Александр Куприн

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы          Александр Куприн

Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом
Константин Паустовский

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы, Публичка Александр Иванович Куприн (1870–1938) – талантливый и самобытный русский писатель, один из крупнейших представителей реалистического направления в отечественной литературе конца XIX – начала XX века. Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», «Гамбринус» и других, которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы. Личность Куприна, как и его творчество – это «взрывоопасная смесь дворянина, благородного разбойника и нищего странника. Огромный, необработанный драгоценный самородок, в котором сохранена первобытная красота и сила характера, мощь и магнетизм личного обаяния». Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане, организовывал атлетическое общество...

Заказать книги в ЧОУНБ*

Читать в библиотеке ЛитРес*

Из биографии

Александр Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в Пензенской губернии. Отец его Иван Иванович Куприн был мелким чиновником дворянского происхождения, а у матери были корни татарского княжеского рода. Вообще в формировании личности Куприна мать сыграла громадную роль, в глазах ребенка она безраздельно заняла место «верховного существа». Судя по свидетельствам современников, Любовь Алексеевна Куприна, урожденная княжна Куланчакова, «обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством». Натура энергичная, волевая и даже с оттенком деспотизма в характере, она обладала к тому же, по словам Куприна, редким «инстинктивным вкусом» и тонкой наблюдательностью. Мальчик рано осиротел, лишившись отца в годовалом возрасте. После смерти мужа мать переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Семья бедствовала, и мать вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних. Почти семнадцать лет он находился в казенных учреждениях – сиротский дом, гимназия, кадетский корпус, а позже, юнкерское училище. Образование получил в ряде закрытых военных учебных заведений.  В 1890 г., окончив Александровское юнкерское училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

В 1894 г. он вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по югу России, занимался журналистикой. Интеллектуальные задатки пробились сквозь панцирь военной муштры, и у юного Александра появилась и окрепла мечта стать поэтом или писателем. Прежде чем профессионально заняться литературой, он сменил множество профессий: был псаломщиком, грузчиком и землемером, работал на табачных плантациях и на заводе в Донбассе, принимал участие в спортивных состязаниях атлетов, служил лесным объездчиком на Волыни, учился на зубного техника, играл в провинциальном театре и в цирке… Эти странствия обогатили его жизненный и писательский опыт. Постепенно Куприн становится профессиональным литератором, печатая свои произведения в провинциальных газетах. Вначале это были юношеские стихи, а после военной службы в провинциальных гарнизонах появляются первые рассказы и повести. Сюжет этих произведений начинающий писатель берет из собственной жизни.

В 1901 г. Куприн приезжает в Петербург. Позади годы скитаний, калейдоскоп причудливых профессий, неустроенная жизнь. Здесь перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных тогдашних «толстых» журналов – «Русского богатства» и «Мира Божьего». В 1897 г. Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее – с А. П. Чеховым, а в ноябре 1902 г. – с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Куприн  начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В 1907 г. женился вторым браком на Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.

Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Но после Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма и «красного террора», он тревожился о судьбе русской культуры. Одно время работал в издательстве «Всемирная литература». Осенью 1919 г., находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Почти семнадцать лет прожил на чужбине – во Франции. Годы, которые он прожил в Париже, вопреки мнению советского литературоведения, были для писателя плодотворным периодом. Однако постоянная материальная нужда и тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. «Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», – пишет он в одном из писем. Весной 1937 г. тяжелобольной Куприн вернулся на родину и был тепло встречен своими почитателями. Он публикует очерк «Москва родная», у него созревают новые творческие планы, которым не суждено было осуществиться.

25 августа 1938 г. после тяжелой болезни Александр Иванович Куприн умирает. Писателя похоронили в Ленинграде на Литераторских мостках, рядом с могилой Тургенева.


Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературыО творчестве

Первым литературным опытом Куприна были стихи, написанные им еще в годы учебы и оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, – рассказ «Последний дебют» (1889). В период военной службы (1890–1894)  были изданы многие очерки, рассказы, повести. Среди них повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью», «Дознание» и другие. Выйдя в отставку в 1894 г., писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий. Уже в самом начале творчества у него проявилось бесподобное, доскональное знание жизни своих героев. «О том, чего не знаешь, писать нельзя», – говорил Александр Иванович. Это знание стало основой всех его и коротких, точных, выверенных до последнего штриха рассказов и очерков, и больших, эпически широких и лирически нежных повестей. Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

В 1896 г. Куприн пишет и публикует повесть «Молох», которая является началом нового этапа в творческой жизни начинающего писателя и совершенно новым  произведением для русской литературы. После переезда в Петербург в 1901 г. писатель активно публикует свои рассказы и повести в петербургских журналах. Произведения Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. О любви и человеческой преданности Александр Иванович пишет в рассказе «Суламифь» (1908) и повести «Гранатовый браслет» (1910). Не так уж много найдется произведений в мировой литературе, где описывают так тонко безнадежное, безответное и одновременно самоотверженное чувство любви, как это делает Куприн в «Гранатовом браслете». Наиболее ярко любовь в творчестве Куприна описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений. Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие. В 1905 г. вышло наиболее значительное его произведение – повесть «Поединок», которая принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.

В эмиграции (1919–1937) Куприн пишет три большие повести, много рассказов, статей и эссе, а также  роман «Жанет» о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину, и автобиографический роман «Юнкера» (1928–1932), который наполнен непобедимым и бессмертным духом русской армии. «Я хотел бы, –  говорил Куприн, – чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера” – это мое завещание русской молодежи».

Творчество А. И. Куприна – одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей, прежде всего, глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. Куприн – превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни, но и литературного характера: портрет, психология, речь – все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину. Повествование в его произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено – ненавязчиво и без ложной умозрительности – именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох. В обширном литературном наследии Куприна то оригинальное, купринское, что принес с собой писатель, лежит на поверхности. По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни. Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа – в любви, творчестве, доброте...

