Константин Паустовский

Литературный календарь ЧОУНБ 2015 май     Константин Паустовский

«Почему так любят Паустовского? Почему его книги неизменно вызывают чувство нежности, глубокой симпатии? Почему радостное волнение вспыхивает в любой аудитории, едва упоминается это имя? Можно по-разному ответить на этот вопрос: его любят потому, что его произведения выразительны, полны чистоты. Его любят потому, что он – художник с головы до ног, он артистичен, изящен. Его любят потому, что его книги интересуют всех, потому, что по каждой строке, по каждой странице видно, что ему самому необычайно интересно писать – и это мгновенно передается читателю…»
Валентин Каверин

Литературный календарь ЧОУНБ 2015 г.Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – советский писатель, классик русской литературы XX века, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров. Для Паустовского характерно лирическое восприятие действительности, тонкость художественной манеры. Он большой мастер слова, чуткий интеллигентный художник и мудрец. 

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Из биографии

Жизненные университеты

К. Г. Паустовский родился 19 (31) мая в Москве в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика, но, несмотря на профессию, неисправимого мечтателя. В семье любили театр, много пели, играли на рояле. Его семья несколько раз переезжала с места на место, сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. По словам самого писателя, частыми переездами семья была обязана неуживчивому характеру отца.

Константин Паустовский учился в Киевской классической гимназии, где были хорошие учителя русской словесности, истории, психологии. Много читал, писал стихи. После развода родителей должен был сам зарабатывать себе на жизнь и ученье, перебивался репетиторством. По окончании гимназии в 1912 г. он поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет, затем перевелся в Московский университет, на юридический факультет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В1915 г. с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. После гибели двух его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть «Романтики», которая вышла в свет только в 1930-х в Москве.

После начала Февральской революции он уехал в Москву, стал работать репортером в газетах, оказавшись свидетелем всех событий в Москве в дни Октябрьской революции. Революция, которую писатель принял радостно, быстро рассеяла первоначальный романтический восторг. Все прекраснодушные мечты писателя о свободе и справедливости, о невиданных возможностях для духовного роста личности и преобразования общества столкнулись с суровой реальностью насилия и деградации прежней культуры, разрухи и энтропии человеческих отношений, которые Паустовский, по свидетельству мемуаристов, сам мягкий, отзывчивый, старомодно интеллигентный, мечтал видеть совсем иными.

Во время гражданской войны Паустовский бежал на Украину, где был призван в петлюровскую армию. Вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира и полк расформировали. Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк». В этот период Паустовский подружился с И. Бабелем, о котором позже оставил подробные воспоминания. Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. В 1923 г. Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься. В 1930-е гг. Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и др., много путешествовал по стране. Многие впечатления этих поездок воплотились в художественных произведениях. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил Паустовский.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом ТАСС на Южном Фронте, публиковался во фронтовых газетах.

В послевоенные годы жизнь и творчество Паустовского были тесно связаны с Тарусой – городком на Оке, где он прожил более двадцати лет и завещал там себя похоронить. «Я не променяю среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара, – писал Константин Паустовский. – Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску – на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».

В середине 50-х гг. Константин Георгиевич становится писателем с мировым именем, признание его таланта выходит за границы родной страны. Писатель получает возможность отправиться в путешествие по всему континенту, и он с удовольствием ею пользуется, побывав в Польше, Турции, Болгарии, Чехословакии, Швеции, Греции и др. В 1965 г. довольно длительный срок проживал на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950–1960-х гг.: «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и др. 
В 1965 г. писатель был вероятным кандидатом на Нобелевскую Премию по литературе, которая досталась, в конце концов, М. А. Шолохову. Паустовский награжден орденом Ленина, двумя другими орденами и медалями.

Литературный календарь ЧОУНБ май 2015 г.Скончался Константин Георгиевич Паустовский 14 июля 1968 года в Москве, похоронен на кладбище Тарусы.

24 августа 2012 г. был торжественно открыт памятник писателю на берегу Оки в Тарусе, созданный скульптором Вадимом Церковниковым по фотографиям Константина Георгиевича, на которых он изображен со своей любимой собакой.

