Андрей Битов

Литературный календарь ЧОУНБ 2015 май                     Андрей Битов


«Полагаю, что я профессионал. Потому что я чудовищно не люблю писать».

                                                                                       Андрей Битов

«Битов открыл новую область исследования, при этом обнаружив абсолютный уровень в слове. Но главное, не в обиду будет сказано другим замечательным писателям, Андрей Битов – умный человек, а это редко бывает. В литературе, мне кажется, умных людей гораздо меньше, чем людей талантливых. Даже читая его не вполне удачные произведения, ты чувствуешь, что общаешься с умным человеком. Это очень лестно для читателя, это просто незаменимо».

Юрий Карабчиевский

Литературный календарь ЧОУНБ 27 мая 2015Андрей Георгиевич Битов – советский и российский писатель. Один из основателей постмодернизма в русской литературе.

Родился 27 мая 1937 г. в Ленинграде в семье архитектора. Потомственный петербуржец.

Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 г. в Ленинградский горный институт на геологоразведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.

В 1957 г. сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения Андрея  Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 г. ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 г. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 г. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в1963 г. в Ленинграде. С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 г. он был принят в Союз писателей СССР.

В 1965–1967 гг. он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве.

1973–1974 гг. были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.

В 1967 г. в Москве вышла первая книга – «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976). Однако самую громкую славу писателю принес «Пушкинский дом». Андрей Битов начал писать роман в 1964 г. под впечатлением от суда над Иосифом Бродским, когда казалось, что эпоха «оттепели» уже заканчивается. Сначала это был даже не роман, а рассказ под названием «Аут» (соответствует третьему разделу). Когда рассказ разросся до романа, Битов решил сменить название. Постепенно он пришёл к нынешнему названию – «Пушкинский дом». В приложении к третьему разделу название объясняется так: «…и русская литература, и Петербург (Ленинград), и Россия, – всё это, так или иначе, ПУШКИНСКИЙ ДОМ без его курчавого постояльца». У автора было и несколько вариантов подзаголовка: роман-наказание, филологический роман, Ленинградский роман, две версии, поэма о мелком хулиганстве.

Роман был закончен в 1971 г. и расходился в самиздате. Впервые он был опубликован в1978 г. в американском издательстве «Ардис». Зарубежная публикация (и участие в альманахе «Метрополь») фактически закрыли для Битова возможность что-либо печатать в СССР.

Только во время перестройки снова начали выходить его книги. «Пушкинский дом» был напечатан в журнале «Новый мир», в трёх последних номерах 1987 г. В 1989 вышло книжное издание, которое завершалось «Комментариями». В них Битов признаётся, что на роман больше всего повлияло творчество трёх писателей: Пруста, Достоевского и Набокова. После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 г. в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 г. он практически не печатался до прихода к власти М. С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена. В 1986 г. были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 г. вышел роман «Улетающий Монахов». Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.

С 1978 г. у писателя началась жизнь на два города – Москву и Ленинград. Он считает себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 г. постоянные переезды: Москва – Ленинград – заграница. В 1992–1993 гг. в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в1996 г.

С осени1986 г. Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).

С 1988 г. А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 г. – он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 г. он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А. Эфрос), в1967 г. был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой».

В 1990 г. Андрей Битов стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 г. ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов». В 1997 г. он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»).

А. Битов – лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А. Битов – Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.

В 1998 г. выходит книга «Неизбежность ненаписанного» – первая  попытка творческой автобиографии автора. «При том, что более половины написано мною от Я (а может, и потому), я всегда проваливался с попыткой вести дневник, засесть за мемуары, автобиографию или исповедь», – признается автор. Но «Неизбежность ненаписанного» – именно автобиография, в самом конкретном и точном значении этого слова. Из созданного за сорок с лишним лет писатель выбрал то, что написано им о себе – и написано с беспощадной откровенностью. Многое публикуется впервые; с некоторыми текстами читатель уже знаком, но в этой книге, имеющей подзаголовок «Годовые кольца», они открываются совершенно по-новому – как исповедь.

