Виктор Розов

     Литературный календарь - 2018
                Виктор Розов

Я счастлив, потому что открыл великий закон: выжить может только тот, кто занят делом. Кто не ноет и не жалуется, что он болен, безработен…
Виктор Розов

Розов создал новый тип героя, которому «важно не кем я буду, а каким я буду». В конце 50-х отклик в душе зрителя находили не исключительные героические личности, способные совершать подвиги, а просто порядочные люди с чувством собственного достоинства…
Инесса Родионова, Олег Табаков «Парадокс об актёре»

Литературный календарь,Виктор Розов

Виктор Сергеевич Розов – драматург, сценарист, лауреат Государственной премии СССР. Академик Российской академии словесности. Президент Российской Академии театрального искусства. Член Союза писателей. Яркий представитель советского сентиментализма.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Автор более 20 пьес и 6 киносценариев, которые вошли в историю советского и российского театрального искусства, родился за год до начала Первой мировой войны в Ярославле. После эсеровского мятежа 1918 г. семья бежит в Ветлугу, где Виктор заканчивает первые три класса школы. Затем переезжает в Кострому, где будущий драматург после окончания школы работает на местной текстильной фабрике. В 1932 г. поступает в Костромской индустриальный техникум. Увлечение театром приводит юного Розова на сцену Костромского ТРАМа (Театр рабочей молодежи), затем ТЮЗа (Театр юного зрителя), где он сыграл несколько главных ролей (Фигаро, Скапена).

В 1934 г. Виктор Розов едет в Москву поступать в театральное училище при московском Театре революции (сейчас – Театр имени В. Маяковского), и его зачисляют в класс блистательной актрисы М. И. Бабановой. После 4 лет учебы он принят в театр актером вспомогательного состава.

Все планы и мечты изменяет война. В числе добровольцев Красной Пресни Розов уходит на фронт, а после тяжелого ранения попадает в тыл. Время, проведенное в госпиталях Владимира и Казани, обогатило его ценными встречами и наблюдениями, знанием многих людских судеб и жизненных ситуаций. Тогда же созрело окончательное решение о выборе литературного пути.

Он возвращается в Москву и поступает на заочное отделение Литературного института. После окончания войны, прервав занятия в институте, по приглашению Н. Сац, в качестве режиссера и актера перебирается в Алма-Ату. Возвратившись в Москву, работает в Театре при Центральном Доме культуры железнодорожников.
Свою первую пьесу «Семья Серебрийских» он пишет в 1943 г., но в течение почти 13 лет она остается неизвестной для читателей и зрителей. Только в 1956 г. под названием «Вечно живые» пьеса увидела свет.

Дебют Розова как театрального сценариста начался с пьесы «Её друзья», которая имела оглушительный успех. В Розове нашли своего драматурга Анатолий Эфрос и Олег Ефремов. В 1957 г. спектаклем по пьесе «Вечно живые» открылся новый театр – «Современник».

Первой экранизацией стал фильм Виктора Эйсымонта «В добрый час!» (1956). Фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), снятый по мотивам пьесы ««Вечно живые», получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля 1958 г.

Пьесы Розова: «Страница жизни» (1953); «В добрый час!» (1954); «В поисках радости» (1957); «Неравный бой» (1960); «В дороге» (1962); «Традиционный сбор» (1967) и другие – пользуются у зрителя неизменным успехом, в кассы театров выстраиваются огромные очереди.

Автобиографическая «Путешествие в разные стороны» (1987) и мемуарная «Удивление перед жизнью»(2000) книги Розова вместили в себя многие события его личной жизни, историю создания и постановки отдельных пьес, впечатления от зарубежных поездок, портреты актеров и режиссеров, современников драматурга.

Виктор Розов скончался в Москве 28 сентября 2004 г.

27 марта 2007 г. во дворе Московского театра-студии под руководством Олега Павловича Табакова («Табакерка») был установлен памятник Виктору Розову (скульптурная композиция «Драматурги Александр Володин, Александр Вампилов, Виктор Розов»).

«Всем пьесам Розова, – отмечал В. Казак, – свойственно реалистическое изображение действительности, приобретающее широкое, общечеловеческое значение. Его персонажи живо и индивидуально проявляются в сжатом диалоге, говоря на языке повседневности; верность психологии (также детской), постоянный отзвук внутренних, скрытых пластов содержания сочетаются с отказом от прямых характеристик (оценки должен вынести читатель и зритель)».

В. Казак «Лексикон русской литературы XX века»

Цитаты:

Для того чтобы личность могла состояться полностью, ей нужна свобода.

Ну конечно, в семнадцать лет вы все хотите быть непременно великими. А вдруг получится из тебя какой-нибудь обыкновенный смертный – счетовод, провизор или фотограф?

Злоба убивает в человеке все, даже талант.

Если человек не гений, не знаменитость, так и права на жизнь не имеет?

Всякие теории – одно, а практика, жизнь то есть, очень часто совсем другое.

Для подвига не требуется большого пространства.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Мария Некипелова, 
библиотекарь ОЭР

Наверх