Леонид Иванович Бородин

14 апреля     Литературный календарь 2018

       Леонид Иванович Бородин


Духовно мне близки люди, которые любят Россию.
С теми же, кто считает ее историческим недоразумением,
у меня не может быть ничего общего.
Многие из этих людей в лагерях вели себя достойно,
но для будущего России важны не человеческие страдания, а любовь к Родине.
Леонид Бородин

Мирочувствование Бородина неотделимо от Родины,
от исторической отечественной мистерии.
На примере жизни его, так доверительно нам открытой, видим,
что Родина не пустой звук, что любовь к ней – не фразерство, не идеология,
а формообразующая человеческую личность закваска,
наполняющая жизнь высоким смыслом и содержанием

Юрий Кублановский

Бородин Леонид Иванович – русский писатель и общественный деятельБородин Леонид Иванович (1938–2011) – русский писатель и общественный деятель, «один из самых выдающихся, – по признанию критика Павла Басинского,русских прозаиков второй половины века минувшего и начала века нынешнего. Один из последних русских романтиков и вместе с тем мастеров социально-психологической прозы, то есть той прозы, в которой именно русское Слово достигло высочайших вершин Искусства». Писатель «добывал свою истину как человек поступка не в кабинетной тиши, не в карьеристском азарте, а в советских лагерях, где отсидел два долгих срока за свои убеждения». В общей сложности провел в советских тюрьмах и концлагерях более 11 лет.

Из биографии

Родился Леонид Иванович Бородин в Иркутске 14 апреля 1938 г. в семье сельских учителей. Фамилия Бородин – у него от отчима. Родной отец будущего писателя был латвийским офицером, осужденным в СССР за шпионаж и после срока в Соловках сосланным в Иркутск, где после второго ареста в 1941 г. был расстрелян.

Леонид Бородин – курсант школы МВДЛеонид после окончания общеобразовательной школы учился в спецшколе МВД в Елабуге. В 1956 г. поступил на историческое отделение Иркутского университета. В это же время в университете учились В. Распутин, А. Вампилов, М. Варфоломеев. Бородин принимал активнейшее участие в организации студенческой группы «Свободное слово», которая ставила перед собой задачу самостоятельного осмысления русской истории. Выход свободного печатного органа и появление в нем «Басни о Хрущеве» привели к тому, что уже через семестр Бородин был исключен из комсомола с последующим отчислением из университета. В 1958 г. Бородин уехал на «ударные стройки», по его словам, «познавать идеологию рабочего класса». Работал в угольных шахтах Норильска, строителем Братской ГЭС, заочно поступил учиться на историко-филологический факультет педагогического института в Улан-Удэ. После его окончания преподавал историю, был директором школы в Бурятии, затем – в Ленинградской области.

Л. Бородин в ЛенинградеВ 1965 г. Бородин приехал в Ленинград для поступления в аспирантуру философского факультета Ленинградского государственного университета. Темой для диссертации он выбирает «Ранний (неокантианский) период философского творчества Н. Бердяева». Работы этого русского философа заставляют Бородина по-новому посмотреть на историю общественной жизни в стране. Через Н. Бердяева он познакомился с христианской доктриной развития общества, что сблизило его с членами тайной политической организации «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов» (ВСХСОН). В основу деятельности Союза была положена идея построения христианского государства социальной направленности, как она была изложена в работах А. Хомякова, В. Соловьева, В. Иванова и Н. Бердяева. Религия рассматривалась только как социальный институт, несущий положительную мораль. В начале 1967 г. организация была раскрыта КГБ по доносу, почти всех её участников арестовали. По делу этого Союза был арестован в 1967 г. и Бородин. В ожидании приговора, находясь в следственной тюрьме, Бородин пишет свои первые зрелые произведения: «Перед судом», «Повесть странного времени», «Вариант». Герои его произведений – выходцы из различных социальных слоев общества, они сталкиваются вокруг себя с проявлением лжи и насилия, но их одиночных усилий оказывается недостаточно, чтобы одолеть их.

