Лучшая ЦГБ

27 мая

2015

3

БИБЛИОВЕСТНИК

27 мая — Общероссийский День библиотек

 Поздравляем с профессиональным праздником!

В этом номере:

С Днем 
библиотек!

Итоги 
конкурсов

Лауреаты 

   

 Больше чем библиотека 

Марина ЕмелинаСнежинской «публичке» присвоено звание «Лучшая центральная городская библиотека» по итогам работы за 2014 год.

В течение трех лет снежинское книгохранилище функционирует в одном здании с другими муниципальными организациями. В соседях – управление культуры и молодежной политики, музей, архив. Однако если, показав на постройку, спросить у любого горожанина: «Что это?» вы услышите в ответ: «Библиотека». Дело в том, что ее сотрудники особенно активно проявляют себя на местном информационном поле. Еженедельно специалисты организуют разнообразные мероприятия, принимают участие в международных акциях и проектах. Любая затея, реализуемая под покровительством библиотеки, получает знак качества.

Масштаб

Отправляя заявку на областной конкурс «Библиотека года», организованный ГКУК ЧОУНБ при поддержке Министерства культуры Челябинской области, и, обозначая основные вехи работы учреждения, Е. А. Воложина еле «втиснулась» в положенные по регламенту шесть страниц: «Нужно было показать, что мы не местечковая команда, которая занимается лишь с организованными малыми группами – школьниками или ребятней из детских садов, – говорит заместитель директора библиотеки. – Мы действительно продвигаем ценности во всем городском сообществе. Мы – имиджевая структура. И то, что мы поделили первое место с Челябинской библиотекой 
им. А. С. Пушкина, что наш уровень работы оценили наравне с учреждением города-миллионника – это значительно».

В прошлом году в снежинской читальне провели 542 мероприятия. Их посетило без малого шесть тысяч жителей ЗАТО, это при всей численности населения – 49 900 человек. Уже привычными стали местные проекты. «Книжная беседка» призвана сориентировать людей в многообразии новой литературы. «Выбор читателя» дает возможность проголосовать за прочитанное произведение и просмотреть рейтинг книг. «Чемпионат кроссвордистов» чествует эрудитов. Наряду со своими инициативами реализовывались и глобальные социокультурные акции. Например, отборочный тур чемпионата России по чтению вслух «Открой рот», международный онлайн-проект «Каренина. Живое издание», международная акция по проверке грамотности «Тотальный диктант»  и предшествующие ей экспресс-курсы русского языка «Русский по средам». «В конечном счете, стратегия городской библиотеки заключается в том, чтобы делать все для того, чтобы люди в нее ходили. Мы должны не формально занимать площадь, а быть нужными и при этом избегать «перекоса» в сторону развлечений. И не забывать про миссию – с помощью хорошей литературы, знаний делать из человека Личность, как бы пафосно это ни звучало», – транслирует цель Елизавета Александровна.

Технологическая эволюция

С основной своей, сугубо утилитарной задачей – предоставлять гражданам доступ к информации – библиотека Снежинска успешно справляется. Каждый четвертый житель города регулярно прибегает к услугам основного книгохранилища или трех его филиалов. В ЗАТО сейчас работают только два книжных магазина и цены в них, как и везде, кусаются. Поэтому ресурс «публички» из почти 270 тысяч экземпляров вовсе нельзя назвать пассивным. За прошлый год их выдавали на руки 278 981 раз. Не так давно пустили «в оборот» и ядро фонда – теперь можно взять на дом книгу и из читального зала. Когда человек просит произведение и утверждает, что его нигде больше нельзя найти, ему идут навстречу. И это нужно брать на вооружение повсеместно.

«Что ни говори, а все еще очень много людей предпочитают бумажные тома электронным. И таких ретроградов на наш век хватит», – убеждена библиотекарь. Но, несмотря на это мнение, работа в рамках новых технологий не прекращается. «Чаще учреждения работают по такой схеме. Традиционные отделы функционируют сами по себе. И самостоятельно – отдел электронной информации, с возможностью выйти в Интернет. Мне кажется, что это не совсем правильный путь: сведения, которые можно найти в Сети, должны подтверждаться авторитетными источниками, созданными с помощью квалифицированной редакционной коллегии. Поэтому наши 16 компьютеров рассредоточены по отделам, а в холле постоянно работает Wi-Fi».

Систематизация новых данных в библиотеке не прекращается. Пополняются электронный каталог книг и картотека статей периодических изданий. Специалисты отдела комплектования и обработки должны так описать имеющиеся в наличии труды, чтобы их можно было найти, не зная даже автора и названия. Отсюда и феноменальная память работников книгохранилища, и аналитический склад ума.

Всего в снежинской «публичке» трудятся 42 библиотекаря. Средний возраст – 45 лет. Заместитель директора говорит, что это критическая точка: «На данный момент с кадрами проблем нет, но если в ближайшем будущем представители старшего поколения начнут медленно и уверенно выходить на пенсию, трудности возникнут. Молодые люди не спешат поступать на информационно-библиотечные факультеты и получать специализированное образование. А оно в нашей работе крайне желательно, для того чтобы понимать специфику деятельности и не изобретать велосипед».

Но все-таки важнее образования личные качества работников, главные из которых – безусловная отзывчивость и инициативность. В основные обязанности вахтеров не входит проведение экскурсии по отделам, но они это делают. Руководитель филиала не обязан вести кружок любителей поэзии, но он занимается этим. Девять самых разных клубов по интересам с разной периодичностью собираются в стенах «читальни», пользуясь ее гостеприимством. Например, я стабильно бываю там раз в три недели, не считая визитов для выбора и возврата книг. А когда вы последний раз были в библиотеке?

Марина Емелина,
журналист, корреспондент еженедельника «Окно»

 
Наверх