Уильям Голдинг

                   Уильям Голдинг

Двадцать пять лет назад на меня легкомысленно наклеили ярлык пессимиста, не понимая, что этот титул прицепится надолго, так же, как, к примеру, к имени Рахманинова прицепилась знаменитая до-диез минорная прелюдия. Ни одна аудитория не отпускала его со сцены, до тех пор пока он не исполнит её. Так и критики вчитываются в мои книги до тех пор пока не найдут что-нибудь, что кажется им безнадежным. И я не могу понять почему. Сам я не чувствую этой безнадежности<…>. Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом… Тем не менее, я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь… Нам надо больше любви, больше человечности, больше заботы.
Уильям Голдинг, Нобелевская речь (1983)

Английский писатель Уильям Джеральд Голдинг родился в 1911 г. в графстве Корнуолл в семье школьного преподавателя. С детства мальчика отличал интерес к древности, особенно к истории первобытного общества. Юноша закончил Брейзноуз-колледж Оксфордского университета, где два года изучал естественные науки, а затем специализировался на изучении английского языка и литературы. В течение нескольких лет Голдинг преподавал английский язык и философию в Уордсвортской школе в Солсбери.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

В годы Второй мировой войны Голдинг служил на флоте, участвовал в качестве командира десантного корабля в операции по высадке союзников в Нормандии. После демобилизации он продолжил преподавательскую деятельность, совмещая ее с написанием статей и рецензий для журналов. К этому времени относится создание первых четырех романов, которые Голдинг не смог издать. В 1952 г. он начал работу над произведением, принесшим ему мировую известность. Произведение было выпущено в свет в мягкой обложке под названием «Повелитель мух» в 1954 г. и быстро стало бестселлером. Вся Британия зачитывалась историей о группе школьников, очутившихся на острове во время войны. Голдинга избрали членом Королевского общества литературы.

За 40 лет литературного творчества писатель издал 12 романов. В 1955 г. увидело свет любимое произведение самого Голдинга – роман «Наследники», развивший поднятую в «Повелителе мух» проблему общественного порока. Спустя год был опубликован роман «Воришка Мартин», повествующий о судьбе морского офицера, потерпевшего кораблекрушение. Все три произведения объединены идеей борьбы за выживание. В 1959 был выпущен роман «Свободное падение», посвященный размышлениям о смысле человеческой жизни и ответственности человека за свои поступки.

После успеха своих книг Голдинг оставил в 1962 г. преподавательскую деятельность, полностью посвятив себя литературному труду. В 1964 г. вышел в свет роман «Шпиль», где автор рассуждает о цене, которую человек платит за право созидать. В 1966 г. писатель был посвящен в рыцарское звание.

В течение ряда лет писатель обращается к малым формам – рассказам и новеллам, выпускает сборники «Пирамида» (1967) и «Бог-скорпион» (1971). Длительная творческая пауза завершается триумфальным возвращением Голдинга в литературу: в 1979 г. была опубликована «Зримая тьма» – роман-исследование природы добра и зла и деградации человеческой личности на фоне сытого технократического общества.

Через год, в 1980 г., вышел роман «Ритуал на море», удостоенный престижной премии Букера. В 1982 г. был опубликован сборник «Передвижная мишень». Признанием литературного таланта Голдинга стала Нобелевская премия, присужденная ему в 1983 г.

В 1984 г. вышло написанное в жанре социальной комедии самое спорное произведение писателя – «Бумажные людишки», роман-исповедь о торговцах словами.

Во второй половине 1980-х годов было опубликовано два романа – «Тесное соседство» (1987) и «Пожар внизу» (1989), которые в 1991 г. писатель объединил с написанным ранее «Ритуалом на море» в глубоко аллегоричную трилогию «На край света: морская трилогия». Произведение написано в форме исторической саги, действие которой происходит в XVIII в. Корабль с пассажирами на борту представляет микромодель британского общества, являясь, по сути, символом всего человечества, движущегося в неизвестном направлении.

Последний роман «Двойной язык» писатель не успел завершить, скоропостижно скончавшись в июне 1993 г. Однако произведение, рассказывающее историю прорицательницы Пифии, было восстановлено по наброскам и опубликовано в 1995 г.

Особенности творчества:

Как отмечал литературовед Александр Чамеев, проза Уильяма Голдинга, «пластичная, красочная, напряжённая», принадлежит к самым «ярким явлениям послевоенной британской литературы». Для произведений Голдинга характерны драматизм, философская глубина, разнообразие и сложность метафорического языка; за кажущимися простотой и непринуждённостью повествования в книгах автора «скрываются цельность и строгость формы, выверенная слаженность деталей». Согласно У. Аллену, каждый компонент произведения писателя, сохраняя художественную самостоятельность, «работает» на заранее заданную философскую концепцию, нередко противоречивую и спорную, но «неизменно продиктованную искренней тревогой за судьбу человека в вывихнутом мире; претворённая в плоть и кровь художественных образов, эта концепция превращает всю конструкцию в обобщение почти космической широты».

