Захар Прилепин «Обитель»

Литературный календарь ЧОУНБ 2015 май     Захар Прилепин

     «Обитель»

Литературный календарь ЧОУНБ май 2015

Они думают, что, если переименовать мир – мир изменится. Но если вас назвать не Андрей, а, скажем, Серафим – станете ли вы другим человеком?

Захар Прилепин – прозаик, публицист, музыкант, обладатель премий «Национальный бестселлер», «СуперНацБест» и «Ясная Поляна». Известность ему принесли романы «Патологии» (о войне в Чечне) и «Санькя» (о молодых нацболах), «пацанские» рассказы – «Грех» и «Ботинки, полные горячей водкой». В романе «Обитель» писатель обращается к другому времени и другому опыту. Соловки, конец двадцатых годов. Широкое полотно босховского размаха, с десятками персонажей, с отчетливыми следами прошлого и отблесками гроз будущего – и целая жизнь, уместившаяся в одну осень. Молодой человек двадцати семи лет от роду, оказавшийся в лагере. Величественная природа – и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Трагическая история одной любви – и история всей страны с ее болью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале.

(АСТ)

Опубликованный в 2014 г. в издательстве «АСТ» роман в том же году был удостоен премии «Большая книга».

Цитаты:

Беспристрастное прочтение русской литературы, написанной, между прочим, как правило, дворянством, подарит нам одно, но очень твердое знание: «Мужик - он тоже человек!». Самое главное слово здесь какое? Нет, не «человек»! Самое главное слово здесь – «тоже»! Русский писатель – дворянин, аристократ, гений – вошёл в русский мир, как входят в зверинец! И сердце его заплакало.

В Москве солнце заходит – как остывший самовар унесли. В Питере – как петровский пятак за рукав спрятали. В Одессе – как зайца на барабане прокатили... В Астрахани – закат такой, словно красную рыбу жарят. В Архангельске – как мороженой рыбой угощали, да мимо пронесли. В Рязани – как муравьями поеденная колода. В Риге – будто таблетку под язык положили.

Слова... Они шелестели, как опадающая листва. С порывом сквозняка слова взлетали под своды и снова тихо кружили. Всякое слово можно было поймать на ладонь. Если слово попадало в луч света, видна была его тончайшая, в голубых прожилках, плоть.

Истина  то, что помнится.

Как же люди могут полюбить Бога, если он один знает всё про твою подлость, твоё воровство, твой грех? Мы же всех ненавидим, кто знает о нас дурное?

Вы читали сказки и рассказы, которые Лев Толстой сочинял для этого... как его?.. для народа? Если бы самому Толстому в детстве читали такие сказки – из него даже Надсон не вырос бы!

Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел.

 

Роман Захара Прилепина читается как абсолютно сегодняшняя хроника. Хроника загнанного сознания и очень актуальна мысль, которая главная в этом романе, по-моему. Сейчас нельзя быть просто человеком, сейчас надо быть или безумцем, или полубогом, потому что человека раздавят, растопчут, превратят в подобие какое-то. В гусеницу. Там замечательный лейтмотив.

Дмитрий Быков

Мощный, прямо-таки неожиданный, какой-то лев-толстовский по силе изобразительный талант автора с лихвой, с запасом крест-накрест перекрывает условности композиционной конструкции.

Прилепин заставляет вспомнить, в чём заключается мастерство художника слова. Это не когда приятно сделали тебе. Это когда тебя заставили поверить. Бах – и ты уже на полу лежишь. А как падал – не помнишь. Вот это и называется «художественная убедительность».

Лев Пирогов

Новый роман Прилепина «Обитель» с большим запасом компенсирует все выданные ему ранее авансы без малейших сомнений и перемещая его в главные писатели современности, куда-то ошую от Водолазкина, одесную от Шишкина… И дело тут совершенно не в политических взглядах и не в брутальной маскулинности, а в вещах сугубо практических, простых и измеримых – литературной одаренности и масштабе личности.

Галина Юзефович

Несмотря на пронизанность христианскими мотивами, «Обитель» повествует отнюдь не об обретении веры. Перед нами не богоискательство, а отстранённое богосозерцательство. Острое осознание незримого присутствия Бога, растворения во всём божественного начала при полном его неприятии и нераскаянии. «Обитель» — самая большая книга Прилепина, но это автоматически не делает её самой крупной, как того хотелось бы. В попытке художественного осмысления событий без малого вековой давности он отходит от образа злободневного «пацанского писателя», дюжего бритоголового молодца в камуфляже и берцах.

Александр Свирилин

Слежу за творчеством писателя около 10 лет и считаю, что это (надеюсь, пока) – лучшая его книга. Никакого ощущения затянутости, ненужности каких-либо эпизодов на протяжении всех 750 страниц текста. Читается на одном дыхании, при этом навязчивого, чересчур напряженного «экшена» я тоже не заметила. Что очень приятно, отсутствуют и некоторые шероховатости языка, которые, что ни говори, порой встречаются в прилепинских произведениях крупных форм. И – самое главное –действительно, никаких ассоциаций с романами Солженицына или Е. Гинзбург, которых я, безусловно, ожидала.

Марина Хопина

Заказать книги в ЧОУНБ  Читать в ЛитРес*

* Для чтения книг из библиотеки ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. 

Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Нет времени читать - слушайте книги!

Материал подготовил Владислав Бочаров,

библиотекарь отдела электронных ресурсов.


Наверх