Андрей Вознесенский

Литературный календарь     Андрей Вознесенский

Можно и не быть поэтом,
Но нельзя терпеть, пойми,
Как кричит полоска света,
Прищемленная дверьми!

Человек – это не то, что сделало из него время, а что сделал из себя он сам
Андрей Вознесенский

Литературный календарь, 12 маяВознесенский Андрей Андреевич - советский и российский поэт, публицист, художник. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно). Один из самых популярных поэтов-«шестидесятников».

«Отличительной чертой творчества Вознесенского критики называли экстравагантность сравнений и метафор в его поэзии, усложненность ритмической системы, использование звуковых эффектов, также они выделяли стремление поэта описать современного человека в понятиях и образах мировой цивилизации и способность говорить на любые темы. Отмечалось, что Вознесенским были великолепно освоены как роль эстрадного поэта, так и поэта-ученика Бориса Пастернака».

читать Пришвина  

Из биографии:

Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 г. в Москве, в семье гидроинженера. Начал писать стихи ещё в детстве. Определяющей для дальнейшего творчества стала встреча молодого поэта с Борисом Пастернаком, которому он отправил свои стихи в 1947 г. Сама встреча положила начало большой дружбе между поэтами. Успешно окончил Московский архитектурный институт в 1957 г. Впоследствии критики неоднократно отмечали особенность своеобразного «архитектурного» мышления поэта.

Литературный календарь, 12 мая «Игра, конструкция, архитектура – вот чем определяется поэт и художник, инсталлятор и изобретатель Андрей Вознесенский», – писала «Независимая газета» в дни празднования 75-летия поэта.

В 1958 г. появились первые публикации Вознесенского. А вышедшая в 1959 г. поэма «Мастера» сделала имя поэта всенародно известным.

В шестидесятые годы Вознесенский окончательно закрепился в статусе не только одного из лидеров «шестидесятников», но и как новый кумир молодежи. Этому немало способствовала активная концертная деятельность поэта – его выступления собирали до нескольких тысяч слушателей. Одновременно с этим у Вознесенского начали возникать трения с действующей властью. Его стихи то запрещали к публикации, то снова печатали. Апофеозом конфликта стало выступление генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в ходе встречи с советской интеллигенцией в декабре 1962 г., в ходе которого он обвинил Вознесенского «в пропаганде антисоветчины».

Несмотря на это, в 1960-е Вознесенский продолжал активно печататься, а также получил возможность выезжать за рубеж – во Францию, Германию – расширив географию своих выступлений.

Литературный календарь, 12 мая 2015 г.В 1964 г. был издан его сборник «Антимиры», в 1965 г. инсценированный в Театре на Таганке и ставший заметным явлением культурной жизни Москвы. В дальнейшем поэт опубликовал «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1970), «Взгляд» (1972), «Выпусти птицу!» (1974), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976, а в 1978 г. за него удостоен звания лауреата Государственной премии СССР), «Соблазн» (1978), «Избранная лирика» (1979), «Безотчетное» (1981).

В 1982 г. А. Вознесенский обратился к прозе, написав повесть «О», а в 1983 г. вышло собрание сочинений поэта в трех томах. Через год была издана книга «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», позднее – «Ров» (1986), «Аксиома Самоиска» (1990), «Видеомы» (1992; видеомами автор назвал свои работы в жанре визуальной поэзии, где стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями и пр., что дало критикам повод называть Вознесенского учеником не только Пастернака, но и последнего футуриста Семена Кирсанова), «Casino “Россия”» (1997), «На виртуальном ветру» (1998), «Страдивари сострадания» (1999), «Жуткий кризис “Суперстар”» (1999), «Гадание по книге» (1999), «Девочка с персингом» (1999) и др. В1993 г. журнал «Дружба народов» опубликовал безразмерный молитвенный сонет поэта «Россия воскресе». В 2006 г. издательство «Вагриус» выпустило собрание сочинений Андрея Вознесенского в семи томах, а в мае 2008 г. общественности была представлена книга «Рубанок носорога», в которой поэт обратился к темам и образам современной ему культуры.

