1. Главная
  2. Читателям
  3. Книги & чтение
  4. Книжный переплет
  5. Переплетение литературы и театрального искусства

Переплетение литературы и театрального искусства

Книжный переплет. Выпуск 7. Эфир от 03.11.2018

«Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть», – считал драматург Александр Островский.

Доброе утро! Сегодня поговорим о переплетении литературы и театрального искусства.

На минувшей неделе исполнилось бы 80 лет Венедикту Ерофееву, автору бессмертной поэмы в прозе «Москва  Петушки». К юбилею в «Редакции Елены Шубиной» вышла первая биография писателя «Венедикт Ерофеев: посторонний». У книги сразу три автора: филологи Олег Лекманов и Михаил Свердлов, а также физик Илья Симановский.

Постановка по главной книге Венедикта Ерофеева уже много лет есть в репертуаре театра «Манекен» и называет «Беги, Венечка, беги!». А вскоре свою версию покажет и челябинский Камерный театр. Ее ставит известный питерский режиссёр Алексей Янковский. Премьера состоится в начале следующего года.

Какие еще интересные «литературные» спектакли могут если не прочесть, то увидеть южноуральцы?

Прежде всего посоветую посмотреть в Театре кукол документальную историю «Мой муж Даниил Хармс». Этот спектакль  ожившие воспоминания Марины Дурново, урожденной Малич, которая был замужем за Хармсом восемь лет: сначала счастливых, потом тяжелых, а под конец  страшных лет. Марина Малич после войны покинула Россию и прожила долгую жизнь в Венесуэле, ее не стало в 2002 году. В Латинской Америке её и разыскал литературовед Владимир Глоцер, записал и издал воспоминания, в которых не просто история двух человек, а портрет целого поколения.

Автобиографическая повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», посвященная отчиму, актеру Ролану Быкову, впервые была опубликована в журнале «Октябрь». А после успешной киноэкранизации издательство «АСТ» выпустило расширенную версию книги, включив туда три ранее не публиковавшиеся главы. Книгу можно увидеть не только на киноэкране, но и на сценах театров в Питере, Москве, Киеве, Красноярске, Риге. И в Челябинске. История странного любовного треугольника – бабушка, мать и разрываемый их любовью маленький мальчик – уже восемь лет в репертуаре Театра драмы имени Наума Орлова. Ближайший показ – 16 ноября.

В ноябре одним из главных культурных событий обещает стать премьера в Молодежном театре спектакля «Конёк-Горбунок» по сказке в стихах Петра Ершова. Она была написана без малого двести лет назад, а классику к моменту первой публикации едва исполнилось 19 лет! У спектакля тоже молодые соавторы. Режиссёр Дмитрий Писарев дополнил текст новыми образами и сюжетами, понятными современному зрителю, не только юному, но и взрослому. Художники Антон Сластников и Елена Хохлович погрузят зрителей в «русский космос» с яркими палехскими мотивами. А хореограф Варвара Зырянова специально для спектакля придумала новое танцевальное направление –русский народный хип-хоп. Премьерные показы состоятся 24 и 25 ноября.

А еще в Челябинске можно увидеть спектакль «Довлатов» в Театре-студии «Манекен»; разбитые на три вечера сценические опыты по роману Достоевского «Бесы» в Новом художественном театре; балет «Анюта» по рассказу Чехова «Анна на шее» в Театре оперы и балета и множество других театральных постановок, у которых очень сильная литературная основа.

Новинка недели: «Время колоть лед» – диалоги журналистки Катерины Гордеевой и актрисы Чулпан Хаматовой. Размышления двух подруг – умных, талантливых и красивых женщин – о друзьях, о журналистике и искусстве, телевидении и театре, о войне, о создании благотворительного фонда «Подари жизнь» и работе в нём. Именно это дело они считают самым важным сегодня, чем-то похожим на колку льда в постоянно замерзающей стране. Автор предисловия Людмила Улицкая отмечает: «Эта книга – и роман воспитания, и журналистское расследование, и дневник событий, и диалог на грани исповеди». Рекомендую.

Что читает сенатор, член Совета Федерации Ирина Гехт: трилогия Дины Рубиной «Русская канарейка».

Наш традиционный опрос «Что читают южноуральцы».

Французский поэт XVI века Пьер де Ронсар, опередив Шекспира, заметил: «Весь мир – театр, мы все – актеры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой».

Увидимся через неделю! Читайте книги! И приходите в театр!

Рифат Абдрашитов,
зав. сектором отдела маркетинга и проектных технологий ЧОУНБ

06.11.2018

Наверх