Александр Солженицын «Раковый корпус»

 Литературный календарь - 2018. Книга-юбиляр - 50 лет

Солженицын заговорил голосом великой литературы, в категориях добра и зла, жизни и смерти, власти и общества…
А. Белинков
В нашем отечественном контексте наше теперь уже ходячее выражение «Смотреть правде в глаза» – это, действительно, то же самое, что «смотреть в глаза страданию». Такова наша история.
С. Залыгин
…это не только художественное произведение, но и руководство для врача… Меня не оставляет чувство, что повесть написана дипломированным, знающим врачом. И потрясающая образность… кажется, Александр Исаевич прожил в «Раковом корпусе» за каждого своего героя, перенес все, что перенесли они, и каждому из них отдал, как врач, кусочек своей души.
Л. А. Дурнов, академик РАМН

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Солженицын «Раковый корпус»

Русский прозаик, драматург, публицист, лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын в 1955 г. задумывает и в 1963–1967 гг. пишет роман «Раковый корпус». Сам автор определяет его как повесть. Произведение было отдано поэту и главному редактору журнала А. Твардовскому для публикации в «Новом мире», но попытки напечатать оказались неудачными. Вокруг Солженицына сгущалась атмосфера враждебности. Как и роман «В круге первом» «Раковый корпус» появился в «самиздате». Тем временем на Западе в 1968 г. вышел из печати «Раковый корпус» без ведома автора. В СССР – первая публикация в журнале «Новый мир» в 1990 г. (№ 6–8).

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать онлайн в библиотеке ЛитРес*

История исцеления писателя (в онкологическом диспансере в Ташкенте в 1954 г.), впечатления автора от пребывания в больнице легли в основу повести, отразившей лица и события, борьбу за жизнь, попытку выздоровления страны после смерти Сталина. Время действия ограничено несколькими неделями, место действия – стенами больницы (такое сужение времени и пространства – отличительная черта многих произведений писателя). В палате «ракового корпуса», расположенного в большом среднеазиатском городе, странно соединились судьбы разных персонажей, которые вряд ли встретились бы друг с другом в ином месте. Перед читателями предстает «мозаика индивидуальных хроник – «личных дел» героев, центральных и второстепенных, всегда соотнесенных с грозными событиями ХХ века». Все обитатели палаты для больных вынуждены так или иначе решать проблему личного отношения к возможной скорой смерти, исходя из собственного жизненного опыта и своей индивидуальности. Это и главный герой Олег Костоглотов, чья история напоминает судьбу самого писателя, отбывший срок в лагерях по надуманному обвинению, ныне – он ссыльный. Это и рабочий Ефрем, расстреливавший в Гражданскую войну несогласных с большевистской властью. Это и бывший солдат Ахмаджан, служивший в лагерной охране. В палату попадают и начальник отдела кадров Русанов и персонаж Шулубин, проживший всю жизнь в страхе. Раковая болезнь уравнивает всех больных. Для некоторых (Ефрема и Шулубина) – это путь к прозрению, или к обретению мужества, для Русанова – возмездие, им самим неосознанное. Оказавшийся в палате томик Л. Н. Толстого заставляет их задуматься над вопросом «Чем люди живы?». В повести «Раковый корпус» диалогические связи с Толстым проявляются не только на сюжетном уровне, но и через нравственно-философские мотивы. Так, мотив пробудившейся совести, осознания греховности прежней жизни как пути к духовному воскресению, столь значимый в творчестве позднего Толстого (вспомним «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерову сонату», «Воскресение»), объединяет в произведении Солженицына таких разных героев.

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Солженицын «Раковый корпус»У Солженицына раковая болезнь еще и символ той злокачественной болезни, которая проникла в кровь и плоть общества. Мощно звучит мотив преодоления боли и смерти, но возникает и новая тема – выздоровления. Тело выздоравливает от смертельного недуга, душа выздоравливает от страха, от несвободы. Перед вышедшим из больницы героем предстает как чудо цветущий «немыслимой розовой нежностью» урюк. В этом знамении как будто соединяются собственная воля к новой жизни и Божий дар: «Чудо было задумано – и чудо нашлось. Еще много разных радостей ждало его сегодня в только что народившемся мире!..». Но лагеря и тюрьмы оставили неизгладимый след в душе Костоглотова. Олег вынужден подавлять в себе любовь к врачу Вере Гангарт, так как понимает, что уже не способен принести женщине счастье. Книга показывает работу врачей, боровшихся со страшной болезнью, взаимоотношения людей, балансирующих на грани жизни и смерти.

Повесть была высоко оценена А. Твардовским. Вместе с романом «В круге первом» стала большим мировым литературным событием и одним из оснований для присуждения А. И. Солженицыну Нобелевской премии по литературе (1970).

Цитаты:

От неизлечимой болезни умирают люди – и гибнет страна. Исцеление может прийти только чудом. Быть может, если не люди, то хотя бы СТРАНА сумеет исцелиться от смертельного недуга страха?..

... как легко раздразнить человеческое желание и как трудно насытить раздразненное.

И те клеточки сердца, которые созданы в нас природой для радости, став ненужными, – отмирают. И те кубики груди, в которых ютится вера, годами пустеют – и иссыхают.

Одна из утомительных необходимостей человечества – та, что люди не могут освежить себя в середине жизни, круто сменив род занятий.

Этот закон, вероятно, имеет и всеобщий характер: всякий делающий всегда порождает и то, и другое – и благо, и зло. Один только – больше блага, другой – больше зла.

Когда глаза неотрывно-неотрывно смотрят друг в друга, появляется совсем новое качество: увидишь такое, что при беглом скольжении не открывается. Глаза как будто теряют защитную цветную оболочку, и всю правду выбрызгивают без слов, не могут ее удержать.

Отзывы читателей

В этой повести (как скромно ее обозначил сам автор) чудовищный градус конфликта. Красной нитью через конфликт проходит любовная история двух персонажей, сталкивая их с новыми трудностями и рассуждениями. Ближе к финалу у меня закрались подозрения, что рак – это метафора. Борьба с болезнью за жизнь, очень похожа на борьбу с историческими событиями. Под колесами истории выжить также тяжело, как в холодных тисках болезни.

slow_reader

Как хорошо, как добротно, как жизненно написано. Автор примерил все эти судьбы, прожил до конца, прежде чем отпустить героев в дальнее свободное плавание на страницы собственного произведения. Не хочу называть это повестью, это роман, с большим количеством персонажей, с продуманным сюжетом, красной линией главной мысли, проходящей в каждой фразе, в каждом абзаце, пульсирующей в каждой прожилке персонажей истории. С удивлением подумала сейчас, что это все вымысел, что я в не окошко больницы заглянула, а книгу прочитала, как так? Я же все видела своими глазами…

Muse85

Очень, очень неоднозначен финал. Костоглотов выписывается из больницы, и на протяжении десятков страниц ходит по городу, наслаждается жизнью, и потом уезжает. Как это затянуто, как это излишне подробно... Но в этой куче подробностей, как в стоге сена, все же попадется иногда иголка, которая кольнет читателя – вот он, редкостный миг жизни, который не заметит здоровый человек, если ему не обратят внимание, но который очень живо подметит человек больной и умирающий. Вот они, шашлыки по три рубля за палку, обезьяна, лишенная зрения, вот шар цветущего урюка... И все это весной, именно весной, когда больше всего хочется жить. ЖИТЬ!

serovad

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать онлайн в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Удовицкая, 
гл. библиограф ИБО

Наверх