Отдельную известность автору принесла первая рок-опера «Юнона и Авось», на долгие годы ставшая визитной карточкой театра «Ленком». Стихи поэта легли также в основу многих популярных эстрадных песен, таких как «Миллион алых роз», «Барабан», «Плачет девочка в автомате», «Вслед за мной на водных лыжах ты летишь…».

Поэт был удостоен множества званий и наград (кавалер Золотого почетного знака «Общественное признание», почетный член десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и ряда других, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также орденами «За заслуги перед Отечеством» III и II степени).

Жил и работал в Переделкино, по соседству с музеем Бориса Пастернака.

Скончался 1 июня 2010 года.


Из стихов Андрея Вознесенского

АНТИМИРЫ

Живет у нас сосед Букашкин,
в кальсонах цвета промокашки.
Но, как воздушные шары,
над ним горят
          Антимиры!

И в них магический, как демон,
Вселенной правит, возлежит
Антибукашкин, академик
и щупает Лоллобриджид. 

Но грезятся Антибукашкину
виденья цвета промокашки.

Да здравствуют Антимиры!
Фантасты – посреди муры.
Без глупых не было бы умных,
оазисов – без Каракумов.

Нет женщин – есть антимужчины,
в лесах ревут антимашины.
Есть соль земли. Есть сор земли.
Но сохнет сокол без змеи.

Люблю я критиков моих.
На шее одного из них,
благоуханна и гола,
сияет антиголова!..

...Я сплю с окошками открытыми,
а где-то свищет звездопад,
и небоскребы сталактитами
на брюхе глобуса висят.

И подо мной вниз головой,
вонзившись вилкой в шар земной,
беспечный, милый мотылек,
живешь ты, мой антимирок!

Зачем среди ночной поры
встречаются антимиры?

Зачем они вдвоем сидят
и в телевизоры глядят?

Им не понять и пары фраз.
Их первый раз – последний раз!

Сидят, забывши про бонтон,
ведь будут мучиться потом!

И уши красные горят,
как будто бабочки сидят...

...Знакомый лектор мне вчера
сказал: "Антимиры? Мура!"

Я сплю, ворочаюсь спросонок,
наверно, прав научный хмырь.

Мой кот, как радиоприемник,
зеленым глазом ловит мир.


ГОЙЯ

Я – Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
                             слетая на поле нагое.

Я – Горе.

Я – голос
Войны, городов головни
                   на снегу сорок первого года. 

Я – Голод. 

Я – горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
                             било над площадью голой...

Я – Гойя! 

О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад –
                             я пепел незваного гостя!

И в мемориальное небо вбил крепкие звезды –
Как гвозди.

Я – Гойя.

 

* * *

Есть русская интеллигенция.
Вы думали – нет? Есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь.

Есть в Рихтере и Аверинцеве
земских врачей черты –
постольку интеллигенция,
постольку они честны.

«Нет пороков в своем отечестве».
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
зато и пророки есть.

Такие, как вне коррозии,
ноздрей петербуржской вздет,
Николай Александрович Козырев –
небесный интеллигент.

Он не замечает карманников.
Явился он в мир стереть
второй закон термодинамики
и с ним тепловую смерть.

Когда он читает лекции,
над кафедрой, бритый весь –
он истой интеллигенции
указующий в небо перст.

Воюет с извечной дурью,
для подвига рождена,
отечественная литература –
отечественная война.

Какое призванье лестное
служить ей, отдавши честь:
«Есть, русская интеллигенция!
Есть!»

 

Читайте в Публичке!

читать Пришвина  

* Для чтения книг из библиотеки ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

 Материал подготовил Владислав Бочаров,
библиотекарь отдела электронных ресурсов