Мо Янь

Классная вещь!


Мо Янь – маг из Поднебесной и его умопомрачительный реализм с китайской спецификой

Классная вещь!

11 октября 2012 г. представитель нобелевского комитета Петер Энглунд объявил о присуждении премии по литературе китайскому писателю Мо Яню.

По его словам, китайский литератор премирован за работы, в которых «галлюциногенный реализм сочетается с народными сказаниями, историей и современностью». И действительно – уникальному стилю Мо Яня присущи великолепная оригинальная образность, безграничная сила воображения, сплетенная с мифологичностью, и мастерское владение различными формами повествования.

Когда жители Поднебесной узнали о том, что представитель Китая удостоился Нобелевской премии в области литературы, все книги новоявленного лауреата исчезли с прилавков китайских магазинов в течение нескольких дней. В рекордные сроки маэстро Гуань Мое, известный всему миру под псевдонимом «Мо Янь», стал богатейшим писателем Китая, потому что каждый уважающий себя обитатель Поднебесной империи счел нужным приобрести хотя бы один роман первого гражданина КНР, получившего Нобелевскую премию по литературе.

Сочинения Мо Яня переведены более чем на десяток языков, включая английский, французский и немецкий. По всем экранам мира с большим успехом прошел фильм «Красный гаолян», снятый по его произведению. Фильм получил высшую награду Берлинского кинофестиваля1988 г. – Золотого медведя.

В России Мо Янь был практически не известен. Так было до сегодняшнего дня, пока издательство «Амфора» не выпустило в серии «Нобелевская премия 2012» три романа нобелевского лауреата.


Классная вещь!Роман «Страна вина», написанный в жанре сюрреализма, сочетает в себе миф и реальность, историю и легенды, это – притча, историческая аллегория и шедевр литературы абсурда, вместе взятые. В то же время это самая яркая и колкая сатира в современной китайской литературе.

Действие романа происходит в конце 1980-х в китайской провинции Цзюго (в переводе – Cтрана вина), куда направляется следователь по особо важным делам Дин Гоуэр. Задание у него непростое – ходят слухи, что местная партийная верхушка замешана в неслыханном деле, а именно – в поедании детей.

Параллельно в книге появляется другая сюжетная линия в виде переписки самого Мо Яня с поклонником его творчества – Ли Идоу (Ли Десятилитровый), кандидатом виноведения из Цзюго и начинающим писателем. Ли Идоу посылает наставнику на рецензию свои рассказы, которые он мечтает опубликовать, пользуясь знакомством с мэтром, а вместе с ними вино и рисовую водку. Объемы посылок все увеличиваются, а рецензии становятся все восторженнее. Эти очерки из жизни провинции составляют третью ветвь повествования. В итоге композиция состоит из переписки, романа в романе, да и еще и рассказов винодела. По мере продвижения романа и увеличения количества выпитых бутылок сюжетные линии переплетаются между собой, врастают друг в друга, меняя реальность на нечто абсурдное, галюциногенное.

Роман «Страна вина» является настоящим гимном вину, которое льётся на его страницах рекой, а кроме того содержит множество рецептов китайской кухни, в том числе и рецепт правильного приготовления маленьких мальчиков.

Заказать в ЧОУНБ

«Страна вина» в библиотеке IHAVEBOOK

 

Классная вещь!Самым значительным своим произведением Мо Янь считает свой роман «Большая грудь, широкий зад». Это роман-эпопея, сопоставимый, по мнению критиков, с «Тихим Доном» М. Шолохова или «Сто лет одиночества» Г. Гарсиа Маркеса. В нем причудливо сочетаются семейная хроника, романтизм и народные сказания, а эпическое начало переплетается с комическим и мистическим. Получается история с элементами магического реализма, в которой народные сказки соседствуют с современной действительностью Китая.

Главная героиня романа – Шангуань Лу, жена деревенского кузнеца, мать семи дочерей. В первый же день повествования Шангуань Лу, чуть не умерев, рожает восьмую дочь и долгожданного сына – Шангуань Цзиньтуна. Деревню, где они живут, захватывают японские солдаты. Японский доктор спасает жизнь матери и ее двух новорожденных детей, а в это время японские солдаты убивают мужа и свекра Лу. Так начинается история этой мужественной женщины и ее семьи, пытающейся выжить в условиях постоянных бедствий и лишений, которые обрушиваются на китайскую землю на протяжении века. Мать сумела выкормить всех своих детей. Одна за другой вырастают и покидают семью девушки, становясь супругами партизанских командиров, комиссаров, коллаборационистов, продавая сами себя в публичный дом. Они отважны, свободолюбивы; они не боятся жить, не боятся рисковать и жертвовать собой, а силой воли превосходят практически всех мужчин в романе. Матушка любит всех своих детей, но самые свои большие надежды она возлагает на своего единственного сына – Шангуань Цзиньтуна – образ, которого является самым неоднозначным в романе. Гордость матери – долгожданный мальчик, на которого она и сестры шли на жертвы, возлагали все надежды, оказывается эгоистичным, слабовольным и беспомощным человеком, не приспособленным к жизни. В своих мечтах он – прекрасный принц, блестяще разделывающийся со своими врагами. На деле – безвольный слабак, одержимый болезненным пристрастием к женской груди.