Лагерный баракЛагерный срок с 1968 по 1973 г. Бородин отбывал в лагерях Мордовии и во Владимирской тюрьме. В 1969 г. он пишет анонимную работу «ВСХСОН: состав, программа, методы работы, идеологические позиции, причины поражения», которая была переправлена на Запад. Свои лагерные впечатления писатель выразил в рассказе «Полюс верности» (1975) и повести «Правила игры» (1985).

Освободившись в феврале 1973 г., Бородин сближается с В. Н. Осиповым, издателем первого легального машинописного журнала «Вече», где печатает несколько своих статей. После ареста Осипова одноименное издание с тем же идеологическим направлением (русская национальная идея) стало выпускаться русскими эмигрантами в Мюнхене. Продолжением линии московского «Вече» в Москве стал рукописный «Московский сборник», главным редактором которого в 19741975 гг. стал Бородин. За выпуск «Московского сборника» он получил предупреждение о недопустимости «антисоветской деятельности» от КГБ. Уехал в Сибирь, где работал лесником и занимался литературной деятельностью.

Кроме журналистской деятельности, Бородин в 1970–1980 гг. много работает над художественной прозой, которую отличает эмоциональная сдержанность и обращение к глубинам народного сознания. Не имея возможности публиковаться на страницах отечественной печати, Бородин печатается в таких западных изданиях, как «Грани», «Посев» и «Вече» (Мюнхен). Главным мотивом выступлений Бородина как публициста на страницах этих журналов стало отстаивание российской государственности в том виде, в каком она была выработана на протяжении многих веков православной истории.

Бородин, Л. Повесть странного времени (Германия: Посев, 1978.)В 1978 г. в издательстве «Посев» во Франкфурте-на-Майне вышла первая книга Л. Бородина – сборник рассказов «Повесть странного времени», получивший положительный отклик западной литературной критики. Затем были написаны и изданы на Западе «Гологор», «Год чуда и печали», «Третья правда», «Расставание» – сначала по-русски, а затем в переводах на английский, французский, итальянский, немецкий языки. Признание за рубежом не находит отклика на родине. Все это время Бородин вынужден скитаться вместе с семьей по стране в поисках угла и работы. Проживание в крупных городах России ему было запрещено. Но, несмотря на сложное материальное и моральное положение, покидать страну Бородин категорически отказывается, хотя такая возможность ему предоставлялась не один раз. Вне России Леонид Иванович своей жизни не представлял, в эмиграцию не стремился. Для Бородина всякая эмиграция, в сущности, всегда побег, в известной степени уклонение, потому что «всегда имеется альтернатива: остаться и бороться, бороться и погибнуть».

В 1982 г. Бородина вновь арестовывают и за сотрудничество с западными изданиями осуждают на 10 лет лишения свободы и 5 лет ссылки, как «не ставшего на путь исправления». Его друзьям удалось передать рукописи Бородина за границу. В этот период выходит более 20 книг Бородина, переведенных на различные языки мира.  Срок он отбывал в исправительно-трудовой колонии в Пермской области. Летом 1987 г. на волне «перестройки» был досрочно освобожден после решения Политбюро ЦК КПСС об освобождении (помиловании) советских политзаключенных, согласившихся подать прошение о помиловании. Писать его отказался Бородин, но все равно был освобожден. «Это был самый тяжелый период в моей жизни. Первый раз в жизни я совершал выбор: выходить на свободу или остаться. И в первый раз в жизни я совершил ошибку. Нас освобождали не как невиновных, а миловали. И миловали не помилованием всеобщим, а индивидуальным. Дело каждого рассматривалось. Для того, чтобы его рассмотреть, нужно было высказать свое мнение о перестройке. И встала проблема: выходить или не выходить, как оценить то, что происходит в стране, – или вернуться в лагерь. Но поведение власти для меня было настолько шокирующим, что я потерял ориентацию. Сегодня задним числом, я считаю, что совершил ошибку», – размышлял впоследствии Бородин.

