногда причиняют вред» (1961) и «Лошадь исчезла» (1966), а также биографию Сары Бернар (Sarah Bernhardt), озаглавленную ею «Дорогая Сара Бернар» (1987) и автобиографические произведения, такие как «Удары в душу» (1972) и «С моим лучшим воспоминанием» (1984).

Цитаты:

Хорошо чувствуешь себя в своей шкуре, пока есть человек, который эту шкуру гладит.

Тому, кто любит жизнь, никогда не хватит слов, чтоб её описать.

К чужим недостаткам легко привыкаешь, если не считаешь своим долгом их исправить.

Для внутреннего спокойствия нужна внешняя суета.

Быть свободным двадцать три часа в сутки и полчасика чувствовать себя одиноким.

«Чересчур» — слово куда более пристойное, чем «недостаточно».

Опыт — это сумма совершённых ошибок, а также ошибок, которых, увы, не удалось совершить.

 

Интересные факты:

Свой первый и самый знаменитый роман «Здравствуй, грусть!» (1954) Франсуаза Саган написала в возрасте 18 лет, во время летних каникул. Успех романа был феноменальным. Всего за несколько месяцев его тираж достиг 200 тысяч экземпляров.

Гонорар за свой первый роман юная писательница потратила на покупку дорогого спортивного автомобиля марки «Ягуар».

Саган обожала водить машины на огромной скорости. В1957 г. она попала в тяжелую аварию. Следствие установило, что ее «Астон Мартин» мчался по узкому шоссе со скоростью 160 км/час.

На протяжении долгих лет с Франсуазой Саган дружил президент Франции Миттеран, который ценил ее, как великолепную собеседницу.

В 1988 г. мадам Саган посещает Россию, где ее книги знают и читают ничуть не меньше, чем в Европе. В одном из интервью Саган призналась, что её бабушка, со стороны отца, была русской, а потому, свою склонность к игре и авантюрам она объясняет «русскостью». Возможно, и страстная любовь отечественного читателя к Франсуазе объясняется этим, почти забытым, фактом родства.

Франсуа Мориак, прочитав роман «Здравствуй, грусть!», был поражен и весело воскликнул: «Маленький очаровательный монстр!».

Заказать книги в ЧОУНБ

 
Читать в библиотеке ЛитРес*   Читать в библиотеке ЛитРес*

 * Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовил Владислав Бочаров,
библиотекарь отдела электронных ресурсов

 

 

Наверх