Константин Симонов

Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Константин Симонов     Константин Симонов

Писатель, который не хочет, чтобы все человечество было втянуто в новую войну, должен напоминать людям, что такое война… думая о мире, помнить об уроках войны. Это прямой долг писателей, участников войны, в том числе и мой. А как же иначе?
Константин Симонов

Симонов Константин (настоящее имя Кирилл) Михайлович – поэт, прозаик, драматург, сценарист, журналист, переводчик, государственный и общественный деятель. ГеройГод литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Константин Симонов Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). Награжден 3 орденами Ленина, другими орденами и медалями.

Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье офицера. Был воспитан отчимом Александром Григорьевичем Иванишевым, который заменил ему отца, пропавшего без вести в Первую мировую войну. В автобиографии Симонов вспоминает: «Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий». Участник японской и Первой мировой войн, преподававший тактику в военных училищах, А. Г Иванишев стал будущему поэту преданным отцом, привил мальчику уважение и привязанность к армии и всему военному. Мать, Александра Леонидовна Оболенская, любила поэзию, много читала, писала стихи, пробудила в сыне любовь к литературе. В 1930 г. Симонов окончил семь классов трудовой школы, затем  ФЗУ точной механики. В 1931 г. семья переехала в Москву. Симонов работал токарем на авиационном заводе, затем на кинофабриках «Межрабпомфильм», «Рот-Фронт». Уже в этот период пробует писать стихи. В литконсультации Гослитиздата стихи 17-летнего поэта произвели впечатление. Это была поэма «Беломорцы», посвященная строителям Беломорско-Балтийского канала, основанная на газетных статьях и очень далекая от реальности. После дописывания и переписывания, согласно рекомендациям литературных консультантов, в 1934 г. фрагменты поэмы были опубликованы в сборнике «Смотр сил». Позднее молодой поэт отправился в командировку на эту стройку, прожил там месяц и привез цикл «Беломорские стихи» (напечатаны в «Сборнике молодых поэтов» в 1935 г.) и поэму «Павел Черный» (1938).

В 1934 г. Симонов поступил в Литературный институт им. Горького. Начиная с 1936 г. произведения К. Симонова часто публикуются в газетах и журналах. В «Молодой гвардии» и журнале «Октябрь» опубликованы его первые стихи. Действительным началом своей поэтической биографии Симонов считал стихотворение «Генерал» (памяти Матэ Залка, 1937). Затем были опубликованы поэмы «Возвращение», «Победитель» – о Н. Островском, «Ледовое побоище», «Пять страниц» и «Суворов» (1939) – одно из лучших поэтических творений молодого автора. В них он писал о мужестве, о человеческом достоинстве, о готовности к подвигу. Об этом и поэма «Мурманские дневники» (1938), воспевшая «дерзкий мир больших желаний и страстей», и стихи об Амундсене. Поэмы конца 30-х гг. знаменовали приход в литературу масштабно мыслящего поэта. После окончания Литературного института им. М. Горького в 1938 г. К. Симонов поступает в аспирантуру Института истории, философии, литературы (ИФЛИ). В августе 1939 г. он оставляет ее и по предписанию Политуправления Красной Армии едет на Халхин-Гол, в район боевых действий у озера Хасан в Монголии в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская». Эти впечатления отражены в поэме «Далеко на востоке» (1940), стихотворении «Письма домой», «Соседям по юрте». Критика тех лет отмечала: «Стихи К. Симонова о Монголии – одно из самых заметных явлений в нашей поэзии за последние годы». В 1940 г. написал первую пьесу «История одной любви», в том же году она была поставлена на сцене театра им. Ленинского комсомола. Широкая популярность выпала на долю пьесы «Парень из нашего города», поставленной в том же театре в марте 1941 г. Название пьесы стало нарицательным, как добрая примета того поколения, которое приняло на себя первый ураган войны. В 1942 г. пьеса получила Госпремию СССР.

Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Константин СимоновВ середине июня 1941 г. Симонов окончил годичные курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии, получил воинское звание интенданта II ранга. 24 июня 1941 г. Симонов выехал в район Гродно для работы в газете «Боевое знамя». Затем был назначен в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда», одновременно посылал военные корреспонденции в «Известия». В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 г. – звание подполковника, а после войны – полковника. Член КПСС с 1942 г.

