Сергей Есенин

Год литературы, Литературный календарь ЧОУНБ, Сергей ЕсенинЛитературный календарь
           
 Сергей Есенин

Какой чистый и какой русский поэт!
Максим Горький

Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь. Есенин – это  вечное…
Николай Тихонов

Литературный календарь ЧОУНБСергей Александрович Есенин (1895-1925) – русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, в более позднем периоде творчества – имажинизма.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Гениальный поэт… Светлый, лиричный, один из любимейших поэтов русского народа… Судьба уготовила ему жизнь пронзительную, драматичную, противоречивую, полную острейших нравственных потрясений, трагедийных конфликтов и коллизий, неизбежно закономерных для истинно народного поэта. Чем глубже познаем его, тем полнее открывается единство таланта творца и человека.

Литературный календарь ЧОУНБСергей Есенин родился в 1895 г. в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Отец его, Александр Никитич Есенин, был крестьянином средней руки. Мать, Татьяна Федоровна (в девичестве Титова), происходила из семьи зажиточной и была выдана замуж помимо ее воли. Семейная жизнь родителей Есенина не сложилась. Жил Есенин у деда, Федора Андреевича Титова. Мать уходила на заработки в город, оставляя сына дядьям, «ребятам озорным и отчаянным». Бабушка любила Сергея «изо всей мочи, и нежности ее не было границ». Была она женщиной глубоко верующей, знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов. Стихи мальчик начал писать рано, лет с девяти, в основном подражал частушкам. В 1904 г. Сергея отдали в Константиновское земское училище, которое он закончил в 1909 г. с похвальным листом, успев перечитать всю школьную библиотеку. Родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем, поэтому отправили в закрытую церковно-учительскую школу в большом селе Спас-Клепики. В семнадцать лет (1912) вместе с отцом уехал в Москву, где поступил на историко-философское отделение Московского городского Народного университета им. А. Л. Шанявского. Отец Сергея работал у купца приказчиком в лавке. Пристроил туда и сына, но едва родитель вернулся в село, Сергей предпочел устроиться самостоятельно – в типографию И. Д. Сытина, где вначале был грузчиком, а затем – подчитчиком, то есть помощником корректора.

Учитель Есенина Е. Хитров дал ему «роковой совет» – ехать в Москву, к поэтам… В 1913 г. у суриковцев (кружок писателей из народа) Есенин читал стихи, – читал, чтобы «удивить и поразить». Удивить было чем: «Сыплет черемуха снегом…», «ХорошаЛитературный календарь ЧОУНБ была Танюша…», «Матушка в купальницу по лесу ходила…». Стихи белокурого наивного юноши в 1914 г. только начинали печатать. Первоначально их брали только в детские журналы – «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро». Именно с этого времени поэт начал отсчет своему осознанному творчеству. Убедившись, что Москва – это бездушный город, «Нет! Здесь ничего не добьешься… Славу надо брать за рога… Поеду в Петроград, пойду к Блоку. Он меня поймет…», Есенин сбежал в столицу. Весной 1915 г. у Блока в дневнике останется запись: «Днем у меня рязанский парень со стихами… Стихи свежие, чистые, голосистые»; он же познакомил Есенина с писателями и издателями. Петроград станет пристанищем Есенина. Он будет часто выбираться к себе в деревню – «там лучше пишется», – но год от года она будет давать ему все меньше вдохновения. Петроград притягивал и тем, что здесь был Николай Клюев, поэт, «проповедник дедовой веры и избяной старины». Его влияние на Есенина было огромно. Искушенная петербургская публика была в восторге от Есенина, от его деревенского оканья. М. Горький писал о Есенине: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе». Его звали в салоны, показывали гостям. Он же читал стихи о той стране, где «льется по равнинам березовое молоко», где «мнет листву схимник-ветер». Есенинская сказка о родине была тогда той своеобразной экзотикой, тем красочным лубком, которому «серебряный век» благосклонно отводил определенное место.

В 1916 г. вышла первая книжка «Радуница» – и стала настоящим праздником для Есенина. Истинная красота и художественность заключалась в стихах молодого поэта. Красота родных русских раздолий, язык людей, молодецкая удаль и грустная боль русской песни, в которой звенит народная душа, – все это было для поэта органически родным и близким. Он был приглашен к императрице читать стихи. Есенин часто выступал вместе с Николаем Клюевым, в том числе перед императрицей Александрой Федоровной и ее дочерьми в Царском Селе, в лазарете для раненых. Достоверно известно, что в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им стихотворение, поразившее Анну Ахматову своим последним четверостишием:

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть. 

