Михаил Булгаков

Литературный календарь      Михаил Булгаков

 Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует.

                                          Михаил Булгаков («Театральный роман»)

Литературный календарь 2015, 15 мая Михаил БулгаковМихаил Афанасьевич Булгаков вошел в мировую литературу прежде всего как автор романа «Мастер и Маргарита», который считается одним из лучших романов двадцатого столетия. Это произведение также называется «главным» в творческом наследии Булгакова – «философским кредо» автора.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая1891 г. в семье доцента (с 1902 – профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве – Покровской) на Воздвиженской улице, 28[1] в Киеве. В семье было семеро детей.

Семейные традиции переданы Булгаковым в романе «Белая гвардия» (1924) в изображении уклада дома Турбиных. В 1909, по окончании лучшей в Киеве гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916, получив диплом, работал врачом в селе Никольское Смоленской губернии, затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет легли в основу цикла рассказов «Записки юного врача» (1925–1926).

Еще студентом Булгаков начал писать прозу, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. По воспоминаниям сестры, в 1912 он показывал ей рассказ о белой горячке. После Октябрьской революции 1917 Булгаков вместе с женой Т. Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений (рассказ «Я убил», 1926 и др., роман «Белая гвардия»). Выполняя обязанности врача, Булгаков продолжал писать. В 1924 в Автобиографии он написал: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов».

Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой армией. Попытка выбраться из Советской России морем, через Батум, также не увенчалась успехом. Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на жизнь театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами (которые впоследствии уничтожил). В 1921 Булгаков приехал в Москву. Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. Произведения разных жанров публиковал в газете «Накануне», выходившей в Берлине. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей – И. Бабелем, И. Ильфом и Е. Петровым, В. Катаевым, Ю. Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах» (1923), которая не была издана при жизни писателя. Своеобразным ее продолжением явилась повесть «Дьяволиада» (1925), действие которой происходит в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов. В Москве происходит действие и других повестей Булгакова, написанных в эти годы, – «Роковые яйца» (1925) и «Собачье сердце» (1925, опубликована в 1968).

В 1925 Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия» (неполный вариант), работу над которым начал еще во Владикавказе. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве (в романе – «Город»), показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. В год публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, сюжетно и тематически связанной с «Белой гвардией» и получившей впоследствии название «Дни Турбиных» (1926). Процесс ее создания описан автором в «Театральном романе» («Записки покойника», 1937). Спектакль «Дни Турбиных», премьера которого состоялась в 1926 во МХАТе, имел огромный успех у зрителей и был поставлен в общей сложности 987 раз. Вскоре после «Дней Турбиных» Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х – «Зойкина квартира» (1926, шла на московской сцене два года), «Багровый остров» (1927, снята с репертуара после нескольких спектаклей) и драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег» (1928). В конце 1920-х Булгаков подвергался нападкам официальной критики. В начале 1930-х на сцене МХАТа шла только его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя; пьеса о «Мольере Кабала святош» (1930–1936) некоторое время шла в «исправленном» варианте, а затем тоже была запрещена.

В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. Но произведения писателя по-прежнему не публиковались. В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В это же время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929. Первоначальный вариант (по собственному определению писателя, «роман о дьяволе») был уничтожен им в 1930. В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название «Мастер и Маргарита». В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене, Елене Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя. За годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством ассоциаций – в первую очередь, с «Фаустом» Гете, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны – «Воланд». Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» – произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Булгаков пытался опубликовать роман, но только лишь после смерти писателя в 1967 роман появился в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием. Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов.

Михаила Булгакова не стало 10 марта 1940. Он скончался в  Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Для художника нет большего несчастья, чем забвение. Непризнанный при жизни, отвергнутый, преданный опале, Булгаков стал поистине народным писателем после смерти. Раз и навсегда, победив ее. 
Его пьесы не ставились в театрах (один театр не в счет). Его книги не издавались.
«Роковые яйца» были изданы только в 1987.
«Театральный роман» в 1960.
«Мастер и Маргарита» в 1966.
«Собачье сердце» только в годы перестройки.
От 25 до 50 лет потребовалось произведениям Мастера, чтобы пробиться к своему читателю, сквозь вереницу нескончаемых Шариковых и Швондеров.

Булгаков Михаил, Литературный календарь, 15 мая
Литературный календарь, 15 мая Михаил Булгаков Литературный календарь, 15 мая Михаил Булгаков Литературный календарь, 15 мая Михаил Булгаков

 

Произведения Булгакова нашли свои многочисленные воплощения не только в театре, но и кинематографе. От классических советских экранизаций («Иван Васильевич меняет профессию» – художественный фильм по мотивам пьесы «Иван Васильевич», СССР, 1973; «Собачье сердце» – художественный фильм, СССР, 1988)   до современных («Мастер и Маргарита» – телесериал, Россия, 2005; в том числе и зарубежных «A Young Doctor's Notebook» – телесериал, Великобритания, 2012).

Цитаты:

Рукописи не горят.

Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

И боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет.

Театр – это храм!

Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.

Заказать книги в ЧОУНБ (забронировать)

Читать в ЛитРес*

 

Читать

   

Читать

   

 Читать

   

Читать

 

* Для чтения книг из библиотеки ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. 

Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.
 

Нет времени читать - слушайте книги!

 

 Материал подготовил Владислав Бочаров,
библиотекарь отдела электронных ресурсов

Наверх