Валерий Брюсов

 Литературный календарь - 2018

Мой дух не изнемог во мгле противоречий,
Не обессилел ум в сцепленьях роковых.
Я все мечты люблю, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих….
Валерий Брюсов

Литературный календарь ЧОУНБ, Валерий БрюсовВалерий Яковлевич Брюсов – русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Именно его считают одним из основоположников русского символизма и предтечей акмеизма. Брюсов заложил ряд тематических направлений в стихосложении, которыми впоследствии пользовались многие знаменитые поэты.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Фрагменты биографии и творчества
Родословная
Брюсов родился 13 декабря (1 декабря по старому стилю) 1873 г. в Москве. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье. У него интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса, за два года до отмены крепостного права он выкупился на волю и начал свое торговое дело, в котором благодаря упорству и трудолюбию весьма преуспел. По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец. Возможно, именно он оказал влияние на литературное будущее Валерия. Что касается отца поэта, то Яков Кузьмич был человек веселый, умный, но чрезмерно легкомысленный и азартный, увлекался лошадиными скачками. После того, как он проиграл немало денег в тотализатор, дед будущего поэта исключил его из завещания и отдал деньги внукам – Валерию и его брату Александру. Поэтому уже с детства средствами к существованию поэт был обеспечен. Другой вопрос – душевное тепло. Отец занимался им мало, и максимум, что дал ему – это любовь к математике и точным наукам. Мать – женщина добрая и хозяйственная, почему-то запрещала Валерию читать сказки. Как впоследствии писал сам Брюсов: «От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать». Понятно, что подобное воспитание сказалось на характере будущего поэта не самым лучшим образом – по жизни он был суховат и совсем несентиментален.

Образование
Брюсов рано пристрастился к литературе. В четыре года он научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке: изучал биографии великих людей и зарубежную классику, зачитывался бульварными романами и научной литературой. Фаворитами Валерия были авторы приключенческой литературы Жюль Верн и Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к математике и успешно решал самые сложные уравнения и задачи. Возможно, Брюсов преуспел бы и в научной деятельности, но выбрал для себя другой, творческий путь. Получив аттестат зрелости, молодой человек продолжил образование и стал студентом Московского университета им. Ломоносова, поступив на историко-филологический факультет. Он изучал историю и философию, искусство и литературу, уделял много времени иностранным языкам – для того, чтобы читать зарубежных авторов в оригинале. В дневнике Брюсов писал: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня».

Литературное творчество
Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Будучи подростком, он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 г., несколько позднее появились его первые рассказы. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Николая Некрасова, затем был очарован поэзией Семена Надсона. К началу 1890-х гг. наступила пора увлеченности Брюсова произведениями французских символистов – Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В студенческие годы Брюсов (под псевдонимом Валерий Маслов) издал три сборника «Русские символисты», куда вошли в основном его собственные стихи, большая часть которых была написана под влиянием французских символистов. В третьем выпуске сборника было помещено брюсовское однострочное стихотворение «О закрой свои бледные ноги», быстро обретшее известность, обеспечившее ироническое отношение к сборникам со стороны публики. В 1895 г. вышла первая книга стихотворений Брюсова – «Шедевры», а в 1897 г. издан сборник стихов «Это – Я». Стихи первых сборников Брюсова провозглашают субъективно-декадентские переживания и эгоцентризм, насыщены историческими, мифологическими и абстрактными сюжетами. В них присутствуют любовь, политика, философия и частные проблемы человека.
В 1899 г., окончив университет с дипломом 1-й степени, Брюсов принял решение полностью посвятить себя литературной деятельности. В 1900 г. он издает книгу «Третья стража», которая знаменует его переход к поэзии символизма и приносит автору большое признание. Брюсов становится одним из организаторов издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов). Под его руководством с 1901 по 1905 г. создавался альманах «Северные цветы». С 1904 по 1909 г. поэт занимался редактированием журнала «Весы» – рупором русского символизма. В начале 1900-х гг. выходят поэтические сборники Брюсова «Граду и миру», «Венок», «Все напевы». Его поэзия стала более камерной, в ней появились новые черты: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств. Примерно в это же время Брюсов сблизился с Бальмонтом. Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только как талантливый поэт – он проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальной прозе. В 1907 г. вышел его дебютный роман «Огненный ангел», в основу сюжета которого легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской. Правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы Гете, взятые из «Фауста». Брюсовым также были написаны роман «Алтарь победы», сборник рассказов «Ночи и дни», повесть «Обручение Даши» и другие произведения.

Переводческая деятельность
В 1898 г. Брюсов познакомился с главным редактором журнала «Русский архив» Петром Ивановичем Бартеневым. Между ними завязались дружеские отношения, и в скором времени Валерий Яковлевич начал работать в его издании. Практически все рабочее время он занимался переводами, причем с каждым годом его переводы становились все более качественными и детальными.
Многие исследователи творчества Брюсова считают, что его переводческая работа заслуживает самой высокой оценки. У него было редкое совмещение талантов поэта и переводчика. С самого начала своей литературной деятельности Брюсов активно занимался стихотворным переводом с латинского, итальянского, немецкого, шведского, английского, финского, французского и других языков. Литературовед В. В. Рогов пишет: «Громадному успеху В. Я. Брюсова как переводчика способствовали его феноменальная образованность, просветительский пафос, дар поэтического перевоплощения, виртуозная стихотворная техника и одна из редчайших его особенностей – дар глубокого проникновения в дух времен и народов».

Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта Эмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена. Известны брюсовские переводы стихотворений Эдгара По, произведений Ромена Роллана, Виктора Гюго, Байрона и других известных писателей. Брюсов полностью перевел «Фауста» Гете, «Энеиду» Вергилия. Для театра Веры Комиссаржевской перевел пьесы «Пеллеас и Мелизанда» Мориса Метерлинка и «Франческа да Римини» Габриэле Д’Аннунцио (совместно с Вячеславом Ивановым). В 1910-х гг. Брюсов был увлечен поэзией Армении. Перевел множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней», за что был удостоен в 1923 г. звания народного поэта Армении. Его имя носит Ереванский лингвистический университет.

Заслуженный успех
В первое десятилетие XX века Брюсов приобрел репутацию мэтра литературы, его почитали, как «первого в России поэта» (А. А. Блок), «восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать» (Н. Гумилев).

Достигнув вершины писательского мастерства, Брюсов стал одной из самых заметных фигур русской литературы. Его называли «императором символизма». Помимо того, что Валерий Брюсов был одним из самых знаменитых поэтов своего времени, законодателем литературных мод и главой крупнейшей поэтической школы – символизма, он преуспел также и как редактор нескольких известных журналов, в том числе «Весов» и «Русской мысли».
В 1910-х г. Брюсов становится живым классиком, многие считают его преемником Пушкина. При этом Цветаева и Ахматова дружно не любят Валерия Яковлевича. Цветаева называет его «мастером без слуха», а Ахматова – поэтом, который знал секреты ремесла, но не знал «тайны творчества». И, тем не менее, во многих областях русской поэзии рубежа веков Брюсов был первым и оказал колоссальное влияние на таких поэтов, как Александр Блок, Сергей Соловьев и Андрей Белый и других своих последователей. К ним относятся не только символисты, но и акмеисты (Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам), а также футуристы (Вадим Шершеневич, Борис Пастернак).
После революции

Валерий Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года и активно сотрудничал с новой властью. Он был одним из немногих поэтов того времени, кто принял и одобрил власть большевиков. После революции Валерий Яковлевич вступил в РКП(б), и начал активно работать в различных советских учреждениях. В числе прочего он организовал Высший литературно-художественный институт и до конца жизни являлся его ректором и профессором, руководил поэтическими вечерами московских поэтов, преподавал в МГУ и редактировал отдел литературы, истории и искусства в первом издании Большой советской энциклопедии. К пятидесятилетию он получил от советского правительства грамоту, в которой отмечались его многочисленные заслуги «перед всей страной». Брюсов стремился стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с Маяковским и Игорем Северяниным.

Последние стихи
В последние годы жизни Брюсов не переставал экспериментировать с различными стилями стихосложения. В 1920-е гг. в сборниках «Дали» и «Спеши!» поэт радикально обновил свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, рваный синтаксис, неологизмы, футуристические конструкции стихосложения. Манеру позднего Брюсова называли «академический авангардизм». По мнению критиков, «это в очередной раз говорило о его таланте и существовании уникальных приемов стихосложения». Однако многие современники поэта не понимали его поздних произведений из-за их чрезмерной сложности. К подобным стихотворениям можно отнести «Явь», «Мир № измерений» и «Мир электрона» и другие. Эти стихи были насыщены социальными мотивами, пафосом «научности». При жизни Брюсова не были опубликованы его футурологические пьесы «Диктатор» и «Мир семи поколений».

Личная жизнь
По своей натуре Брюсов был весьма собранным, целеустремленным и волевым человеком. Однако в то же время он проявлял слабость к азартным играм, наркотикам, ночным ресторанам, эротике и т. п. Вероятно, виной этому была генетика отца, а также и то воспитание, которое ему дали родители.

Публицист Дмитрий Быков пишет, что «трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской». Действительно, некоторые современники и литературные критики считали Валерия Яковлевича самовлюбленным и заносчивым человеком. По их мнению, Брюсов, еще будучи юношей, отличался болезненной самовлюбленностью и бредил своей гениальностью и избранностью. В юности он поставил себе цель: «чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут!» – и выработал жизненное кредо: «никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно». Это подростковое высокомерие было отнюдь не юношеским максимализмом, а первыми яркими проявлениями, брюсовской социопатии. Как и все социопаты и нарциссы, Брюсов не любил и не уважал людей. У него никогда не было настоящих друзей, как и любимой женщины.