Это книга о суровых временах, поэтому в ней много жестоких и трагических сцен, но автор не акцентирует на них внимания. Для него главное не то, какими безжалостными бывают люди, а то насколько духовно-прекрасными они могут быть.

«Большая грудь, широкий зад» в библиотеке IHAVEBOOK

 

Классная вещь!«Устал рождаться и умирать». Этот роман многие считают лучшей работой писателя. По признанию самого Мо Яня, эту книгу он написал за сорок три дня – четыреста девяносто тысяч иероглифов – но готовился к ней сорок три года. В одном из интервью он признавался: «Стоит мне начать писать, материал извергается из меня как лава из вулкана». Идею романа автору подсказала настенная фреска в одном из храмов Пекина, на которой изображено перевоплощение в различных животных.

Во время земельной реформы 1950 года расстреляли, как нежелательного элемента, невинного человека – помещика Симень Нао. Но, попав на тот свет, Симень Нао не желает раскаяться в своих грехах и смириться. Властелин ада, видя его несгибаемое упорство и гордую душу, отправляет Симень Нао на землю, чтобы тот мог взглянуть в глаза своим убийцам. Вот только не человеком, а ослом в хозяйстве своего бывшего батрака Лань Ляня, который взял в дом одну из овдовевших жен Нао и теперь воспитывает его собственных детей. Так начинается череда перерождений героя – осёл, могучий вол, свинья, собака, обезьяна. Человеком он сможет родиться только тогда, когда его дух освободится от ненависти, но это трудно в мире, где так много зла и несправедливости, мирится с которыми Симэнь Нао не может ни под какой личиной. История перерождений героя переплетается с историей Китая – земельная реформа, первая пятилетка, индустиализация, «Большой скачек», «Культурная революция», курс на коммунизм с уклоном в капитализм. Нелегкий путь и для людей, и для животных. Проходя череду перерождений, герой не перестаёт ненавидеть и любить, драться за свою правду и, пользуясь всеми возможностями своего облика, радоваться жизни. В книге уникальным образом сочетается грубый натурализм и высокую трагичность, хлесткую политическая сатира и волшебный вымысел редкой художественной красоты

«Устал рождаться и умирать» в библиотеке IHAVEBOOK

 

Классная вещь!В 1914 году издательство «Эксмо» выпустило повесть Мо Яня «Перемены».

«Перемены» – это небольшая автобиографическая повесть, сотканная из воспоминаний о детстве и молодости автора, о людях, которые его окружали. Герой – мальчик из китайской глубинки, чья жизнь меняется вместе с жизнью страны. Детство, прошедшее в небольшом китайском селении. Школа и любовь к первой школьной красавице, дочери шофера единственного в этих местах грузовика, которой завидуют все одноклассники. Исключение из школы и тяжелый однообразный крестьянский труд. Герой мечтает вырваться из нищего провинциального прозябания, добиться успеха, показать себя в этом мире. Первым шагом на этом пути стала нелегкая служба в армии, затем – учеба, первые рассказы и, наконец, первый успех. Неторопливое, чрезвычайно образное повествование ведет нас от одного события к другому, а обилие жизненных деталей, рассыпанных по повести, дают гораздо более полное представление о жизни Китая и китайцев, чем самые толстые учебники истории.

Читать в ЛитРес*

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

«Перемены» в библиотеке IHAVEBOOK


На сегодняшний день Мо Янь по праву считается одним из наиболее выдающихся представителей литературы стран Востока. Его творчество, не имеющее грани между реальностью и галлюцинацией, стало образцом новой китайской литературы. Но сам автор не считает себя великим, полагая, что мировые премии – не показатель мастерства и гениальности писателя. Для Мо Яня главным критиком всегда будет оставаться простой читатель.

Весь Мо Янь в библиотеке  IHAVEBOOK

 

Материал подготовила Т. А. Алябьева,
ведущий библиотекарь отдела обслуживания

 

Наверх