Владимир Гиляровский

Год Литературы, Литературный календарь, Владимир Гиляровский     Владимир Гиляровский 

Не смейтесь, что все я о воле пою:
Кaк мaть дорогую, я волю люблю…
Не смейтесь, что пел я о звуке оков,
О скрипе дверей дa о лязге штыков…
О холоде, голоде пел, о беде,
О горе глубоком и горькой нужде.
Владимир Гиляровский

 Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени. Поэтому так ценны для нас рассказы таких писателей, как Гиляровский. Его можно назвать «комментатором своего времени».
Константин Паустовский

Владимир Гиляровский – русский писатель, журналист, бытописатель Москвы. Один из самых знаменитых репортеров своего времени, «дядя Гиляй», как его звали в журналистской среде, был одним из первых в России мастеров газетных сенсаций. Талантливый беллетрист, поэт, автор удивительных книг воспоминаний, давно ставших классикой мемуарного жанра.Год Литературы, Литературный календарь, Владимир Гиляровский

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Владимир Алексеевич Гиляровский родился 26 ноября 1855 года в вологодском имении графа Олсуфьева, где его отец служил помощником управляющего. Мать мальчика принадлежала к роду запорожских казаков, и Володя унаследовал от нее любовь к казачьим песням и вольнице. «Самое мое рождение было приключением, – писал Гиляровский в автобиографических отрывках. – Я родился в хлеве, куда мать пошла доить свою любимую корову, и меня, всего занесенного снегом, принесли в подоле в кухню». Она скоропостижно умерла, когда Владимиру еще не исполнилось восьми лет, это в одночасье изменило всю обстановку в семье: мачеха стала прививать мальчику светские манеры, учить французскому языку. 

Светлым пятном в сером однообразии сельской жизни была его дружба с двоюродным дедом, беглым матросом Китаевым, который брал его с собой на охоту, обучил всему, что должен знать и уметь юноша, вступающий в жизнь: гимнастике и лазанью по деревьям, боксу и плаванию. Рассказы матроса о дальних странах и морских приключениях стали той искрой, которая разожгла интерес Владимира к приключениям и путешествиям, поддерживала его мечты о необычайном и таинственном.

В 1860-х Гиляровские переезжают в Вологду, где Владимир поступил в гимназию. Здесь его домашними учителями были друзья отца, ссыльные, под влиянием которых складывалось мироотношение юного Гиляровского. В семнадцать лет Владимир прочитал роман Чернышевского «Что делать?» и, решив повторить судьбу Рахметова, сбежал из дома без денег и паспорта. Десять лет бродяжничества многое дали Гиляровскому. Он видел жизнь во всех ее проявлениях, познакомился со множеством людей, принадлежащих к различным слоям общества, – от простонародья до «представителей высших сфер». Пешком прошел из Вологды до Ярославля, поступил в бурлацкую артель на Волге, потом работал крючником (портовым грузчиком) на волжских пристанях, служил на белильном заводе, пас конские табуны в казахских степях, был бойцом пожарного расчета, циркачом, актером провинциальных театров. С началом Русско-турецкой войны пошел в армию вольноопределяющимся, служил на Кавказе, в разведке. За храбрость был награжден Георгиевским крестом. Этой наградой Гиляровский  гордился, хотя в мирной жизни надевал ее редко, обычно носил на груди только георгиевскую ленточку. После демобилизации в 1881 г. поселился в Москве, где устроился работать в театр, но вскоре решил посвятить себя только литературе и журналистике.

Год Литературы, Литературный календарь, Владимир ГиляровскийВладимир Гиляровский писал статьи для различных периодических изданий, с 1882 г. сотрудничал как журналист в газете «Московский листок», а в 1883–1889 гг. – в «Русских ведомостях». За год Владимир Алексеевич сделал головокружительную карьеру. Он не только прекрасно изучил историю Москвы, он знал все, чем жил современный город, – географию, архитектуру, высший свет и низшие слои общества, проживающие в районе Хитровки. У «дяди Гиляя» были везде знакомства, люди, оповещавшие его обо всем, что случилось, – обитатели трущоб, писцы в полиции, трактирщики, пожарные, сторожа на вокзалах. Острый ум, общительность, репортерское чутье и особый артистизм журналистского стиля скоро сделали Гиляровского самым читаемым и востребованным репортером столицы. В своих корреспонденциях он оперативно и точно сообщал читателям обо всех самых значительных событиях, волновавших Россию: от пожаров и убийств до новостей театральной жизни, железнодорожной катастрофе на станции Кукуй (1883), эпидемии холеры (Дон, 1892), японской войне и терроре в Албании. Владимир Гиляровский был единственным, кто успел опубликовать тяжелую правду о ходынской катастрофе во время коронации Николая II (1896), непосредственным очевидцем этих трагических событий. Работал Гиляровский и в жанре «журналистского расследования», тогда еще не столь распространенном (ему принадлежит честь установления точной даты и места рождения Н. В. Гоголя).

