Владимир Солоухин

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы    Владимир Алексеевич Солоухин

Средь ночи злой, средь ночи длинной
Вдруг возникает крик в крови:
О, Боже, смилуйся над милой,
Пошли ей капельку любви!

Высшее счастье человека, хотя это и банально, в принесении радости другим людям.
Владимир Солоухин

В писательской манере Солоухина самое, пожалуй, интересное то, что ему как-то нет надобности дробить свое писательское «я», награждать частицами этого «я» своих героев или выдавать его за «я» какого-нибудь Петра Ивановича. Солоухин же никогда не прячется за своего литературного героя. Если он пишет, я – это значит: я, Владимир Солоухин.
Юрий Казаков

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературыВладимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня1924 г. в селе Алепине (ныне Собинского района Владимирской области) в крестьянской семье. Отец – Алексей Алексеевич Солоухин, мать – Степанида Ивановна Солоухина (в девичестве Чебурова). Владимир был десятым, последним ребенком.

Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструментальщик. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».

После службы в РККА (1942–1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Член КПСС с 1952. Был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия» (1958–1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 принял участие в осуждении романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

В своей публицистике конца 1950-х – начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства.

В начале 1960-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему – «Письма из Русского музея» (1966), «Чёрные доски» (1969) – встретили широкий общественный отклик.

Главная тема творчества Солоухина – русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). В них, стоя на монархических и православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение.

Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г. Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышления на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика.

Публичные выступления В. А. Солоухина времён «поздней перестройки» (конец 1980-х) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис – что они являются закономерным продолжением ленинской политики. Статья «Читая Ленина» вызвала жесткую критику даже со стороны соратников Солоухина по антикоммунистическому лагерю. Например, А. Собчак назвал эту статью «грубой подтасовкой» и «недобросовестной, односторонней критикой Ленина».

Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.

В 1990-е Солоухин испытал сильнейшее разочарование от перестройки, на которую сначала возлагал большие надежды. Был возмущен реформами (в частности, приватизацией), проводимыми правительством Ельцина – Гайдара – Чубайса, и категорически не принял новые демократические порядки.

Солоухин умер 4 апреля1997 г. в Москве. Отпевание прошло в Храме Христа-Спасителя в Москве. Владимир Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине.


Награды:

орден Трудового Красного Знамени
орден «Знак Почёта»
орден Дружбы народов

Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1979) – за повести и рассказы последних лет «Прекрасная Адыгене», «Трость», «Мёд на хлебе», «Барометр», «Варшавские этюды»

 

О  Солоухине

Делились впечатлениями, вспомнили не вполне удачный памятник на могиле Владимира Алексеевича и сошлись на том, что книги Солоухина – лучшая память о нем. Издавались книги хорошими тиражами, и в любой библиотеке их можно спрашивать. Читая Солоухина, испытываешь чувство, что пьешь из чистого родника.

Василий Песков

Талант позволяет Солоухину, дает ему смелость и, не побоюсь сказать, право писать о разных случаях из своей жизни так поэтично, так незамысловато, что щемит сердце от ощущения поэзии и правды, и жизнь человека и писателя Владимира Солоухина становится – как бы это поточнее сказать? – заразительной для его читателя.

Солоухин закладывает у себя в деревне сад, я читаю об этом и ловлю себя на том, что и мне уже хочется копать ямы, ездить в плодовые питомники, выбирать там молодые яблоньки.

Солоухин едет на зимнюю рыбалку – а я вдруг начинаю думать: «Где-то и у меня были валенки, ватные штаны, зимние удочки, надо бы съездить!»

Солоухин горюет – и мне горько.

Солоухин любит родину – мне хочется любить ее еще больше, чем я любил ее до прочтения его книг.

У Селинджера в его «Над пропастью во ржи» герой – мальчик Колфилд – всех писателей разделяет на тех, кому хочется позвонить и кому позвонить не хочется. «Вот Фолкнеру я бы позвонил!» – говорит он.

Владимир Солоухин как раз тот писатель, кому хочется позвонить. Хочется приехать к нему в деревню. Хочется посмотреть на жизнь, о которой он так хорошо пишет, на людей, которых он так любит.

Юрий Казаков

 

Владимир Солоухин был поистине трагической личностью. Настоящий художник и интеллигент всегда обречен пребывать в оппозиции к власть предержащим – это аксиома.

Инна Симонова

Солоухин о себе:

Не имея возможности похвастаться широтой и прямизной поэтического проспекта, на который вывели бы меня мои стихи, я могу сказать только, что я шел по земной, вьющейся меж деревьев и трав незамысловатой, но – хочется верить – своей тропе.

 

Цитаты:

Мир – не только руки, встретившиеся в рукопожатии, это даже не голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Мир – это пчела, сидящая на цветке.

У человека в жизни может быть два основных поведения: он либо катится, либо карабкается.

Банально, но, если прислушаться, самый зловещий из всех земных звуков – тиканье часов.


Отзывы на книги Владимира Солоухина


Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы«Смех за левым плечом»

До Солоухина (как, впрочем, и до любого классика) надо дорасти и дозреть. Иначе просто не проникнетесь. Тогда уж точно вы не пропустите многие замечательные моменты: проникновенные описания природы, нюансы и тонкости человеческой души. Просто песня.

Но к сожалению, не всё здесь оказалось выдержанным в таком вот лирически-философском ключе. В красивые картины русской природы и простой деревенской жизни прямо-таки грубо вторглись описания разных перегибов и переломов коллективизации, приведшей в конце концов к разрухе и упадку.

И получился вроде бы не плач по деревне, а нечто злободневное (90-е годы издания) и обличительное. Вот за это и снимаю звезду.

dakota565 (http://irecommend.ru/)

 

«Время собирать камни»

На мой взгляд, прочитать эту книгу нужно всем русским людям, это воистину великое повествование Владимира Алексеевича Солоухина о памятниках нашей старины, это и напоминание всем нам живущим ныне. Это только правда и ничего больше, к чему всегда и призывала исконно русская культура, наш соборный православный народ. Ведь с верою в нравственность людскую и жили наши праведные русские святые. И очень горестно осознавать, что в современном мире многое из исконно русской православной старины утрачено совсем… Очень хочется, чтобы Россия ответила своей всегдашней непредсказуемостью, и чтобы эта непредсказуемость была направлена на сохранение и величие своих исторических памятников и христианских истоков глубокой и всегда во все века праведной православной старины…

Анатолий Казаков (Журнал «Клаузура»)

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературыПройдя удаленную регистрацию в ЧОУНБ Вы сможете:

Заказать книги В. Солоухина в ЧОУНБ


Читать в ЛитРес В. Солоухин «Камешки на ладони»

 См. также телепроект Государственного интернет-канала «Россия»: Ежедневный урок. Владимир Солоухин


Материал подготовил Владислав Бочаров,
библиотекарь отдела электронных ресурсов


Наверх