В 2014 г. А. Битов был удостоен  премии правительства Российской Федерации за книгу «Империя в четырех измерениях».

Что касается свободного времени, А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге – к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке – к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А. С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998–1999 гг. Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример – памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу – в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 г. неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадуллина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Юрий Рост, Александр Великанов, Владимир Тарасов и др.). По словам Андрея Битова, вся его жизнь – это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».

Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Цитаты:

Я профессиональный бродяга и откупался от своих детей — а это грех. Я доставал им средства к существованию, а вот их воспитанием не занимался. Мой сын уже нарожал троих, и я уважаю его — он занимается детьми, а это и есть назначение. А я обменял это назначение на литературу. Не уверен, что одно другого стоит, но время покажет.

Лень — это мать качества. Ленивые русские — такие же перфекционисты, как немцы.

Черновики должны оставаться в голове. Поэтому у меня нет правок.

Все гениальные русские романы — не вполне романы, а черт знает что. «Евгений Онегин» — роман в стихах. «Мертвые души» — поэма. «Герой нашего времени» — роман в новеллах. Это каждый раз, как рождение жанра.

Я рассматриваю литературу как память нашего вида — иначе мы бы и не запомнили, кто мы есть.

Успешность – ничего не значит. Поэтому я не верю, честно говоря, и в профессию в литературе. Русская литература до сих пор была непрофессиональной. Ей достаточно было быть гениальной. Сейчас возникает профессиональная литература, она есть уже. И есть успешные авторы. Но это другая область. Я не знаю, как сравнивать хлеб и вино, которое употребляли ученики Иисуса на Тайной Вечере, с тем хлебом и вином, которое мы покупаем в соседнем магазине. Но когда действительно настоящий литературный текст переломишь, как хлеб, из него потечет кровь. Почему-то такое бывает. И что-то делается с душой человека, который этот хлеб вкушает.

 

Цитаты из  романа «Пушкинский дом»:

По-видимому, умными тебе кажутся те люди, которые говорят то, что недавно ты понял за умное, а глупыми - те, кто говорит еще то, что ты недавно уценил как неумное.

Мы привыкли думать, что судьба превратна и мы никогда не имеем того, чего хотим. На самом деле все мы получаем свое — и в этом самое страшное...

Ах, самые сильные чувства пробуждаются в нас, когда нам говорят в лицо то, что мы сами-то прекрасно знаем.

Вот отечественная иррадиация: вполне имея от чего страдать, страдать не от того.

Стиль есть отпечаток души столь же точный, столь же единичный, как отпечаток пальца есть паспорт преступника.

Андрею Георгиевичу Битову – 78 лет. В это невозможно поверить: вот уж писатель, который никогда не воспринимался молодыми поколениями «стариком»! С другой стороны, уже лет тридцать назад он стал «легендой». Его роман «Пушкинский дом», несомненно, легендарная, культовая вещь. Это и история русской интеллигенции, и, по мнению филологов, роман-предтеча русского постмодерна, заявившего о себе в 90-е годы. Его «Уроки Армении», возможно, лучшее, что было когда-либо написано культурным представителем одного народа о другом народе. Его рассказы и эссе – это и классика жанров, и полная революция в них. Но иногда его нужно не читать, а просто слушать. Это ведь тоже своего рода «тексты» и своего рода литература. Сложная, неожиданная и всегда сокрушительно небанальная. Как все, что делает этот человек.

                                                                                 Екатерина Варкан, журналист

Заказать книги в ЧОУНБ  

Читать в ЛитРес* 

* Для чтения книг из библиотеки ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. 

Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Нет времени читать - слушайте книги!


Материал подготовил Владислав Бочаров,
библиотекарь отдела электронных ресурсов

Наверх