Тем временем шли ожесточенные бои на фронтах Первой мировой войны. В 1916 г. Есенина призвали в армию. Новые друзья по поэзии много хлопотали за талантливого парня и пристроили его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны.

Октябрьскую революцию 1917 г. Есенин принял с восторгом, как грядущее перерождение России к лучшему. В первые годы новой власти у него одна за другой вышли книги «Голубень», «Преображение», «Пугачев», «Песнь о великом походе», «Русь советская».

В эти «суровые, грозные годы» революционного преображения его родины, находясь в постоянных тревожных раздумьях о будущем полевой Руси, о том, «куда несет нас рок событий», он был предельно обеспокоен завтрашним днем:

Я думаю: как прекрасна Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек.
И сколько зарыто в ямах.
И сколько зароют еще.
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щек.

Его поэзия проницательна, философски мудра, дальновидна и человечна.

Чем личность неповторимее, масштабнее, талантливее, тем больше о ней легенд, близких к истине и далеких от нее. Легендарно стремительное вхождение двадцатилетнего рязанского поэта в большую русскую поэзию. Четыре издания первой книги «Радуница». Легендарно его звонкое, золотое песенное слово – его «красногривый жеребенок», его «страна березового ситца». Легендарна его верность России, прозрение ее «стального» будущего и космического завтра всего человечества. Вся есенинская метафизика (может быть, даже космогония) от серебряных сережек и небесных коров – имеет природный характер, все произрастает, все имеет свою глубинную животную языческую силу. Отсюда и «коровьи глаза» родины, и «разум-вол», и «лающие облака». Обостренное, почти болезненное чувство родины характерно для всего его творчества. Березы, тополя, болота, поля пшеницы и ржи – все это было опоэтизировано в его стихах до неимоверно прекрасной земли, равной которой нет нигде. Он позже писал: «Моя лири ка жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Поэт стремился ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Легендарна воистину всенародная любовь к Есенину. Она проверена временем. Ее не смогли загасить в людских сердцах ни годы запрета имени и стихов поэта, ни печальной памяти многочисленные легенды о певце «уходящей», «патриархальной» Руси, якобы «беспечно» относящегося к своему таланту, личности «малокультурной», «хулиганствующей», «необразованной». Наибольшее количество белых пятен в биографии Есенина долгое время было связано с «деревенским детством» и юностью в родном рязанском крае. Из тридцати лет жизни поэта первые семнадцать прошли здесь. Вплоть до середины 1950-х гг., к сожалению, знали очень мало правды о становлении Есенина как личности, особенно в юности, о раннем пробуждении его «творческих дум», о народных, глубинных истоках его поэзии. Когда читаешь и перечитываешь Есенина, все – правда, печальная, все – жизнь, радостная и трагическая. В поэмах и стихах обнажается душа художника. Творчество Есенина яркое, как метеор, оборвалось в полете…

Как заметил А. Блок, гений всегда народен. В поисках истины он может заблуждаться, ошибаться, отрицать самого себя, уничтожать свои рукописи. Гений не может одного: изменить своей Родине, своему народу – даже в самые драматические и трагические дни. Судьба Сергея Есенина – блистательное тому подтверждение. В его стихах и поэмах беспощадный нравственный счет своим ошибкам, и кричащие противоречия, отражающие объективные противоречия своей действительности, как и противоречия во взглядах самого поэта. Именно пустота будет одним из основных ощущений, она одна не станет маской. «Слова стерлись, как старые монеты, они потеряли свою первородную силу. Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Это создали мы, имажинисты. Мы – изобретатели нового», – с гордостью говорил Есенин, подчас даже не замечая, что творится в послереволюционной голодной и холодной России. Он сменил крестьянскую рубашку на черный смокинг, шляпу и трость; перестал «мыкаться» по петербургским «Бродячим собакам» и перебрался в московское пристанище имажинистов – литературное кафе «Стойло Пегаса»,   в Есенине созрело убеждение, что он «лучший и самый первый в России поэт», он предпослал сборнику «Стихи скандалиста» такой пассаж: «Я чувствую себя хозяином русской поэзии». Единственное, что не изменилось в нем – страх одиночества и ощущение пустоты.