Страницы творчества

Первый рассказ Паустовского «На воде», написанный в последний год учебы в гимназии, был опубликован в киевском журнале «Огни» в 1912 г. Профессиональным писателем  Паустовский становится с выходом в 1929 г. его романа «Блистающие облака»,  в котором детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. Писатель начинал как романтик. Большое влияние на его творчество оказал А. Грин. Многие ранние сочинения писателя отмечены экзотикой, туманной дымкой таинственности и фантастикой. Герои Паустовского тех лет далеки от жизни. Много позже одной из ведущих тем писателя становится тема природы, ее красоты, ее величия, а также ее преобразования. 

Постранствовав по стране, повидав смерти и страдания, сменив ряд профессий, Паустовский, тем не менее, остался верен романтике – как и прежде, он мечтал о жизни возвышенной и яркой, а поэзию считал жизнью, доведенной до полного выражения.

Известность Паустовскому принесла повесть «Кара-Бугаз», которую он написал во время поездки в Ливны летом 1931 г. В повести – о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспийского моря – романтика претворяется в борьбу с пустыней: человек, покоряя землю, стремится перерасти себя. Писатель сочетает в повести художественно-изобразительное начало с остросюжетностью, научно-популяризаторские цели с художественным осмыслением разных людских судеб, столкнувшихся в борьбе за оживление бесплодной, иссушенной земли. Снятый по повести в 1935 г. режиссером Александром Разумным одноименный фильм  по политическим мотивам не был допущен в прокат.

В 1930-е гг. Паустовский написал разнообразные по тематике повести «Судьба Шарля Лонсевиля», «Колхида», «Черное море», «Созвездие гончих псов», «Северная повесть» и др.

Но больше всего писателя притягивало творческое начало в личности. Поэтому многие наиболее близкие автору герои – именно творцы: художники, поэты, писатели, композиторы... Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Повесть о лесах», «Золотая роза» – повесть о литературе, о «прекрасной сущности писательского труда».  Драма творческой личности, как показывает Паустовский, связана с особой чувствительностью художника к любому нестроению жизни, к ее равнодушию, она – оборотная сторона обостренного восприятия ее красоты и глубины, тоски по гармонии и совершенству.

Многие герои книг писателя – странники. Странничество для Паустовского по-своему  тоже творчество: человек в соприкосновении с незнакомыми местами и новой, дотоле неведомой красотой открывает и в себе неведомые ранее пласты чувств и мыслей.

Особое место в  творчестве Паустовского занимает Мещерский край. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей». Среднерусская глубинка стала для писателя местом своеобразной «эмиграции», творческим – а возможно, и физическим – спасением в период сталинских репрессий.

В последние годы жизни Паустовский работал над большой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни» (1943–1963), состоящей из шести книг: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний». Эта эпопея является своеобразной историей поиска автором-героем самого себя, смысла жизни, наиболее полнокровных связей с миром, обществом, природой. Она охватывает период от 1890-х до 1920-х гг. Именно здесь писатель находит оптимальный для себя синтез наиболее близких ему жанров и художественных средств – новелла, эссе, лирическое отступление и т. д. История здесь проникнута глубоко личным, выстраданным чувством, сконцентрирована обычно вокруг творчества и нравственных исканий личности.

К. Г. Паустовский заслужил высокую оценку своего творчества, данную виднейшими деятелями и писателями нашей эпохи. Многие его произведения переведены на немецкий, французский и английский языки. Творчество писателя оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой «школе лирической прозы», – Ю. Казакова, С. Антонова, В. Солоухина, В. Конецкого и др.

Современники о К. Г. Паустовском

Паустовского очень любили и ценили его современники.

Композитор Дмитрий Шостакович признавался, что многие его произведения были навеяны чтением Паустовского. Шагинян приводит слова Шостаковича в одном из писем к ней: «Ни у кого из современников нет такого духовного, тонкого и проникновенного слияния с природой, с родиной, как у Паустовского».

Журналист Валерий Дружбинский, работавший у К. Паустовского литературным секретарем в 1965–1968 гг., вспоминает: «Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времен и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой».

Поэт Борис Чичибабин писал о Паустовском: «Он отворачивался, отстранялся от всего злого, жестокого, безобразного и писал только о прекрасном, о вечном, о Добре. Это нужно очень, поверьте мне, что это очень нужно: нам не хватает такого писателя; я как-то сказал, что он самый первый, самый главный последователь Пушкина...»   