Литературный календарь ЧОУНБ, Валерий БрюсовВ 1897 г. Брюсов женился на Иоанне Рунт, девушке из многодетной семьи обрусевшего чеха, служившей в доме Брюсовых гувернанткой его сестер. «Жена его, – вспоминала Гиппиус, – маленькая женщина, необыкновенно обыкновенная. Если удивляла она чем-нибудь, – то именно своей незамечательностью». Но в выборе жены Брюсов не ошибся. Она с благоговением относилась к литературным трудам мужа и была не только верной женой, но спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти. После смерти Брюсова Иоанна Матвеевна на долгие годы стала главным хранителем его архива и издателем творческого наследия поэта. Детей в семье Брюсовых не было. И хотя Брюсов был удачно женат, это никак не влияло на его многочисленные связи на стороне. Он был очень ярок и страстен в начале своих романов, но затем, когда женщины теряли для него интерес, становился холоден и отчужден. Быть возлюбленной Валерия Яковлевича, отмечали современники, было губительным не для одной женщины. Так в 1913 г. его роман с поэтессой Надеждой Львовой заканчивается ее самоубийством. Такой же трагедией обернулись и его отношения с Ниной Петровской, которые были на протяжении семи лет предметом обсуждения всего московского бомонда. Именно Петровская стала прототипом образа главной героини его дебютного романа «Огненный ангел». В жизни поэта она сыграла большую роль, но судьба Петровской сложилась трагически. Она дважды пыталась покончить с собой, пережила войну, нищету, самого поэта, и в итоге третья попытка самоубийства ей удалась.

Кончина
Жизнь Валерия Яковлевича Брюсова оказалась недолгой. В возрасте 50 лет 9 октября 1924 года он скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких. Поэт похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Современники о Валерии Брюсове
Андрей Белый
«…Валерий Брюсов – поэт хаоса, философ мгновения, сочетавший нужные ему элементы творчества Тютчева, Пушкина, Баратынского и Верхарна, преломивший их творчество в своей индивидуальности. И как-то по-новому отображаются эти поэты в В. Брюсове. И в новых творческих достижениях его узнаем мы все тот же путь, по которому шли все поэты к вечным ценностям. Брюсов действительно нов: но как он несовременен! До какой степени стоит одиноко в толпе современных модернистов!..»

Зинаида Гиппиус
«Брюсов – „декадент“, но он же и „классик“: он пушкинист, поклонник забытого Тютчева и отошедшего в тень Фета. Он неутомимо работает над исследованием сокровищ русской поэзии и освобождает их из-под хлама „либеральщины“, как он говорит. Но Брюсов, кроме того, тянется к „европеизму“. Стремится наладить связь новой русской литературы с соответственными уклонами во Франции и в Скандинавии».

Вадим Шершнев
«Брюсов при всей своей пунктуальности, точности, необычайной любви к каждому делу, за которое он брался, вплоть до винта, преферанса и заказа ужина, при всей своей нарочитой сухости, Брюсов был, как это ни странно звучит, с детства немолодым мальчиком. Мальчиком он остался на всю жизнь и, вероятно, ребенком он умер. Только у детей бывает такая пытливость, такая тяга „узнать все“. Брюсов кидался на все, и все, на что он кидался, он изучал необычайно досконально. У него были хорошие знания в области латинской поэзии и поэзии французской (русскую он знал просто замечательно!), он солидно знал историю, математику и даже оккультные науки. Интересовался спортом (его первая печатная строка – о бегах). Изучал языки. Он мог отдаться изучению какого-либо языка специально для того, чтоб прочесть в подлиннике того или иного автора или перевести этого автора. Брюсов считал ниже своего достоинства не знать какой-либо отрасли, а начав знакомиться с этой отраслью, он увлекался и вникал досконально во все детали, и потому счастливо избегал опасности быть дилетантом».

Из стихов Валерия Брюсова

Ангел благого молчания
Молитва
Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!
1908

Женщине

Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!
1899

День

Еще раз умер, утром вновь воскрес;
Бред ночи отошел, забыт, отброшен.
Под серым сводом свисших вниз небес,
Меж тусклых стен, мир ярок и роскошен!
Вновь бросься в день, в целящий водоем.
Скользи в струях, глядись в стекле глубоком,
Чтоб иглы жизни тело жгли огнем,
Чтоб вихрь событий в уши пел потоком!
Хватай зубами каждый быстрый миг,
Его вбирай всей глубью дум, всей волей!
Все в пламя обрати: восторг, скорбь, вскрик,
Есть нега молний в жало жгучей боли!
Час рассеки на сотню тысяч миль,
Свой путь свершай от света к свету в безднах,
Весь неизмерный круг замкнув, не ты ль
Очнешься вновь, живым, в провалах звездных?
Борьбой насытясь, выпей яд любви.
Кинь в сушь сознаний факел дневной песни,
Победы блеск, стыд смеха изживи,–
Умри во мгле и с солнцем вновь воскресни!
1920

Люблю одно

Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.
Я с изумленьем, вечно новым,
Весной встречаю синеву,
И в вечер пьян огнем багровым,
И ночью сумраком живу.
Смотрю в лицо идущих мимо,
В их тайны властно увлечен,
То полон грустью нелюдимой,
То богомолен, то влюблен.
Под вольный грохот экипажей
Мечтать и думать я привык,
В теснине стен я весь на страже:
Да уловлю Господень лик!
1900

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для работы онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Вера Ильина,
библиограф ИБО


Наверх