«Вращался он тогда в дурном обществе, – вспоминал Вл. Ходасевич. – Люди были «широкие». Мало ели, но много пили…» Есенин, по словам А. Мариенгофа, прошел через все этапы, «мог потерять и терял все…только не стихи! Стихи были биением его сердца, его дыханием». Нет во всем творчестве Есенина одного: ухода, отстраненности от самых жгучих, самых противоречивых, самых сложных социально-классовых, политических, нравственных, этических проблем, которые встали перед Родиной поэта, его народом в годы революции. В первой четверти XX в. поэма Есенина «Анна Снегина» (1925) стала своеобразной художественной энциклопедией народной жизни, в первую очередь русского крестьянства в эпоху грандиозных революционных преобразований и потрясений России и всего мира.

Находясь на Кавказе, Есенин написал «маленькие поэмы» и такие шедевры, как «Письмо к женщине», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Письмо деду», «Стансы», «Метель», стихи из цикла «Персидские мотивы», «Баллада о двадцати шести», «Весна» и другие. Здесь (в Баку, Тифлисе, Батуме) Есенин впервые опубликует двадцать семь своих новых произведений. И все это – за полгода!

Литературный календарь ЧОУНБЗамысел «Москвы кабацкой» возник у Есенина во время пребывания за границей. В Берлине он публикует первые стихи цикла. Вскоре после приезда на Родину, поэт выступает в Политехническом музее, читает новые стихи. Затем они появляются в имажинистском журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Летом 1924 г. выходит отдельный сборник. В период увлечения Есенина имажинизмом (1919–1923) вышло несколько сборников стихов поэта – «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба – 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачев» (1921). Ни одно из прижизненных изданий Есенина (их было около тридцати) не вызывало такого непримиримо отрицательного отношения к себе, как «Москва кабацкая». Он буквально жил этим: скандалил, буянил, мотался по стране с концертами. Последние годы жизни были отмечены трагическими противоречиями. В 1925 г. выходит его поэма «Черный человек».

Природа для Есенина – это вечная красота и гармония мира. Она врачует людские души – именно так воспринимаются стихи о родной природе. Возвышенно, просветленно и благостно воздействуют они на сердца и души:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой тяжести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только «учат» любить и хранить мир земной красоты, но и как сама природа способствуют формированию миросозерцания, нравственных основ характера, совести, гуманистического мировоззрения. В известных стихах поэта «Гой ты, Русь, моя родная...», «Край любимый! Сердцу снятся…, «Отговорила роща золотая…», «Разбуди меня завтра рано…», «Низкий дом с голубыми ставнями» – мир человека и мир природы един и неделим. Судьба России, ее прошлое, настоящее, будущее – вот что волнует Есенина, определяет неустанный художественный поиск, гражданскую позицию, извечную радость и боль, немеркнущую мечту и надежду:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Поэзия Есенина вобрала в себя многие героические события многовековой истории России. Она щедро наполнена мятежной русской удалью, отвагой, неисчерпаемой добротой, милосердием, состраданием, отзывчивостью – все это через века пронес наш народ. Со всей справедливостью, без колебаний можно сказать о Есенине: «Это сама Россия»… Есенин – один из ярких национальных характеров своего времени и будущей России, ее душа и сердце.

В декабре 1925 г. поэт решил навсегда покинуть Москву и переехать жить в Ленинград. 24 декабря Есенин встречался с друзьями в Ленинграде. Что происходило с ним в эти дни, неизвестно. Известно, что примерно 27 декабря Сергей Александрович написал свое последнее стихотворение, адресованное поэту В. Эрлиху:

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова.
Не грусти и не печаль бровей, –
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Утром 28 декабря 1925 г. Есенина нашли повесившимся в номере ленинградской гостиницы «Англетер». Похороны поэта превратились в грандиозный народный митинг. На Ваганьковском кладбище у могилы Сергея Есенина собрались его жены и возлюбленные: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Галина Бениславская, Софья Толстая…Айседора Дункан прислала телеграмму со словами: «…Его дерзкий дух стремился к недостижимому… Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием». В. В. Маяковский в эпитафии «Сергею Есенину» написал:

«Не откроют
нам
причин потери
ни петля,
ни ножик перочинный.
Может,
окажись
чернила в «Англетере»,
вены
резать
не было б причины».

Посмертная судьба творчества Есенина в СССР оказалась очень тяжелой. Большую роль в этом сыграл один из большевистских вождей Н. И. Бухарин. Он, в частности, писал: «Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни, так называемого «национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни…». Вплоть до середины 1950-х гг. стихи Есенина не издавали. Но они распространялись в списках, ходили по рукам, на стихи Есенина создавали песни, горячо любимые и хорошо известные в самых широких слоях общества.