Новая жизнь

Новая жизнь Л. БородинаНачинается новая жизнь Л. Бородина, писателя и человека. Можно было обидеться, ожесточиться, можно было выгодно использовать свою биографию. Но он просто стал писать, исследовать жизнь, искать причины, при каких человек перестает быть человеком, и продолжал надеяться на победу человеческого духа.

Освободившись в 1987 г., писатель окунулся в водоворот очередных роковых перемен в своем отечестве, анализируя которые Бородин приходит к неутешительному выводу относительно современного состояния общества: «Если и помнит российская история времена более тяжкие, то более лукавые – едва ли». В 1989 г., накануне развала Советского Союза, Бородин пророчески утверждал: «...Либерализм – явление безответственное: высказался, а там хоть трава не расти. И «справа» и «слева» есть и те, кто работают на кровавый развал государства, и те, кто противятся этому. А развал – это будет не гибель Империи, а гибель России. Остальные как раз уцелеют. Ещё одной Революции Россия не выдержит. Сейчас вновь актуальны слова Столыпина: “Кому-то нужны великие потрясения, а кому-то – великая Россия…”». Критик Владимир Бондаренко тогда же дал такую характеристику Леониду Ивановичу: «Бородина хотели бы использовать – как и других критически настроенных авторов – ненародные, ненациональные, антигосударственные силы, диссиденты – но он им не дастся, слишком он русский, слишком большой и сильный...».

В 1987–1991 гг. писатель опубликовал в СССР все свои ранее изданные на Западе произведения.

В 1990 г. в московском издательстве «Современник» выходит книга «Повесть странного времени», куда вошли лучшие произведения Бородина: повести «Повесть странного времени», «Встреча», «Третья правда», «Гологор», «Женщина в море». Все они в какой-то степени автобиографичны и объединены одной мыслью – в любые, самые тяжелые времена человек остается человеком, если он верен нравственной правде.

В этом же году по приглашению бывшего тогда главным редактором Владимира Крупина, Бородин начал работать в редакции литературно-публицистического журнала «Москва». Он руководит отделом прозы журнала, а с 1992 г. становится его главным редактором. Свой в высоком смысле слова консервативный журнал он редактировал на протяжении двух десятилетий до самой кончины. Издание обретает свой завершенный облик журнала русской культуры. В основе его политики лежат два основных постулата: православие и российская государственность, как не подлежащие сомнению ценности.

На VII съезде Союза писателей РСФСР в январе 1991 г. Л. И. Бородин был избран членом Секретариата Правления СП.

Осенью 1993 г. писатель не поддержал ни одну из боровшихся за власть сторон. Во время боя у телецентра «Останкино» вывозил раненых на своей автомашине. К Леониду Ивановичу потянулись разные люди, которые, по его словам, «предлагали возглавить политические партии, баллотироваться в депутаты». Однако, как вспоминает Бородин, «понимая, что наступило очередное Смутное время, отклонил все предложения. Хотя в то время конъюнктура была такова, что ...наверняка бы прошел в депутаты...». Его голос был и остался неподкупным. К общественно-политической деятельности Бородин охладел. Теперь литература уже окончательно вышла на первое место в его жизни. И именно в этот период Бородина, продолжающего в своём творчестве традиции русской классической литературы, за рубежом «...враз перестали печатать, – отмечал Леонид Иванович в интервью «Литературной газете», – наконец-то раскусили, что я отнюдь не либерал, а государственник. Западу же, как известно, подобные писатели не нужны».

В 2003 г. на страницах журнала «Москва» было напечатано автобиографическое повествование Бородина «Без выбора», в котором писатель рассказывает о своей жизни, о том, как формировалось его мировоззрение, о тех людях, с которыми сталкивала судьба в тюрьме и на воле. В частности, он пишет: «Сколько было радостных встреч и общений, сколько замечательных, неповторимых людей, каждый в свое время так или иначе повлиял на выпрямление моего вихляющего комсомольского позвоночника, сколько великих имен прошлых эпох помогли определиться по отношению к самому главному, что и было и остается первичной темой и слова, и дела, – к России… Бог мой! Да только начни перечислять прекрасных людей, с кем сводила жизнь – конца списка не видно!». Большое место в повествовании занимают и напряженные размышления Леонида Ивановича о судьбе Отечества, пережившего в XX веке ряд искусов, предательств, отречений, и острая полемика с известными писателями, политиками, деятелями культуры о причинах драматического состояния России сегодня.