Произведения
А. И. Куприна

Повести и романы

1892 – «Впотьмах»
1896 – «Молох»
1897 – «Прапорщик армейский»
1898 – «Олеся»
1900 – «На переломе» (Кадеты)
1905 – «Поединок»
1909–1915 – «Яма»
1907 – «Гамбринус»
1908 – «Суламифь»
1910 – «Гранатовый браслет»
1929 – «Колесо времени»
1928–1932 – «Юнкера»
1933 – «Жанета»

Рассказы
1889 – «Последний дебют»
1892 – «Психея»
1893 – «Лунной ночью»
1894 – «Дознание», «Славянская душа», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие», «На разъезде», «Аль-Исса»,  «Забытый поцелуй», «О том, как профессор Леопарди ставил мне голос»
1895 – «Воробей», «Игрушка», «В зверинце», «Просительница», «Картина», «Страшная минута», «Мясо», «Без заглавия»,  «Ночлег», «Миллионер», «Пиратка», «Лолли», «Святая любовь», «Локон», «Столетник», «Жизнь»
1896 – «Странный случай», «Бонза», «Ужас», «Наталья Давыдовна», «Полубог», «Блаженный», «Кровать», «Сказка», «Кляча», «Чужой хлеб», «Друзья», «Марианна», «Собачье счастье», «На реке»
1897 – «Сильнее смерти», «Чары», «Каприз», «Первенец», «Нарцисс», «Брегет», «Первый встречный», «Путаница», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька», «Детский сад», «Allez!»
1898 – «Одиночество»
1899 – «Ночная смена», «Счастливая карта», «В недрах земли»
1900 – «Дух века», «Погибшая сила», «Тапер», «Палач»
1901 – «Сентиментальный роман», «Осенние цветы», «По заказу», «Поход», «В цирке», «Серебряный волк»
1902 – «На покое»
1903 – «Конокрады», «Как я был актёром», «Белый пудель»
1904 – «Вечерний гость», «Мирное житие», «Угар», «Жидовка», «Брильянты», «Пустые дачи», «Белые ночи», «С улицы»
1905 – «Чёрный туман», «Жрец», «Тост», «Штабс-капитан Рыбников»
1906 — «Искусство», «Убийца», «Река жизни», «Счастье», «Легенда», «Демир-Кая», «Обида»
1907 – «Бред», «Изумруд», «Мелюзга», «Слон», «Сказочки», «Механическое правосудие», «Исполины»
1908 – «Морская болезнь», «Свадьба», «Последнее слово»
1910 – «По-семейному», «Леночка», «В клетке зверя»
1911 – «Телеграфист», «Начальница тяги», «Королевский парк»
1912 – «Травка», «Чёрная молния»
1913 – «Анафема», «Слоновья прогулка»
1917 – «Сашка и Яшка», «Храбрые беглецы»
1918 – «Пегие лошади»
1920 – «Лимонная корка», «Сказка»
1923 – «Однорукий комендант», «Судьба»
1925 – «Ю-ю»
1926 – «Дочь великого Барнума»
1928 – «Инна»
1933 – «Ночная фиалка»
1934 – «Последние рыцари»

Читайте в Публичке!

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы, сентябрьКуприн, А. И. Собрание сочинений : в 5 т. / А. И. Куприн. – Москва : Правда, 1982. – (Библиотека «Огонек». Отечественная классика).

         Т. 1: [Повести и рассказы, 1894–1900]. – 1982. – 461 с.

Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак К 924; Инв. К-307891

           Т. 2: [Повести и рассказы, 1901–1905]. – 1982. – 448 с., 3 л. ил.

Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак К 924; Инв. К-308797

          Т. 3: [Рассказы, 1906–1913]. – 1982. – 416 с., 4 л. ил. : цв. ил.

Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт .знак К 924; Инв. К-308800

           Т. 4: [Повести и рассказы, 1914–1927]. – 1982. – 462 с., 4 л. ил.

Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак К 924; Инв. К-312539

           Т. 5: [ Рассказы, очерки, воспоминания]. – 1982. – 462 с., 4 л. ил.

Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак К 924; Инв. К-312540

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы в ПубличкеКуприн, А. И.  Избранные сочинения / А. И. Куприн. – Москва : Худож. лит., 1985. – 655 с., 8 л. цв. ил. – (Библиотека классики. Русская литература).

Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак К 924; Инв. К-373850

В книгу вошли избранные повести и рассказы А. И. Куприна, созданные писателем на протяжении всей его творческой жизни: «Дознание», «Олеся», «Белый пудель», «Поединок», «Гранатовый браслет» и другие.

Заказать в ЧОУНБ*

Читать в ЛитРес*

* Для чтения книги он-лайн и бронирования необходимо пройти удаленную регистрацию на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать он-лайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone. 


Экранизации

Многие произведения Куприна экранизированы: «Белый пудель» (1955), «Гамбринус» (1990), «Гранатовый браслет» (1964), «Олеся» (1956 и 1970), «Поединок» (1957), «Яма» (1990)  и др. Вышло два телесериала: «Юнкера» (12 серий, 2007)  и «Куприн» (13 серий, 2014).

 

Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы, КупринКолдунья (La Sorciere, 1956), режиссёр: Андре Мишель, в гл. роли Марина Влади 
Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы, КупринГранатовый браслет (1964), режиссёр Абрам Роом, в гл. роли Ариадна Шенгелая 
Литературный календарь ЧОУНБ, Год литературы, КупринОлеся (1970), режиссёр Борис Ивченко, в гл. роли Людмила Чурсина

 

Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО

Наверх