"Штурман детского чтения" – С. В. Олефир

27 мая 2016

№ 4  

 

БИБЛИОВЕСТНИК

27 мая — Общероссийский День библиотек

 Итоги конкурсов

В этом номере:

С Днем 
библиотек!

Итоги 
конкурсов

Лауреаты 
премий

Юбилейные
даты

Будем знакомы 

Проба пера

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Я – библиотекарь

Эссе 

Светлана Валентиновна ОлефирБиблиотекарем я стала не сразу, по образованию – технический специалист. Но вот уже 20 лет работаю в детской библиотеке г. Озерска и очень люблю свою работу, горжусь ей. В моей библиотечной биографии было немало интересных, ярких моментов, которые невозможно забыть. Попробую рассказать о них.

Как я стала библиотекарем

С детства в моей жизни были два примера Библиотекаря – моя мама Тамара Григорьевна Коренькова, бывший директор Централизованной системы детских и школьных библиотек, и Надежда Анатольевна Капитонова, бывший директор Челябинской областной детской библиотеки, ныне известный краевед, знаток детской литературы Южного Урала. С давних пор они дружили, часто встречались, обсуждали прочитанные книги, вместе бывали в библиотеках разных городов, о чем интересно рассказывали. Приглашали в наш город писателей, которые после встреч с детьми приходили к нам домой пообщаться. Я очень любила читать,  слушать рассказы о книгах, гордилась тем, что мою маму знают многие люди в городе, но никогда не думала, что стану библиотекарем.

В школе любила точные науки и решила стать инженером; окончила институт, пошла работать на наше градообразующее предприятие, затем в строительно-монтажную отрасль. Работала программистом, занималась автоматизацией технологических процессов и бухгалтерией, и работа мне была интересна. И вдруг – лихие 90-е… В городе почти нет рабочих мест, где регулярно платят зарплату. А в Детской библиотеке началась автоматизация. Вместе с моей подругой пришли в библиотеку. Зарплата меньше в 5 раз, зато получать ее можно  ежемесячно. Библиотека купила 5 компьютеров, мы писали программы автоматизации, создали свой каталог и базу статей, обучили работе на компьютере сотрудников трех отделов. Практически никуда не выезжали, т. к. командировочных не было, и своих средств тоже.

Как мы вышли «в свет»     

Когда работаешь в библиотеке, понимаешь, что твоими коллегами, друзьями, партнерами может стать множество людей: педагоги школ, воспитатели детских садов, родители читателей, технические специалисты разных организаций, да и сами школьники, которым интересно, что это в библиотеке делает компьютер. Однажды коллеги из Алтайского университета рассказали о Фонде Сороса. Навсегда запомнился наш первый проект, конкурс назывался  «Ресурсы Интернет для образования, культуры, здравоохранения». Проект начинался словами «Мы живем в маленьком провинциальном городе, далеко от центров образования и культуры». Мы написали о том, как будет хорошо нашим читателям, если в библиотеке появится Интернет, как много они смогут узнать, заполнили все формы и отправились в Екатеринбург, в Университет, где было представительство  Фонда. Возможно, тогда я впервые поняла важность точных формулировок: специалист сказал, что для участия в конкурсе нужно было создать свои интернет-ресурсы, а не использовать готовые. Мы были ужасно огорчены, ведь грант был последней надежной продвинуться в своей работе, обновить компьютерный парк. Грант мы получили, и даже по 10 долларов индивидуальной поддержки. Купили 10 компьютеров, создали локальную сеть, Интернет был возможен по дозвону, т. к. в городе не было нормального канала. В следующем году вместе с Главой администрации Озерска защищала в Москве новый проект «Подключение к Интернет учреждений образования, культуры, здравоохранения». Запомнилось состояние гордости (мне – библиотекарю – город поручил защищать такой проект) и ужаса: одним из тех, кто оценивал проект,  был С. П. Капица, известный ученый. Мы получили этот грант, и затем еще множество других грантов, открыли Интернет-класс и Медиацентр, сформировали видеотеку и медиатеку, научились сами и начали обучать педагогов и школьников новым информационным технологиям. Я получила грант на поездку в Крым, на конференцию, где познакомилась со многими своими коллегами из крупных детских библиотек страны, до сих пор мы, «автоматизаторы всей страны», общаемся и обмениваемся опытом работы, помогаем друг другу в нелегком деле внедрения НИТ в деятельность детских библиотек.

Как набрали силы

В начале 2000-х поняла, что не хватает библиотечного образования. Нужно было оценивать качество многочисленных систем автоматизации библиотек и выбирать свою, автоматизировать другие библиотечные процессы, разрабатывать программу информатизации библиотечного обслуживания детского населения города. Решила не получать второе высшее, а поступить в аспирантуру ЧГАКИ, «двигать науку». Прошло уже 20 лет с момента получения вузовского диплома, теорию библиотечного дела знаю слабовато, а в конкурентах (3 человека на место) – молодежь, только что закончившая Академию. Я поступила, писала диссертацию, но к моменту завершения аспирантуры и диссертации, совет в Челябинске был закрыт, пришлось ехать защищаться в МГУКИ. Только тот, кто учился в провинции и защищался в Москве, представляет эти трудности. Однако опыт нашей библиотеки получил научное обобщение, я тоже много узнала и получила интересный опыт.