Концепции Голдинга, в основном, основывались на крайне пессимистическом отношении к природе человека и перспективах его эволюции. «Оптимистическое представление о целесообразности и необратимости исторического процесса, вера в разум, в научный прогресс, в общественное переустройство, в изначальную доброту человеческой природы кажутся Голдингу – в свете опыта военных лет – не более чем иллюзиями, обезоруживающими человека в его отчаянных попытках преодолеть трагизм бытия», – писал А. Чамеев. Формулируя свои цели, писатель ставил во главу угла проблему исследования человека со всеми его тёмными сторонами. «Человек страдает от чудовищного неведения своей собственной природы. Истинность этого положения для меня несомненна. Я целиком посвятил свое творчество решению проблемы, в чём существо человеческое», – писал он в 1957 г.

Исследователи по-разному классифицировали жанр произведений У. Голдинга: «притча», «парабола», «философско-аллегорический роман», отмечая, что его персонажи, как правило, вырваны из повседневности и поставлены в обстоятельства, где нет тех удобных лазеек, что существуют в обычных условиях. Сам писатель не отрицал притчевого характера своей прозы; более того, посвятил размышлениям на эту тему лекцию, прочитанную американским студентам в 1962 г. Признавая свою приверженность мифотворчеству, он трактовал «миф» как «ключ к существованию, открывающий конечный смысл бытия и вбирающий в себя жизненный опыт целиком и без остатка». Исследователями отмечалось своеобразие «мира Голдинга»: его малонаселенность, нередко – замкнутость (остров в «Повелителе мух», участок первобытного леса в «Наследниках», одинокая скала посреди океана в «Воришке Мартине»). Именно пространственная ограниченность поля действия открывает автору «простор для моделирования разного рода экстремальных (пограничных – в экзистенциалистской терминологии) ситуаций», обеспечивая тем самым «чистоту опыта», – считал А. Чамеев.

Интересные факты:

Уильям Голдинг начал писать стихи в Оксфорде и тогда же опубликовал свой первый сборник – это было в 1934 г. Критики с одобрением восприняли его опыты. Позднее, встретив экземпляр в лавке букиниста, Голдинг купил его, чтобы уничтожить.

Во время войны Уильям Голдинг служил во флоте. Дослужился до должности командира ракетоносца и в этом качестве принимал участие в операции D-Day, когда союзники высадились в Нормандии (6 июня 1944).

Уильям Голдинг утверждал (в послевоенных выступлениях и интервью), что именно война убедила его: люди творят зло, как пчела делает мед, и тот, кто не понимает этого, слеп или безумен.

Первый роман Уильяма Голдинга – «Повелитель мух», – написанный в 1952 г., был отвергнут двадцать одним издателем. Двадцать второй опубликовал его, доверившись слову недавно принятого на работу редактора. «Повелитель мух» принес Голдингу всемирную известность и до сих пор остается самой известной его книгой.

Уильям Голдинг считал роман Оруэлла «1984» недоделанным и скучным и не любил, когда «Повелителя мух» сравнивали со знаменитой антиутопией.

Уильям Голдинг стал лауреатом Нобелевской премии (обойдя Грэма Грина) в 1983 г. Премию вручили со следующей мотивировкой: «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».

Уильям Голдинг называл себя «универсальным пессимистом, но космическим оптимистом».

Цитаты:

Все всегда оказываются не такими, как от них ждешь.

 Если лицо совершенно меняется от того, сверху ли или снизу его осветить, – чего же стоит лицо? И чего все вообще тогда стоит?

 Они шагали рядом – два мира чувств и понятий, неспособные сообщаться.

 Когда ты главный, тебе приходится думать и надо быть мудрым, в этом вся беда.

 Объяснения отнимают у вещей всю прелесть…

 Книги были полны слов – физическое воплощение бесконечного людского кудахтанья.

 Неважно, сильный ты или нет, а честность есть честность.

 Может, зверь этот и есть... Может... это мы сами.

Сложная метафорическая основа произведений Голдинга допускает возможность различного их истолкования. Его притчи, как правило, не предлагают готовых решений, не дают окончательных ответов на поставленные в них вопросы. У кого-то они могут вызвать сомнения, у кого-то – прямые возражения, но никого, думается, не оставят равнодушными. Каждая из них несет в себе мощный интеллектуальный и нравственный заряд, будит воображение, заставляет еще и еще раз задуматься над "проклятыми" вопросами бытия, над наболевшими вопросами совести и самопознания.

Александр Чамеев


Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*
* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовил Владислав Бочаров, 
библиотекарь отдела электронных ресурсов

 

Наверх