Гиляровский успевал побывать везде и написать обо всем. Его с полным основанием именовали «летучим корреспондентом». Нередко он исчезал из дома, не успев никого предупредить. И лишь через два-три дня приходила лаконичная открытка: «Еду на Балхаш», «Привет с Волги» или «Я у Жигулей – еду на этом пароходе».

Его творческая активность реализуется одновременно и в художественной литературе. Многочисленные рассказы и стихотворения Гиляровского появляются в самых разных московских изданиях. В 1887 г. по настоянию А. П. Чехова, с которым он имел дружеские отношения, собрал и напечатал первые рассказы под названием «Трущобные люди». Книга получилась настолько беспросветно мрачной, что власти сочли ее революционной. Уже отпечатанный тираж «Трущобных людей» был уничтожен. Одно название этой книги могло, по словам Чехова, напугать цензуру, а в ней было собрано пятнадцать рассказов и очерков среди которых: «Человек и собака», «Обреченные», «Каторга», «Последний удар», «Потерявший почву». Все они печатались раньше в газетах и журналах, но собранные вместе приобретали обобщающий смысл, составляли цельную и мрачную картину бедствия и нищеты народа, униженного и задушенного эксплуатацией, выброшенного на дно жизни, в трущобы.

Основные произведения художественной литературы были созданы Гиляровским уже после Октябрьской революции. Это книги воспоминаний о своем времени, о бурно прожитой жизни, богатой впечатлениями, массой знакомств и друзей, составившие автобиографическую трилогию. В первой книге – «Мои скитания» (1928) – он рассказывал о своей бродячей жизни в молодые годы.

Самой известной работой Гиляровского считается выпущенная в 1926 г. книга «Москва и москвичи», в которой писатель подробно, правдиво и увлекательно рисует жизнь старой, ушедшей безвозвратно Москвы 1880–1890-х годов, ее нравы и обычаи: рынки и трущобы, книжные магазины и трактиры, улицы и бульвары, людей искусства, торговцев, чиновников и т. п. Второе издание носило название «Записки москвича» (1931). В 1926 г. вышла книга «От Английского клуба к Музею революции». Среди произведений Гиляровского, посвященных Москве, – книги «Москва газетная» (опубликована в 1960), «Люди театра» (издана в 1941). 

Гиляровский был в то время хорошо известен и как поэт, хотя его стихи явно слабее прозы. Он автор нескольких поэтических сборников. В начале Первой мировой войны издал книгу своих стихов, весь гонорар за которую передал в фонд помощи раненым воинам и жертвам войны. 

Ровно полвека прожил Гиляровский в Москве, став культовой фигурой для города, своего рода «московской достопримечательностью».Год Литературы, Литературный календарь С незаурядной внешностью типичного запорожца – «сивоусый, с немного насмешливыми, проницательными глазами, в смушковой серой папахе и жупане» (описание К. Г. Паустовского), он не раз вдохновлял художников и скульпторов. Известно, что И. Е. Репин рисовал с него одного из персонажей картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (хохочущий казак в белой папахе и красной свитке), а скульптор Н. А. Андреев лепил Тараса Бульбу для барельефа на памятник Н. В. Гоголю. Он был живой легендой, с его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. В его книгах и опубликованных материалах сохранились сведения о лучших людях того времени, тех, кого привлекало большое человеческое обаяние Гиляровского и кто был гостем его дома: Л. Н. Толстом, А. М. Горьком, Д. Н. Мамине-Сибиряке, И. И. Репине, А. И. Куприне, И. А. Бунине, Ф. И. Шаляпине, Л. В. Собинове, В. В. Маяковском, С. А. Есенине и других.

Последняя книга – «Друзья и встречи» – вышла за год до смерти Владимира Алексеевича.  В то время он уже был очень болен, почти потерял зрение, но продолжал работать, описывая свою полную приключений и событий жизнь. Он писал: «И вот на старости я сызнова живу двумя жизнями: старой и новой. Старая – фон новой, который должен отразить величие второй. И моя работа делает меня молодым и счастливым – меня, прожившего и живущего…».

Год Литературы, Литературный календарь, Владимир ГиляровскийВладимир Алексеевич Гиляровский умер 1 октября 1935 г. в возрасте 82 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище. Через годы скульптор Сергей Меркулов выполнил обещание, данное «дяде Гиляю» еще до революции, установив на его могиле памятник в виде метеорита, упавшего с неба, – символ неудержимой натуры московского запорожца.

Читайте в Публичке!

Гиляровский, В. А. Сочинения : в 4 т. / В. А. Гиляровский. – Москва : Правда, 1989.
Т. 1: Мои скитания ; Люди театра. – 1989. – 479 с.
Место хр. КХ К-434011
Т. 2: Трущобные люди ; Рассказы, очерки, репортажи. – 1989. – 478 с.
Место хр. КХ К-436638
Т. 3: Москва газетная ; Друзья и встречи. – 1989. – 429 с.
Место хр. КХ К-448391
Т. 4: Москва и москвичи ; Стихотворения, экспромты. – 1989. – 446 с.
Место хр. КХ  К-450341


Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать он-лайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен Екатериной Черепановой, библиографом ИБО

24.11.2015     15:00:07


Наверх