Литературный календарь ЧОУНБТеперь на родине поэта – Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Есенина. Музеем стали усадьба и дом Есениных. Старожилы утверждают: за всю свою долгую историю село Константиново не переживало ничего подобного. В тот памятный день – 2 октября 1965 г. – с раннего утра шли и ехали в Константиново люди. Их не остановили ни бездорожье, ни плохая погода. Они собрались на родине Есенина со всех концов России, чтобы в простой деревенской избе открыть музей великого поэта. Здесь, на рязанской земле, отшумело озорное детство поэта, прошла его юность, здесь родились его первые стихи. И мог ли кто представить, что пройдет совсем немного времени – и этот рязанский парень станет поэтическим сердцем России. С 1960-х гг. в Константиново проводятся Есенинские чтения. 

Из воспоминаний поэта Г. В. Иванова:

Всю свою короткую, романтическую, бесшабашную жизнь Есенин возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти и сам раздирался страстями, столь же бурными и противоречивыми. Ими жил и от них погиб. Может быть, оттого, что эти страсти не нашли себе полного выхода ни в его стихах, ни в оборванной судорогой самоубийства жизни – с посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность… все связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить. Живут не только его стихи, а все «есенинское», Есенин «вообще», если можно так выразиться. Все, что его окружало, волновало, мучило, радовало, все, что с ним как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня…

…Случилось так, что по отношению к Есенину формальная оценка кажется ненужным делом… Конечно, стихи Есенина… можно… взвесить и разобрать. Но это вообще скучное занятие, особенно скучное, когда в ваших руках книжка Есенина. Химический состав весеннего воздуха можно тоже исследовать и определить, но… насколько естественней просто вдохнуть его полной грудью…

Значение Есенина именно в том, что он оказался как раз на уровне сознания русского народа «страшных лет России», совпал с ним до конца, стал синонимом и ее падения и ее стремления возродиться. В этом «пушкинская» незаменимость Есенина, превращающая и его грешную жизнь и несовершенные стихи в источник света и добра. И поэтому о Есенине, не преувеличивая, можно сказать, что он наследник Пушкина наших дней.

Из воспоминаний поэта Ивана Грузинова:

…Есенин в стихах никогда не лгал. Рассказывает он об умершей канарейке – значит, вспомнил умершую канарейку, рассказывает о гаданье у попугая – значит, это гаданье действительно было, рассказывает о жеребенке, обгоняющем поезд, – значит случай с милым и смешным дуралеем был… Всякая черточка, маленькая черточка в его стихах, если стихи касаются его собственной жизни, верна. Сам поэт неоднократно указывает на это обстоятельство, на автобиографический характер его стихов…

Стихи

Снежная замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна.
Снова я вижу родную околицу,
Через метель огонек у окна.

Все мы бездомники, много ли нужно нам?
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться –
Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.

Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.

Вот и опять у лежанки я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
Снова я ожил и снова надеюсь
Так же, как в детстве, на лучший удел.

А за окном под метельные всхлипы,
В диком и шумном метельном чаду,
Кажется мне – осыпаются липы,
Белые липы в нашем саду.
1925

Читайте в Публичке!

Есенин, С. А. Полное собрание сочинений : в 7 т. / С. А. Есенин ; гл. ред. Ю. Л. Прокушев; Рос. АН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва : Наука, 1995–2000.

М-510304 – КХ
М-515710 – КХ

Т. 1 :Стихотворения. – 1995. – 671 с.

М-515711 – КХ

Т.2: Стихотворения (Маленькие поэмы). – 1997. – 463 с.

М-515712 – КХ

Т.3: Поэмы. – 1998. – 718 с.

М-510305 – КХ
М-515713 – КХ

Т. 4: Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений». – 1996. – 544 с.

М-515714 – КХ

Т.5: Проза. – 1997. – 559 с.

М-516775 – КХ

Т. 6.: Письма. – 1999. – 815 с.

М-516774 – КХ

Т. 7. Кн. 1: Автобиографии. Дарственные надписи. Фольклорные материалы. Литературные декларации и манифесты. – 1999. – 557 с.

М-518435 – КХ

Т. 7. Кн. 2: Дополнения к 1–7 томам. Рукою Есенина. Деловые бумаги. Афиши и программы вечеров. – 2000. – 639 с.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Экранизация

«Есенин» – российский многосерийный художественный телефильм, снятый режиссером Игорем Зайцевым по мотивам произведения  Виталия Безрукова «Сергей Есенин», главную роль сыграл Сергей Безруков. Премьера состоялась в 2005 г.

Материал подготовила Наталья Удовицкая, гл. библиограф ИБО




Наверх