Русский писатель Владимир Солоухин отмечал: «Творчество Паустовского само по себе есть проявление огромной, неистребимой любви к русской земле, к русской природе».

               

Интересный факт!

Уже далеко не молодая, всемирно известная американская киноактриса Марлен Дитрих давала концерт в Москве. Перед приездом в Москву она прочла в переводе на английский язык грустную повесть Паустовского «Телеграмма». Эта повесть так ее потрясла, что ей захотелось встретиться с автором. Константин Георгиевич находился в больнице, но не смог отказать во встрече Марлен Дитрих. Его привезли в концертный зал во время выступления артистки и попросили подняться на сцену.

Увидав Паустовского, Марлен Дитрих взяла его за руки и опустилась перед ним на колени. Константин Георгиевич был ужасно смущен, пытался поднять ее с колен, а она говорила ему слова благодарности за те чувства, которые она испытала, читая его повесть. Позже она познакомилась с переводом его «Повести о жизни». Подарила ему свою фотографию.

Литературный календарь ЧОУНБ май 2015Читайте в Публичке!

       Паустовский, К. Г. Собрание сочинений : в 8 т. / К. Г. Паустовский. – Москва : Художеств. лит., 1967–1970.

      В собрание сочинений вошли все известные произведения писателя.

         Т. 1: Романы и повести. – 1967. – 631 с., 1 л. портр.

         Содерж.: «Романтики» ; «Блистающие облака» ; «Кара-Бугаз» ; «Колхида».
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак П 213; Инв. Д-166065

        Т. 2: Романы и повести. – 1967. – 560 с.

         Содерж.: «Черное море» ; «Северная повесть» ; «Дым Отечества».
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак П 213; Инв. Д-180279

 

       Т. 3: Повести. – 1967. – 528 с.

         Содерж.: «Повесть о лесах» ; «Героический юго-восток» ; «Золотая роза».
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак П 213; Инв. Д-192711

        Т. 4: Повесть о жизни. Далекие годы ; Беспокойная юность ; Начало неведомого века. – 1968. – 712 с.

Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак П 213; Инв. Д-205385

        Т. 5: Повесть о жизни. Время больших ожиданий ; Бросок на юг ; Книга скитаний. – 1968. – 576 с.

Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак П 213; Инв. Д-221194

      Т. 6: Маленькие повести. Рассказы. 1922–1940. – 1969. – 559 с.

     В шестой том собрания сочинений вошли маленькие повести и рассказы 1922–1940 гг.
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак П 213; Инв. К-7214

      Т. 7: Пьесы. Рассказы. Сказки. – 1969. – 607 с.

      В седьмой том собрания сочинений вошли пьесы, рассказы, сказки 1941–1966 гг.
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак П 213; Инв. К-16951

     Т. 8: Литературные портреты. Очерки. Заметки.

1970. – 1970. – 448 с.

   Место хр. КХ; Шифр 84Р6; Авт. знак П 213; Инв. К-38571


Афоризмы Паустовского

- Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

- Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше этих самых дней.

- Не  будем говорить о любви, потому мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть это густой снег, падающий всю ночь, или зимние ручьи, где плещется форель. Или это смех, и пение, и запах старой смолы перед рассветом, когда догорают свечи и звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах. Кто знает? Может быть, это мужские слезы о том, чего некогда ожидало сердце: о нежности, о ласке, несвязном шепоте среди лесных ночей. Может быть, это возвращение детства. Кто знает?

- Берегите любовь, как драгоценнейшую вещь. Один раз плохо обойдетесь с любовью, так и последующая будет у вас обязательно с изъяном.

- Глубочайшим образом люблю природу, силу человеческого духа и настоящую человеческую мечту. А она никогда не бывает крикливой… Никогда! Чем больше ее любишь, тем глубже прячешь в сердце, тем сильнее ее бережешь.

- Иногда мне хочется встретить собеседника, с которым можно, не стесняясь, поговорить о таких вещах, как эдельвейсы или запах кипарисовых шишек.

 

 Читать в ЛитРес*

* Для чтения книг из библиотеки ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. 

Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО

Наверх