С конца июля 1941 г. до осени 1946 г. – военный корреспондент газеты «Красная Звезда» с которой сотрудничали также И. Эренбург, В. Гроссман. В газету он посылал стихи, очерки, статьи из Мурманска, Одессы, с Донского и Карельского фронтов и из поверженного Берлина, попадал под бомбежку в отбитой десантом моряков Феодосии, работал на Закавказском, Брянском фронтах. За четыре года войны К. Симонов, один из самых отважных и легких на подъем военных корреспондентов, повидал очень многое. Вряд ли среди пишущих людей отыщется человек, исколесивший столько фронтовых дорог. Биография Симонова военных лет – география едва ли не всех фронтов: в 1941 г. он работал на Западном и Южном фронтах, в Приморской армии (Одесса), в Особой Крымской армии, на Черноморском флоте, на Мурманском направлении Карельского фронта, на Северном флоте. Он ходил в атаку с ротой пехотинцев на Арабатской Стрелке под Геническом и высаживался во вражеском тылу с моряками-разведчиками за Полярным кругом. Очерк «У берегов Румынии» Симонов написал после похода из осажденной Одессы на подводной лодке, проведя десять дней среди людей, которым предстояло «или выжить вместе, или погибнуть вместе», читал стихи подводникам, выпустил стенгазету. Комиссар лодки сказал о нем: «Вот это настоящий писатель!». Симонов со всей очевидностью осознал, какой долгой и трудной будет война, как и то, что врага можно и должно бить. Родился очерк «Горячий день», его первый, заглавный репортаж о Великой Отечественной войне, исследователем и летописцем которой Константин Михайлович оставался буквально до самых последних мгновений жизни. «Он сам идет в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской переправе, под обстрелом, и всюду он искренен и прост… Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди, – это факт, а не преувеличение, – носят потому, что строки эти отвечают тому, что у них на сердце», – писал поэт Н. Тихонов.Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Константин Симонов

Стихи Симонова не только учили воевать, но и буквально помогали жить. Одно из лучших стихотворений «Жди меня…» (1941), посвященное любимой женщине актрисе Валентине Серовой, было переписано миллионы раз:

…Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет «Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Константин СимоновЛюбопытно, что сам поэт не очень-то рассчитывал не только на успех этих стихотворений, но даже на публикацию. «Жди меня…» вначале было отвергнуто редактором «Красной звезды», как очень личное. О войне писали многие признанные и талантливые поэты, но именно лирика Симонова стала необычайно популярна в то время благодаря исповедальному, искреннему тону автора. Любовная лирика Симонова того периода стала вершиной его творчества. В 1942 г. вышли сборники «Лирический дневник», «С тобой и без тебя», «Фронтовые тетради», написанные в конце 1941 г. Стихи Симонова были обращены к сердцу каждого. Наиболее яркий пример – стихотворение «Убей его!», призывающее к отпору врага. Появившееся в июле 1942 г. в газетах «Красная звезда», «Комсомольская правда», в «Окне ТАСС», передаваемое по радио, оно сбрасывалось с самолета, напечатанное на листовках. В стихотворении «Атака» поэт передает самоотверженный порыв воинов, идущих под пули врага на «последних тридцати метрах», «где жизнь со смертью наравне». Мотивы патриотизма, мужества, героизма соединились с мотивами фронтовой дружбы, любви, верности. Как вспоминал С. Баруздин, всех и на фронте, и в тылу потрясла поэма-баллада «Сын артиллериста» (1941). Широкий читательский отклик вызвало «Открытое письмо» (1943) Симонова – отповедь женщине, предавшей солдата в тот день, когда он со своим взводом насмерть стоял на линии фронта. В 1942 г. Симонов пишет пьесу «Русские люди», где рисует трудности войны как непрерывное испытание всех человеческих сил, рассказывая о бойцах, о тех людях, которые одержали победу над врагом: отряд капитана Сафонова, будучи отрезан от основных военных сил, становится основной ударной силой нашего контрнаступления. Газета «Правда» печатала пьесу в 1942 г. рядом с важнейшими военными материалами. Эту пьесу издали в блокадном Ленинграде. В 1970-е гг. под названием «Капитан Сафонов» она была поставлена во Вьетнаме. В 1943–1944 гг. Симонов написал пьесу о Сталинградской битве «Дни и ночи». Замыслом автора было показать суровую картину боев тех дней. Множество деталей перенесено в текст из жизни; персонажи имеют реальных прототипов. Писатель постоянно напоминает, что война – «нелегкое дело», она тяжела и страшна. В автобиографии Симонов вспоминал: «Большую часть моих корреспонденций печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составили четыре книги «От Черного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии», многое осталось только в газетах…». Победный 1945 г. встретил в рядах бойцов 4-го Украинского фронта, прошел с боями Закарпатскую Украину, Южную Польшу, Словакию, работал и в частях Чехословацкого корпуса. Конец апреля – 1-й Украинский фронт, встреча с американскими союзниками на Эльбе. В последние дни боев за Берлин Симонов находился в частях 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов. Присутствовал при подписании 8 мая 1945 г. Акта о безоговорочной капитуляции Германии в Берлине (Карлсхорсте).

