Владимир Соллогуб

     Литературный календарь - 2018
            Владимир Соллогуб

… Отчего в жизни ожидания наши, и желания, и надежды никогда не сбываются? Загадываешь одно, а выходит противное, и даже не противное, а что-то совершенно другое, неожиданное. В воображении все обрисовывается в ярких, приятных и резких красках, а на деле все сливается в какой-то мутный хаос скучной действительности.
Владимир Соллогуб

Литературный календарь ЧОУНБ, Владимир Соллогуб

Владимир Александрович Соллогуб – русский писатель, прозаик, драматург, поэт и мемуарист.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

По меркам позапрошлого столетия жизнь графа Владимира Александровича Соллогуба была долгой, а пора громкой литературной славы – короткой.

Он получил прекрасное домашнее образование, часто и долго бывал за границей. Родители мечтали о дипломатической карьере сына; в 1829 г. его определили на философский факультет в Дерптский университет. После окончания университета он поступил на службу в Министерство иностранных дел, где состоял в должности атташе при русском посольстве в Вене. Однако из-за отсутствия склонности к дипломатической службе он возвратился в Россию и начал карьеру уже при Министерстве внутренних дел как чиновник особых поручений, в 1850 г. служил на Кавказе, в 1870 был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877 находился при главной квартире Императора для составления «Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем».

Учёба и пребывание в Дерпте оставили след в судьбе писателя, найдя отражение в ряде произведений (повести «Два студента» (1837), «Аптекарша» (1841) и рассказ «Неоконченные повести» (1843)). Литературный дебют Соллогуба состоялся в «Современнике» в 1837 г., где была опубликована его новелла «Три жениха», но успех и признание принесла ему «История двух калош», увидевшая свет в 1939 г. в журнале «Отечественные записки». Годом позже здесь же выходят повесть «Большой свет» и первые семь глав повести «Тарантас».

За короткий промежуток времени Соллогуб создает около двадцати повестей и рассказов, об одном из них Белинский писал: «Лучшая повесть прошлого (т. е. 1841 г.) года, без всякого сомнения, "Аптекарша" графа В. А. Соллогуба. Давно мы уже не читали по-русски ничего столь прекрасного по глубоко задуманному содержанию, тонкому чувству такта, по мастерству формы, простирающейся до какой-то художественной полноты».

В 1845 г. выходит повесть «Тарантас» – самое значительное произведение писателя, где в форме путевых очерков Соллогуб дает описание провинциального быта. Книга имела шумный успех и стала произведением, «возбуждающим всевозможные толки». В. Белинский расценил её как памфлет на славянофилов, а Н. Добролюбов, что автор просто «высказал свои чаяния», однако уже через десять лет, именно Добролюбов, в лице Соллогуба, разбирался со всей старой дворянской литературой. Литературой, подлежащей немедленному забвению. После «Тарантаса» Соллогуб напечатал еще несколько повестей и драматических произведений, из которых особенный успех на сцене имели драма «Местничество» (1849) и водевиль «Беда от нежного сердца» (1850). В 1856 г. в журнале «Русский архив» Соллогуб публикует воспоминания о Пушкине и Гоголе, отдельное издание «Воспоминаний» вышло в 1887 г. уже после смерти автора.

С 1858 г. Соллогуб командирован за границу для изучения европейских театров, там он пишет комедию «Preuve d’amitiе» («Доказательство дружбы»), поставленную в парижском театре «Gymnase». Последние годы жизни писатель проводит за границей, где пишет биографический роман «Через край». 

Скончался Владимир Соллогуб 5 июня 1882 г. в Гамбурге, похоронен в Москве в Донском монастыре рядом с матерью и братом Львом.

Современники кардинально расходились в оценке творчества писателя: одни видели в нём многообещающий талант, другие считали его произведения дилетантскими и подражательными. По мнению современных литературоведов «светские повести» Соллогуба стали заметным явлением русской литературы 30–40-х годов XIX века.

Вообще слова «за границу» имеет между нашей молодежью какое-то сданное значение. Оно точно как бы является ключом всех житейских благ. Больной спешит за границу, воображая, что у прусской заставы вдруг сделается здоровым. Живописец просится за границу, в ожидании, что как он только влезет на Monte Pincio, так и будет Рафаэлем. Невежда, проленившийся целый век дома и пристыженный, наконец, своим незнанием, берет место в дилижансе и думает, что потерянное время, вечная праздность, умственные потемки больше ничего не значат: он едет за границу.

В. Соллогуб «Тарантас»

Только что странно: я от излишества, вы от недостатка – мы оба дожили до одного, то есть до тяжкой скуки. Вы жалуетесь, что в вашей одинокой ссылке вам негде развернуть души и сердца; мы же, вечно ищущие недосягаемого, мы чувствуем, что душа и сердце подавлены в нас. Вы знаете холод одиночества, но вы, слава богу, не знаете еще холода общественной жизни. Вы знаете, что любить надо, а мы знаем, что любить некого. В вас кипят надежда и сила, нас давит бессилие в немощь.

В. Соллогуб «Метель»

Когда на вас слетает вдохновенье, не выражайте его словами: для живой мысли мало мертвого слова. Одна, быть может, музыка, как нечто среднее между душой и словом, между небом и землей, может выразить в слабом оттенке часть невыражаемого восторга, который хоть раз в жизни осеняет свыше каждого человека.

В. Соллогуб «История двух калош»

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Мария Некипелова, 
библиотекарь ОЭР

Наверх