Центральная детская библиотека в это время была уже неплохо оснащена компьютерами, но у нас 20 филиалов – школьные библиотеки. Нужно было найти общий язык с Управлением образования, чтобы оснастить все школьные библиотеки. Подготовили совместный проект информатизации образования, включили в заказ компьютеры для школьных библиотек, согласовали со всеми ответственными лицами и ждали почти два года. Город получил компьютеры по бартеру и вспомнил о нас. Затем и область укрепила нашу материально-техническую базу, компьютеры в школьных библиотеках появились не только у библиотекарей, но и у детей. За этими строками столько тревог, звонков и напоминаний о себе, согласований, и, наконец, – результат, мы добились своего.

Эти годы были наполнены развитием корпоративных связей. Имея доступ в Интернет, получали гранты и  смогли включаться в различные проекты библиотек страны, создавать вместе информационные ресурсы: корпоративный проект «Пионер» с Свердловской ОБДЮ, краеведческие проекты с библиотеками области, проекты по повышению квалификации библиотекарей, проекты со школьниками по программе «Электронная Россия» (Энциклопедия Озерска и др.). Начали чувствовать себя частью огромного информационного пространства, понимать, что будущее общество знаний зависит от нас.

Еще несколько ярких воспоминаний о работе с детьми. В течение нескольких лет мы сотрудничали с Центром занятости по организации летнего труда подростков. До 350 детей работали летом в библиотеках города. Огромная работа по организации труда, оформлению документов, обучению библиотечным технологиям. Зато библиотеки после лета сверкали, материалы для полнотекстовых баз, новых проектов были отсканированы и подготовлены, а подростки, получившие первую в жизни зарплату (часто  равную нашей библиотечной), были очень благодарны.

Первыми в городе мы начали работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учили работать на компьютере. Какие разные были дети и их родители! Иногда становилось страшно, что делаешь что-то не так, что все усилия напрасны… Более 100 детей и взрослых освоили наши курсы компьютерной грамотности, они помнят о библиотеке и всегда рады встрече с нами. Особенно горжусь, что научила работать слепых мальчика и девочку. Чьи-то родители «достали» специальное программное обеспечение для слепых. Весь отдел замолкал, чтобы дети могли слышать механический голос «говорилки». До сих пор считаю чудом, что эти дети освоили компьютерную грамотность. Уже после наших первых шагов в городе организовалось общество «Наши дети» для детей с ОВЗ, с которым мы дружим, появился инваспорт.  

Сегодня мы можем многое

Нашу библиотечную систему знают в стране многие, считаю, что в этом есть и моя заслуга. Мы стремимся к профессиональному сотрудничеству, являемся членами профессиональных союзов (РБА, Библиотечная Ассамблея Урала), участниками областных и региональных проектов, представляем свой опыт на всероссийских и международных конференциях, в профессиональной печати. Меня знают и школьные библиотекари страны, была делегатом двух общероссийских и трех региональных съездов школьных библиотек.

С2007 г. стала преподавать в ЧИППКРО, повышать квалификацию школьных библиотекарей. Очень интересно работать, пригодился опыт нашей библиотеки, постоянно приходится узнавать новое, применять его в библиотеке. В 2012 г. пригласили подготовить дисциплину по выбору «Электронные технологии в библиотечно-информационной деятельности» в Челябинской академии культуры и искусств. Потребовалось совершить еще один виток своего образования, теперь на дистанционном уровне. Освоила технологию вебинаров, дистанционных курсов, стала их активным участником. Разработали новую программу обучения специалистов своей библиотеки, теперь активизируемся в социальных сетях.

Недавно подружились с Содружеством детских писателей Урала – замечательные люди. Теперь наши читатели постоянно встречаются с современными детскими писателями, это тоже повод для гордости. В мае 2013 г. на фестивале чтения в Алапаевске (350 кмот Озерска) вдруг возникло острое чувство гордости за нашу профессию, интересную ежедневно, способную доставлять людям удовольствие, будить их чувства, интерес к знаниям, потребность в культурных ценностях.

Возможно, кому-то покажется, что это все не о библиотеке –  компьютеры, сети, проекты. Но как приятно встретить уже выросших наших читателей, которые помнят совместные проекты, интересуются судьбой библиотеки. По телефону раздаются звонки с вопросами,  как работать в какой-либо офисной программе – и это никого не удивляет. Приходят молодые родители с просьбой подготовить портфолио своих дошкольников и школьников. Наш Интернет-класс полон детей и летом, хотя компьютеры есть у них дома. Ведь здесь можно общаться, найти  друзей не только в Сети, но и за соседним столом.

Мы живем в маленьком провинциальном городе. Раньше, во времена существования нашей Централизованной системы, включавшей школьные библиотеки, 100% наших детей были привлечены к чтению в библиотечной системе. Возможно, поэтому с нами здороваются многие школьники на улицах Озерска. Или потому, что их просвещенное будущее – наша забота?

Светлана Валентиновна Олефир,
начальник отдела МКУК «ЦСДИШБ» г. Озерска,
доктор педагогических наук

Наверх