В произведениях Симонова послевоенных лет на первый план выходят международные политические проблемы, холодная война. За цикл стихов «Друзья и враги» (1946–1949), в котором поэт отстаивает принципы интернационализма и в котором ощутимо влияние традиций советской политической лирики, поэт удостоен Сталинской премии. В 1944 г. побывал в Румынии, Польше, Югославии, Болгарии, Италии. После войны посетил Японию, Китай, США и другие страны. В результате этих поездок появились пьесы «Под каштанами Праги» (1945), «Русский вопрос» (1946), книга очерков «Сражающийся Китай». В Китае Симонов был корреспондентом «Правды» при 4-й Полевой Китайской армии. Повесть «Дым отечества» (1946–1956) вызвала полемику в критике, лирическая повесть «Случай с Полыниным» (1969) раскрыла новые грани мастерства Симонова. Первое большое прозаическое произведение Симонова «Дни и ночи» (1943–1944) – суровая повесть о Сталинградских днях. Война здесь показана как народная трагедия, время огромных, невосполнимых жертв. В 1952 г. выходит роман «Товарищи по оружию» о событиях на Халхин-Голе. В последующие годы Симоновым были написаны очерки «Норвежский дневник» (1955), «Люди с характером» (1958), сборник «Из записок Лопатина» (1965) и другие.

В 50–60-е гг. Симонов продолжает работать в прозе над темой Великой Отечественной войны. В 1955 г. начинает  работу над романом «Живые и мертвые». С 1958 по 1960 г. писатель живет в Ташкенте, работает корреспондентом «Правды» по республикам Средней Азии. Посещает Памир, Тянь-Шань, Голодную степь, Каракумы, трассы строящихся газопроводов. Вернувшись в Москву, привозит законченный роман. Завершена первая часть трилогии, показаны герои, с которыми читатель пройдет путь от первых дней отступления до разгрома немецкой армии под Москвой. В 1964 г. новая встреча с героями «Живых и мертвых» в романе «Солдатами не рождаются. В дальнейшем Симонов предполагал довести своих героев до 1945 г., до конца войны, но в процессе работы стало очевидно, что действие трилогии завершится в тех местах, где начиналось. Белоруссия 1944 г., наступательная операция «Багратион» – эти события легли в основу романа «Последнее лето» (1970–1971). Все три произведения объединены автором в трилогию под общим названием «Живые и мертвые». Это эпически широкое художественное исследование пути советского народа к победе в Великой Отечественной войне, в котором автор стремился соединить два плана – достоверную «летопись» основных событий войны, увиденных глазами их свидетеля и участника (Серпилин, Синцов), и анализ этих событий с точки зрения их современного понимания и оценки. В 1963–1967 гг. Симонов побывал в Монголии, Якутии, Красноярском крае, Иркутской области, на Кольском полуострове. В 1970 г. был во Вьетнаме. Две последние его поэмы – «Отец» (1956–1958) и «Иван да Марья» – лирический рассказ о своем отчиме, о воспитании, благодаря которому человек обретает воинское и гражданское мужество; о супружеской паре, с достоинством выдержавшей все испытания: удары судьбы, неустроенный быт.

70-е гг. также были плодотворны. Читатели получили повести «Двадцать дней без войны», «Мы не увидимся с тобой», два тома дневников «Разные дни войны» (1977), книгу выступлений о литературе «Сегодня и давно». В 1988 г. опубликована книга «Глазами человека моего поколения. Размышления о Сталине» (1979). Это воспоминания и размышления о времени 1930–1950 гг., о встречах со Сталиным, А. М. Василевским, И. С. Коневым, адмиралом И. С. Исаковым.

Как неотделима от искусства тема всенародного подвига защитников Отчизны, так и тема войны неотделима от всей жизни и творчества Симонова. Действительно, почти все, что написано им – будь то стихи или проза, сценарии или пьесы – о войне. Он сердился, когда ему говорили: «Война, война, что ты все пишешь о войне», и говорил, что это его долг.Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Константин Симонов

