Александр Блок

Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Блок     Александр Блок

Твой взгляд – да будет тверд и ясен.Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Блок
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, – поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
Александр Блок

Александр Александрович Блок (1880–1921) – величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей Серебряного века русской литературы.  Его называют поэтом исторического рубежа, великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Блок явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Анна Андреевна Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха». В своем творчестве поэт отражает существенные черты этой бурной, переломной эпохи.Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Блок

Испепеляющие годы!
Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.

Блок наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений – символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества поэт вышел далеко за пределы символистической доктрины, но оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая тревоги своего времени. Среди русской лирической поэзии стихи Александра Блока занимают особое, только ему принадлежащее, выдающееся место. Лирика поэта – явление уникальное. Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Лирический стиль Блока – не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей. Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Фрагменты биографии и творчества Александра Блока

Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр БлокРодилсяАлександр Блок 16 (28) ноября 1880 г. в Петербурге в интеллигентной семье. Его отец, Александр Львович Блок, был юристом, профессором права. Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр БлокМать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова, профессионально занималась переводами. Она была первым воспитателем и другом сына, навсегда сохранившего привязанность к ней. Однако вскоре после рождения сына родители разошлись, и мальчик воспитывался в семье своего деда – известного ботаника А. Н. Бекетова, некоторое время бывшего ректором Петербургского университета. Это была семья высокой культуры, где практически все занимались литературной деятельностью, переводили, сочиняли, писали стихи. Детство будущего поэта прошло – в «старинной дворянской атмосфере с литературными вкусами», научными интересами и гуманистическими идеалами. Мальчик был воспитан на стихах А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Я. П. Полонского А. А. Фета, А. Н. Апухтина и Аполлона Григорьева. Сочинять сам он начал очень рано, «чуть ли не с пяти лет», издавал детские рукописные журналы, в юношеские годы участвовал в любительских спектаклях в подмосковном имении Бекетовых Шахматове, где проводил ежегодно все летние месяцы.

В 1889 г. мать Блока вторично вышла замуж. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга. Тогда же Блока отдали в гимназию, после окончания которой в 1898 г. он по собственным словам «довольно безотчетно» поступил на юридический факультет Петеpбуpгского университета. Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, Блок перевелся на славяно-pусское отделение историко-филологического факультета, которое и окончил в 1906 г. На годы учебы в университете пришелся период становления Блока как художника, осознание им своего жизненного призвания.

В университете Блок познакомился со своей будущей женой Л. Д. Менделеевой (1881–1939), дочерью известного химика Д. И. Менделеева. Девушка произвела на Блока огромное впечатление. Именно ее он стал считать олицетворенным образом Вечной Женственности и Прекрасной Дамой – притом, что реальный роман влюбленных протекал довольно драматично. Вдохновленный любовью к будущей супруге, за 1901–1902 гг. Блок написал более восьми десятков стихотворений. В августе 1903 г. состоялось бракосочетание и венчание Александра Блока и Любови Менделеевой. Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр БлокИх брак был достаточно сложным и претерпел немало от увлечений обоих супругов. Особенно напряженная обстановка в семье складывалась в первые годы брака. Молодые супруги принадлежали к передовой, богемной молодежи. Необходимость подчиняться требованиям, присущим той или иной группировке молодых литераторов, музыкантов, актеров, к которым принадлежали Александр Блок и Любовь Менделеева, неоднократно ставит их семейный союз на грань разрыва. Вся эта нестабильность и нечистоплотность личной жизни отрицательно скажутся на здоровье поэта. Они существенно сократят его земной путь, хотя в истории русской культуры имя Любови Дмитриевны навсегда останется как прообраз Прекрасной Дамы, которой великий поэт посвятил один из лучших в русской поэзии цикл стихов о любви. 

В начале 1900-х гг. поэт постоянно вращается в самой передовой литературно-театральной среде. В 1901 г. А. Блок сближается с А. Белым, отношения между поэтами на протяжении долгих лет будут сложными и противоречивыми. Весна 1902 г. принесла поэту знакомство с Д. Мережковским и З. Гиппиус, влияние которых на Блока, его творческую биографию оказалось поистине огромным. В 1903 г. в журнале «Новый путь», который они издавали, Блок впервые предстал перед публикой, причем, не только как поэт, но и как критик. В том же году его стихотворения были напечатаны в литературно-художественном сборнике «Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», а в альманахе «Северные цветы» увидел свет цикл «Стихи о Прекрасной Даме», который сделал Блока известным поэтом.

Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр БлокВ конце 1904 г. выходит в свет первая поэтическая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Сборник проникнут пафосом эсхатологических ожиданий, все явления внешнего мира поэт воспринимает как символы или знаки происходящего в мирах иных. В авторе критика единодушно признала ученика и последователя Вл. С. Соловьева, с философией и поэзией которого Блок познакомился в начале 1900-х гг. и которые оказали на поэта огромное влияние. Именно под этим влиянием были написаны Стихи о Прекрасной Даме, сразу сделавшие Блока заметной фигурой в среде символистов. «"Безжеланная", тающая в светлых тонах поэзия, подобная истончившемуся восковому лицу над парчой погребальной, – горящая, как восковая свеча, – загадочная, как вещий узор серого воску в чаше с чистой водой...» – так отозвался о книге Вячеслав Иванов.

В эти годы поэт увлекается театром и пишет пьесу «Балаганчик», которую ставит В. Мейерхольд.

В 1905–1907 гг. Блока окружают новые друзья из петербургских литераторов: Е. П. Иванов, С. М. Городецкий, Вл. Пяст, Г. И. Чулков. Поэт с увлечением внимает проповеди «башенного мистагога, жреца Диониса» – Вяч. Иванова. Важным фактором формирования мировоззрения поэта стала революция 1905 года, показавшая жизнь с другой, более реалистичной, стороны и наложила заметный отпечаток на творчество. В этот период публикуются «Нечаянная радость» (1906), «Вольные мысли» (1907), «Итальянские стихи» (1908), «Снежная маска» (1907), «На поле Куликовом» (1908). В 1909 г. начинается новая страница в жизни Блока. После трагических событий (смерть отца поэта, ребенка Л. Менделеевой) супружеская чета уезжает в Италию. Путешествие в страну с совершенно иным укладом, соприкосновение с классическим итальянским искусством создали в душе поэта совершенно новый настрой.

Делая в апреле 1910 г. доклад о современном состоянии русского символизма, Александр Блок заявил о том, что подошел к концу значимый этап его жизненного и творческого пути. В лирике Блока 1910-х гг. нарастают щемящие, горестные ноты тоски, бездомности, безотчетной тревоги, ощущения грядущей гибели окружающего его мира. Голос поэта воспринимается современниками как «трагический тенор эпохи», его лирический герой несет на себе печать «испепеляющих» «страшных лет России».

Первая мировая война и две революции существенно повлияли не только на мировоззрение Блока-гражданина, но и Блока-поэта. Февральская и Октябрьская революции стали у него, как и у многих, точкой отсчета нового этапа биографии. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 г., возлагая большие надежды на новую власть. Он недвусмысленно заявляет, что русская интеллигенция «может и обязана» работать с большевиками. Многие собратья по перу, такие как Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, М. Пришвин, И. Эренбург, Вяч. Иванов и др., подвергли резкой критике его отношение к большевикам. В свою очередь, советская власть не преминула обратить себе на пользу лояльность известного поэта. Ему нужна была государственная служба как источник доходов, поскольку о том, чтобы прокормиться заработками на литературном поприще, не могло быть и речи, однако нередко назначение в разнообразные комитеты, комиссии производились без его на то согласия. Постоянно возрастающий объем работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость – Блок описывал свое состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта – он писал в частном письме в январе 1919 г.: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…». Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Блок

Октябрьские события Блок воспринял как взрыв очистительной стихии, испытав в январе 1918 г. недолгий творческий подъем, который увенчался поэмами «Двенадцать» и «Скифы». Своим отношением к новому миру и новой власти Блок провел черту между собой и оппозиционными литераторами, которые резко осудили его. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Недаром в его дневнике появилась запись о том, что под игом насилия человеческая совесть умолкает. Переосмысление революции приводит поэта к глубокой депрессии и творческому кризису. Блок наблюдает, как новая власть перекраивает под себя литературную среду и понимает, что для него в этом «новом мире» места, скорее всего, не будет. Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном «Возмездии» (1910–1921), проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стала его поэма «Скифы». Мощь, сила этого произведения – пример гражданской позиции, усиленной талантом и личным отношением поэта к понятию Россия и Родина.

Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр БлокВ 1918 г. появляется самое загадочное и противоречивое произведение русской литературы – поэма Блока «Двенадцать», о смысле которой споры не утихают до сих пор. Поэма была последним произведением Блока. Она была очень неоднозначно воспринята в поэтической среде: по сути, ни противники, ни сторонники большевиков не приняли образа Христа во главе отряда красногвардейцев. Этот финальный образ поэмы вызвал «бурю страстей» в литературном стане. Произведение было резко негативно встречено 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, Г. И. Чулковым, Ф. Сологубом, но в то же время его высоко оценили Андрей Белый и М. А. Волошин.

После этой поэмы Блок почти не пишет стихов, отдавшись работе над автобиографической повестью «Исповедь язычника» (осталась в набросках), а затем вообще отказавшись от творчества. Последние годы его жизни пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.

В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии. Усугубляли ее огромная физическая и моральная нагрузка, неустроенность быта в революционном городе, семейные проблемы. К началу весны 1921-го, после пережитой зимы с ее «ежесекундным безденежьем, бесхлебьем, бездровьем», Блок чувствовал себя неважно. Страдала не только психика поэта: у него развились астма, сердечно-сосудистые заболевания, он страдал от цинги и астмы.. В апреле 1921 г. он заболел, в мае его состояние резко ухудшилось. Блок обратился к властям с просьбой о разрешении выехать в Финляндию для лечения, однако политбюро ЦК ВКП(б) отклонило ходатайство. За поэта просили Луначарский и Горький, и на очередном заседании все-таки решение на получение выездной визы было выдано, но оно уже не могло спасти положения…

Будучи тяжело больным, жестоко страдая не только от недугов, но и от материальной нужды 7 августа 1921 г. Александр Блок скончался в своей петроградской квартире. Не дожив до 41 года, он сгорел за пару месяцев на глазах у близких и друзей. Похоронили его на Смоленском кладбище.

Позднее останки поэта были перезахоронены на Волковском кладбище (Литераторских мостках). Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Блок

Поэт скончался – оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти. Однако мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры, ее уходе в катакомбы, о свободе художника, противостоящей попыткам черни на нее посягнуть, звучат в его письмах и дневниках последних лет. Последним заметным выступлением поэта стала речь «О назначении поэта», произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921 г. В ней Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха». Это выступление и стихотворение «Пушкинскому дому», можно считать его художественным и человеческим завещанием.

Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. «Мы умираем, а искусство остается», – заметил Блок в своем выступлении. Уже прошло более восьми десятилетий, как поэт ушел из жизни, но его богатейшее наследство остается с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако сам же поэт утверждал, что не «угрюмство» – суть его творчества. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:

Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!

Современники об Александре Блоке

Максимилиан Волошин

Лицо Александра Блока выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица. ...Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт, так как он ближе всего стоит к традиционно-романтическому типу поэта…

 Марина Цветаева

Стихи к Блоку 

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке,
Одно-единственное движенье губ,
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубунец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое – ах, нельзя!
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток
С именем твоим – сон глубок. 

Илья Эренбург

У нас есть прекрасные поэты, и гордиться можем мы многими именами. На пышный бал мы пойдем с Бальмонтом, на ученый диспут – с Вячеславом Ивановым, на ведьмовский шабаш – с Сологубом. С Блоком мы никуда не пойдем, мы оставим его у себя дома, маленьким образком повесим над изголовьем. Ибо мы им не гордимся, не ценим его, но любим его стихи, читаем не при всех, а вечером, прикрыв двери, как письма возлюбленной; имя его произносим сладким шепотом. Пушкин был первой любовью России, после него она много любила, но Блока она познала в страшные роковые дни, в великой огневице, когда любить не могла, познала и полюбила.

Из стихов Александра Блока

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче,

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь для себя обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, – плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
1905

По вечерам над ресторанам
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!!
Ты право, пьяное чудовище
Я знаю: истина в вине.
1906

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
1908

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
1912

Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр БлокЧитайте в Публичке!

Блок, А. А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников / А. А. Блок ; вступ. ст., сост. и примеч.: Т. Н. Беднякова. – Москва : Правда, 1989 . – 591 с. : ил. – Библиогр.: с. 558-581.
Место хр. КХ; Инв. К-450921
В сборник вошли лучшие стихотворения и поэмы выдающегося русского поэта А. Блока, а также воспоминания современников о поэте.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников
В. Ильиной, библиографом ИБО

                                                                        26.11.2015   10:38:52



Наверх