В последние два десятилетия жизни и творчества Бородин был отмечен многочисленными наградами и премиями, как зарубежными, так и отечественными. Среди тех, которыми особенно дорожил он сам, следует выделить премию Александра Солженицына, которую писатель получил в 2002 г. «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды». Дорога была ему и премия «Ясная Поляна» (2007) за лирическую сказку «Год чуда и печали», которую критик Валентин Курбатов, вручая награду, назвал «светлейшим произведением русской литературы последней четверти века». Радовался писатель и пушкинской премии «Капитанская дочка» (1996) за историческую повесть «Царица смуты». Успели вручить писателю свои награды также Русская Православная Церковь (орден преподобного Сергия Радонежского), Правительство Москвы и Союз писателей России.

Скончался Леонид Иванович Бородин 24 ноября 2011 г. от обширного инфаркта. Похоронен на кладбище города Сергиев Посад. Отпевание его состоялось в храме Николая Чудотворца в Хамовниках.

«Он так и остался до конца жизни несломленным рыцарем, романтиком и мечтателем, ищущим свою третью великую правду на Руси», – писал в дни прощания критик Владимир Бондаренко.

О творчестве

Леонид Иванович БородинЛеонид Иванович Бородин, по мнению критиков, является одним из последних писателей, которых можно, не боясь этого слова, назвать классиками русской литературы. Он стоит в одном ряду с Распутиным, Беловым и Крупиным, вместе с которыми продолжил путеводную духовно-нравственную линию отечественной литературы и сделал немало для возрождения русского самосознания.

Леонид Бородин принадлежит к тому типу писателей, которые до всего должны дойти сами, ничего не беря на веру, ничего не утверждая и не отрицая. Все у него познается, все исследуется. Бородин написал не много, но при этом сумел охватить самые разные пласты российской жизни, и современной, и исторической. Кто он? Городской писатель, «деревенщик», певец природы или историк? И то, и другое, и третье. Он – всеобщий, как и подобает быть любому национальному классику, чье значение и присутствие в литературе будет со временем только увеличиваться. Поражает разнообразие его произведений. Лирическая сказка «Год чуда и печали», повесть о трагических последствиях революции и гражданской войны «Третья правда», роман о диссидентах «Расставание», повесть перестроечных лет «Женщина в море», которую критики сравнивали с лермонтовской «Таманью», историческая повесть «Царица смуты», книга «Божеполье» – о перестроечном обвале и трагедии семьи бывшего номенклатурного работника, – это далеко не полный перечень его произведений. Несмотря на то, что писатель более 10 лет провел в лагерях, лишь одна его повесть – «Правила игры» – посвящена лагерной тематике. Он считал, что к написанному Шаламовым и Солженицыным добавить нечего.

Бородин Л. И. Собрание сочинений : в 7 т. / Л. И. Бородин ; сост. Л. Е. Бородина.  – Москва : Изд-во журнала «Москва», 2013.

В основе всего творчества Бородина – проблемы конфликта нравственности и безнравственности в современном мире. Герои его произведений сильны духом, способны к глубоким размышлениям, самооценке и самоанализу. Все книги писателя, которые широко известны не только в нашем Отечестве, но и за рубежом, посвящены высокой личной ответственности человека. Они заставляют задуматься о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях. А это всегда актуально и востребовано.

В издательстве журнала «Москва», который Бородин возглавлял вплоть до своей кончины, вышло семитомное собрание его сочинений. Главное достоинство издания – попытка наиболее полно представить наследие писателя, включая и ранние его произведения, лирику и даже венок сонетов.

Материал подготовлен Верой Ильиной, библиографом ИБО

Использованы справочные издания фонда ИБО и интернет ресурсы, в частности, материалы сайта Большая энциклопедия русского народа


Наверх