Драматургия Симонова тесно связана с Московским театром им. Ленинского комсомола, где были поставлены почти все его пьесы. По сценариям писателя были сняты фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), где снималась актриса В. Серова, «Дни и ночи» (1943–1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960), «Живые и мертвые» (1964), «Двадцать дней без войны» (1977) и другие. «Конечно, если говорить о моей основной профессии, я больше литератор и журналист, чем кинематографист, – писал К. М. Симонов в ноябре 1967 г. – Но в то же время в моей жизни вышло так, что я, в общем-то, уже двадцать пять лет, как ни страшно это выговорить, четверть века, так или иначе связан с работой в кино». «Мы должны, – говорил Константин Михайлович, – хотя бы успеть записать все, что можно. Этот материал не только для историков, но и для будущих писателей, для тех, кто сумеет создать эпопею Великой войны». Благодаря энергии писателя собраны свидетельства солдат и крупных военачальников, кинокадры, кинорассказы. Симонов проделал громадную архивную работу. Он собирал чужие свидетельства, выступая при этом как хронограф, искатель. С большим вдохновением Симонов работал над циклом телевизионных документальных фильмов «Солдатские мемуары», в которых, по словам самого автора, «участники войны могут рассказать о ней с телеэкрана… И мы можем услышать их голоса, мы можем увидеть их лица… Мы расспрашивали о том, каким был солдатский труд, каким был их путь к Победе, пехотинцев и артиллеристов, связистов и саперов, танкистов и разведчиков – полных кавалеров солдатского ордена Славы». В 1978 г. он писал: «Несколько последних лет, помимо чисто литературной работы, я занимался еще и кино- и теледокументалистикой. При моем участии были сделаны кинофильмы «Если дорог тебе твой дом…», «Гренада, Гренада, Гренада моя…», «Чужого горя не бывает», «Шел солдат…», «Маяковский делает выставку»  и телевизионные фильмы «Солдатские мемуары», «Александр Твардовский», «Какая интересная личность».

Общественная деятельность Симонова многогранна: в 1938, 1950–1953 гг. – главный редактор «Литературной газеты», в 1946–1950 и в 1954–1958 гг. – главный редактор журнала «Новый мир». В 1946–1954 – заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР, кандидат в члены ЦК КПСС (1952–1956), член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1956–1961). С 1976 г. – Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов, член президиума Советского Комитета защиты мира (с 1949 г.), в 1954–1959 и 1967–1979 – секретарь правления Союза писателей СССР.  
Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Константин СимоновИнтересна деятельность Симонова как переводчика. Г. Гулям, Р. Гамзатов, М. Карим, Э. Межелайтис, Н. Хикмет, Зульфия, Р. Киплинг и др. – авторы, которых переводил К. Симонов. Поистине прав Расул Гамзатов, назвав Симонова ровесником «не одного, а нескольких поколений». 

Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Константин СимоновНачатое Константином Симоновым дело непреходяще, как бессмертны его книги, фильмы, мысли. В последние годы жизни Константин Михайлович был тяжело болен, но в жестоком поединке с грызущими его хворями он до последнего часа находил ведомые лишь ему самому силы работать, встречаться с друзьями, шутить. Константин Симонов умер в Москве 28 августа 1979 г. Согласно завещанию, его прах был развеян под Могилевом на Буйническом поле, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. Невдалеке от дороги возвышается скромный обелиск. А в сотне метров от этого памятного знака стоит серый гранитный валун, на котором характерный росчерк – Константин Симонов. 

Из воспоминаний Евгения Долматовского:

«…Симонов всегда был на войне образцовым товарищем. Мне кажется, что характер будущих героев своей прозы, новый человеческий тип воина-интеллигента, напряженно мыслящего солдата справедливой войны был первоначально выношен Симоновым для себя как некая норма личного поведения. Все лучшие черты Синцова, Серпилина, да и многих эпизодических фигур уже проявились раньше – в герое и авторе стихов. Мы теперь можем проследить становление героя и по опубликованным дневникам, и запискам писателя.Прежде всего в стихах выявился и утвердился характер Симонова и та высокая роль, которую он предназначал для дружбы, товарищества, побратимства…».

Из воспоминаний Василия Пескова:

«На шестом километре дороги, если ехать из Могилева в Бобруйск, шоссе слегка расширяется, в разрезе придорожной полосы елей и кленов проезжий видит площадку и на ней дикий камень. Памятник?... Остановившись, видишь у камня цветы и хорошо знакомое факсимиле еще недавно жившего человека, а теперь резцом просеченное на валуне – Константин Симонов… Полоса кустарника и деревьев, линейкой идущая в поле, скрывает остатки рва, который когда-то спешно вырыли – остановить танки. Но немецкие танки тут в 41-м остановил не этот теперь оплывший земляной ров, а люди, тут и полегшие. Симонов видел как это было… В большой последней своей работе «Шел солдат…» он прямо говорит об этом памятном для нас месте: «Одному человеку этот мирный сейчас пейзаж ничего не говорит, а для других – это поле боя… Я не был солдатом, был всего навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне век не забыть, – поле под Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наши сожгли тридцать девять немецких танков…».

Цитаты:

Сквозь время тоже ходят поезда,
Садимся без билетов и квитанций.
Кондуктор спросит: – Вам куда?
 – Туда. – И едем до своих конечных станций…
(1940)

***

В нас есть суровая свобода:
На слёзы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.
(1942)

***

Того, кем путь наш честно прожит,
Согнуть труднее, чем сломать.
Чем, в самом деле, жизнь нас может,
Нас, всё видавших, испугать? (
1945)

***
Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестаёт.
(1942)

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес 

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать он-лайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Удовицкая, гл. библиограф ИБО

26.11.2015   13:50:33